Участие несовершеннолетних в предвыБорной агитации
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие несовершеннолетних в предвыБорной агитации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.09.2014 N 16-АПГ14-19
Требование: Об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией не представлено.Судом установлено, что в рамках программы "Радужное лето" муниципальным учреждением "Социально-досуговый центр "Перекресток" Дзержинского района Волгограда" проводился праздник двора, и Кувычко А.А. принимала участие в указанном мероприятии, запланированном до избирательной кампании, как действующий депутат Волгоградской областной Думы. При этом факты ведения Кувычко А.А. на данном мероприятии предвыборной агитации, привлечения к агитации лиц, моложе 18 лет, раздачи им мороженого в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения. Вывод суда о том, что поздравления Кувычко А.А. участников праздника не могут расцениваться как использование преимуществ своего должностного положения, является правильным.
Требование: Об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией не представлено.Судом установлено, что в рамках программы "Радужное лето" муниципальным учреждением "Социально-досуговый центр "Перекресток" Дзержинского района Волгограда" проводился праздник двора, и Кувычко А.А. принимала участие в указанном мероприятии, запланированном до избирательной кампании, как действующий депутат Волгоградской областной Думы. При этом факты ведения Кувычко А.А. на данном мероприятии предвыборной агитации, привлечения к агитации лиц, моложе 18 лет, раздачи им мороженого в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения. Вывод суда о том, что поздравления Кувычко А.А. участников праздника не могут расцениваться как использование преимуществ своего должностного положения, является правильным.
Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2005 N 59-Г05-10
В удовлетворении заявления об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Амурского областного Совета Народных депутатов отказано правомерно, поскольку суд не установил факта использования кандидатом в депутаты преимуществ служебного положения, а доказательств об использовании кандидатом денежных средств, связанных с покрытием расходов на проведение своей избирательной кампании не из избирательного фонда избирательного объединения политической партии, суду не представлено.Анкету, содержащую логотип политической партии "Родина", разработанную независимой социологической группой "Институт гражданского общества" по изучению общественного мнения на тему "Отношение россиян к работе Государственной Думы РФ", суд не признал доказательством злоупотребления свободой массовой информации, поскольку вопросы, изложенные в названной анкете, не содержат каких-либо призывов агитационного характера, указывающих гражданам о предпочтениях в предвыборной кампании.
В удовлетворении заявления об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Амурского областного Совета Народных депутатов отказано правомерно, поскольку суд не установил факта использования кандидатом в депутаты преимуществ служебного положения, а доказательств об использовании кандидатом денежных средств, связанных с покрытием расходов на проведение своей избирательной кампании не из избирательного фонда избирательного объединения политической партии, суду не представлено.Анкету, содержащую логотип политической партии "Родина", разработанную независимой социологической группой "Институт гражданского общества" по изучению общественного мнения на тему "Отношение россиян к работе Государственной Думы РФ", суд не признал доказательством злоупотребления свободой массовой информации, поскольку вопросы, изложенные в названной анкете, не содержат каких-либо призывов агитационного характера, указывающих гражданам о предпочтениях в предвыборной кампании.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях"
(постатейный)
(Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ приведены признаки предвыборной агитации. Порядок ее ведения достаточно подробно регламентирован в законодательстве о выборах. В п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлен перечень лиц, которым запрещено вести предвыборную агитацию, участие несовершеннолетних в ней запрещено. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу (п. 5.1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Базовыми запретами для предвыборной агитации партии являются:
(постатейный)
(Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)В п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ приведены признаки предвыборной агитации. Порядок ее ведения достаточно подробно регламентирован в законодательстве о выборах. В п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлен перечень лиц, которым запрещено вести предвыборную агитацию, участие несовершеннолетних в ней запрещено. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу (п. 5.1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Базовыми запретами для предвыборной агитации партии являются:
Статья: Субъектный и содержательный подходы к идентификации предвыборной агитации
(Кучин А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2007, N 2)Применение содержательного подхода к информации, распространяемой кандидатами и избирательными объединениями, приводит на практике к парадоксальным ситуациям. Так, Томская городская муниципальная избирательная комиссия не признала агитационным материалом календарик, выпущенный в ходе дополнительных выборов в Томскую городскую Думу в 2003 г. одним из кандидатов. На одной стороне календарика указывался календарь на следующий год и содержалась информация об оплате данного материала из избирательного фонда данного кандидата, на другой стороне был изображен рисунок с указанием автора - ученицы 6-го класса. Признание данного материала информационным можно расценивать как попустительство сразу двум нарушениям: привлечение к участию в предвыборной агитации несовершеннолетней и непредставление экземпляра материала до распространения в избирательную комиссию. Возникает риторический вопрос: а с какой целью кандидат выпустил данный материал, да еще и оплатил его из избирательного фонда? А если кандидат напечатает 10000 своих фотографий с указанием своей фамилии и сведений о том, что он участвует в выборах в качестве кандидата? Почему распространение кандидатом информации в рамках его избирательной кампании должно подчиняться разным правовым режимам, если цель избирательной кампании кандидата одна и она очевидна?
