Участие государственного служащего в митинге
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие государственного служащего в митинге (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение ЕСПЧ от 17.02.2004
"По вопросу приемлемости жалобы N 60726/00 "Сергей Иванченко (Sergey Ivanchenko) против Украины", жалобы N 22947/02 "Андрей Самойлов (Andrey Samoylov) против Украины", жалобы N 22966/02 "Владимир Иванченко (Vladimir Ivanchenko) против Украины"
По делу обжалуется незаконность расследования и условия содержания под стражей.d) Заявители жаловались, ссылаясь на ст. 7 Конвенции, что их осуждение не имело правовой основы, поскольку жертвы взрыва гранаты не исполняли свои обязанности государственных служащих, что является одним из элементов corpus delicti преступления, закрепленного в ст. 58 Уголовного кодекса Украины 1960 г.
"По вопросу приемлемости жалобы N