(Кучин А.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2007, N 2)Применение содержательного подхода к информации, распространяемой кандидатами и избирательными объединениями, приводит на практике к парадоксальным ситуациям. Так, Томская городская муниципальная избирательная комиссия не признала агитационным материалом календарик, выпущенный в ходе дополнительных выборов в Томскую городскую Думу в 2003 г. одним из кандидатов. На одной стороне календарика указывался календарь на следующий год и содержалась информация об оплате данного материала из избирательного фонда данного кандидата, на другой стороне был изображен рисунок с указанием автора - ученицы 6-го класса. Признание данного материала информационным можно расценивать как попустительство сразу двум нарушениям: привлечение к участию в предвыборной агитации несовершеннолетней и непредставление экземпляра материала до распространения в избирательную комиссию. Возникает риторический вопрос: а с какой целью кандидат выпустил данный материал, да еще и оплатил его из избирательного фонда? А если кандидат напечатает 10000 своих фотографий с указанием своей фамилии и сведений о том, что он участвует в выборах в качестве кандидата? Почему распространение кандидатом информации в рамках его избирательной кампании должно подчиняться разным правовым режимам, если цель избирательной кампании кандидата одна и она очевидна?
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 17
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"Привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума несовершеннолетних может выражаться в предоставлении возможности как для их непосредственного участия в предвыборной агитации (например, путем осуществления такими несовершеннолетними лицами призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения, путем распространения или демонстрации агитационных материалов), так и для участия в действиях, обеспечивающих проведение агитации (например, посредством личного участия в изготовлении агитационных материалов).
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"Привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума несовершеннолетних может выражаться в предоставлении возможности как для их непосредственного участия в предвыборной агитации (например, путем осуществления такими несовершеннолетними лицами призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения, путем распространения или демонстрации агитационных материалов), так и для участия в действиях, обеспечивающих проведение агитации (например, посредством личного участия в изготовлении агитационных материалов).
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума несовершеннолетних может выражаться в предоставлении возможности как для их непосредственного участия в предвыборной агитации (например, путем осуществления такими несовершеннолетними лицами призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения, путем распространения или демонстрации агитационных материалов), так и для участия в действиях, обеспечивающих проведение агитации (например, посредством личного участия в изготовлении агитационных материалов).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума несовершеннолетних может выражаться в предоставлении возможности как для их непосредственного участия в предвыборной агитации (например, путем осуществления такими несовершеннолетними лицами призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения, путем распространения или демонстрации агитационных материалов), так и для участия в действиях, обеспечивающих проведение агитации (например, посредством личного участия в изготовлении агитационных материалов).
"Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)ЦИК России в Рекомендациях по некоторым вопросам применения КоАП РФ избирательными комиссиями указано, что привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования, выражается в предоставлении возможности для непосредственного участия указанных лиц в предвыборной агитации: распространение призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения в устных выступлениях, в печати и в теле- или радиоэфире, во время массовых мероприятий, иным не запрещенным законом способом. Привлечением к агитации также является участие в действиях, организационно и технически обеспечивающих агитационные мероприятия, т.е. являющихся вспомогательными по отношению к собственно агитации. В частности, речь может идти об участии в распространении листовок, агитационной символики и агитационных материалов, в обеспечении подготовки и проведения митингов, демонстраций.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)ЦИК России в Рекомендациях по некоторым вопросам применения КоАП РФ избирательными комиссиями указано, что привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования, выражается в предоставлении возможности для непосредственного участия указанных лиц в предвыборной агитации: распространение призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения в устных выступлениях, в печати и в теле- или радиоэфире, во время массовых мероприятий, иным не запрещенным законом способом. Привлечением к агитации также является участие в действиях, организационно и технически обеспечивающих агитационные мероприятия, т.е. являющихся вспомогательными по отношению к собственно агитации. В частности, речь может идти об участии в распространении листовок, агитационной символики и агитационных материалов, в обеспечении подготовки и проведения митингов, демонстраций.
Статья: Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
(Фоков А.П.)
("Российский судья", 2011, N 7)Привлечение к предвыборной агитации несовершеннолетних лиц выражалось в предоставлении им возможности как для непосредственного участия в осуществлении предвыборной агитации, так и для участия в организационных действиях, обеспечивающих агитационные мероприятия.
(Фоков А.П.)
("Российский судья", 2011, N 7)Привлечение к предвыборной агитации несовершеннолетних лиц выражалось в предоставлении им возможности как для непосредственного участия в осуществлении предвыборной агитации, так и для участия в организационных действиях, обеспечивающих агитационные мероприятия.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1 - 10. Постатейный научно-практический комментарий"
(под общ. ред. Б.В. Россинского)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)Электоральная практика второй половины 1990-х гг. высветила проблему, связанную с проведением предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом. Речь идет об участии в предвыборной агитации лица, которое не имеет на это право. Перечень этих лиц (физических и юридических) дается в избирательном законодательстве, в частности в ч. 5 ст. 60 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", п. п. 7, 8 ст. 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав, ч. 7 ст. 55 Закона о выборах депутатов, п. 4 ст. 49 Закона о выборах Президента РФ. В перечне лиц, которым запрещается участвовать в предвыборной агитации, прямо или косвенно, законодатель особо выделил лиц, которые не достигли возраста 18 лет на день голосования (п. 6 ст. 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Эта мера была введена как реакция на имеющиеся факты значительного привлечения молодежи, особенно несовершеннолетней, в группы поддержки кандидатов, т.е. для фактического косвенного участия в предвыборной агитации.
(под общ. ред. Б.В. Россинского)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)Электоральная практика второй половины 1990-х гг. высветила проблему, связанную с проведением предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом. Речь идет об участии в предвыборной агитации лица, которое не имеет на это право. Перечень этих лиц (физических и юридических) дается в избирательном законодательстве, в частности в ч. 5 ст. 60 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", п. п. 7, 8 ст. 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав, ч. 7 ст. 55 Закона о выборах депутатов, п. 4 ст. 49 Закона о выборах Президента РФ. В перечне лиц, которым запрещается участвовать в предвыборной агитации, прямо или косвенно, законодатель особо выделил лиц, которые не достигли возраста 18 лет на день голосования (п. 6 ст. 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Эта мера была введена как реакция на имеющиеся факты значительного привлечения молодежи, особенно несовершеннолетней, в группы поддержки кандидатов, т.е. для фактического косвенного участия в предвыборной агитации.
Статья: Правовой режим распространения печатных агитационных материалов
(Турищева Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 4)Особое внимание законодателем обращено на невозможность использования изображений несовершеннолетних. Ранее действовавшая норма, разрешавшая кандидату использовать собственное изображение в кругу своих детей, в настоящее время исключена. В силу п. 6 ст. 48 Федерального закона N 67-ФЗ запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах. Однако Верховный Суд РФ подчеркнул, что названные положения не препятствуют использовать изображения кандидата среди указанных лиц, полученные при съемке на публичных мероприятиях или в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение лиц, не достигших на день голосования 18 лет, является основным объектом использования <8>.
(Турищева Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 4)Особое внимание законодателем обращено на невозможность использования изображений несовершеннолетних. Ранее действовавшая норма, разрешавшая кандидату использовать собственное изображение в кругу своих детей, в настоящее время исключена. В силу п. 6 ст. 48 Федерального закона N 67-ФЗ запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах. Однако Верховный Суд РФ подчеркнул, что названные положения не препятствуют использовать изображения кандидата среди указанных лиц, полученные при съемке на публичных мероприятиях или в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение лиц, не достигших на день голосования 18 лет, является основным объектом использования <8>.
Статья: Предвыборная агитация: правовые аспекты
(Гамбашидзе И.А.)
("Право и власть", N 1, 2001)Объясняются такие действия предвыборных штабов низкой стоимостью труда несовершеннолетних, высокой степенью готовности молодежи практически к любой работе. Подобная практика вызывала негативную ответную реакцию средств массовой информации конкурентов, внимательно отслеживавших работу противника. Кроме того, следовали соответствующие меры правоохранительных органов: несовершеннолетних задерживали, а в средствах массовой информации широко освещалось "циничное попрание основ морали и нравственности "грязными политтехнологами". При этом перед сотрудниками милиции вставал вопрос о том, по какой статье Кодекса об административных правонарушениях привлекать несовершеннолетних к ответственности. По всей видимости, применению подлежит статья 40.11 КоАП - проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом. Хотя как раз прямого запрета в законе нет.
(Гамбашидзе И.А.)
("Право и власть", N 1, 2001)Объясняются такие действия предвыборных штабов низкой стоимостью труда несовершеннолетних, высокой степенью готовности молодежи практически к любой работе. Подобная практика вызывала негативную ответную реакцию средств массовой информации конкурентов, внимательно отслеживавших работу противника. Кроме того, следовали соответствующие меры правоохранительных органов: несовершеннолетних задерживали, а в средствах массовой информации широко освещалось "циничное попрание основ морали и нравственности "грязными политтехнологами". При этом перед сотрудниками милиции вставал вопрос о том, по какой статье Кодекса об административных правонарушениях привлекать несовершеннолетних к ответственности. По всей видимости, применению подлежит статья 40.11 КоАП - проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом. Хотя как раз прямого запрета в законе нет.
"Конституционное право России: Учебное пособие"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Безруков А.В.)
("Юстицинформ", 2015)- запрет на участие в агитации членов избирательной комиссии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, государственных органов, благотворительных организаций, религиозных объединений, военнослужащих, несовершеннолетних;
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Безруков А.В.)
("Юстицинформ", 2015)- запрет на участие в агитации членов избирательной комиссии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, государственных органов, благотворительных организаций, религиозных объединений, военнослужащих, несовершеннолетних;
"Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Игнатов С.Л.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Как отмечено в Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями <287>, одобр. ЦИК России (протокол заседания от 27 сентября 2006 г. N 187-4-4), привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования, выражается в предоставлении возможности для непосредственного участия указанных лиц в осуществлении предвыборной агитации: распространение призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения в устных выступлениях, в печати и в теле- или радиоэфире, во время массовых мероприятий, иным не запрещенным законом способом; привлечением к агитации также является участие в действиях, организационно и технически обеспечивающих агитационные мероприятия, то есть являющихся вспомогательными по отношению к собственно агитации. В частности, речь может идти об участии в распространении листовок, агитационной символики и агитационных материалов, в обеспечении подготовки и проведения митингов, демонстраций.
(постатейный)
(2-е издание)
(Игнатов С.Л.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Как отмечено в Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями <287>, одобр. ЦИК России (протокол заседания от 27 сентября 2006 г. N 187-4-4), привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования, выражается в предоставлении возможности для непосредственного участия указанных лиц в осуществлении предвыборной агитации: распространение призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения в устных выступлениях, в печати и в теле- или радиоэфире, во время массовых мероприятий, иным не запрещенным законом способом; привлечением к агитации также является участие в действиях, организационно и технически обеспечивающих агитационные мероприятия, то есть являющихся вспомогательными по отношению к собственно агитации. В частности, речь может идти об участии в распространении листовок, агитационной символики и агитационных материалов, в обеспечении подготовки и проведения митингов, демонстраций.
Статья: Благие намерения в налоговом учете
(Джамалова Г.)
("Практическая бухгалтерия", 2011, N 11)- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
(Джамалова Г.)
("Практическая бухгалтерия", 2011, N 11)- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;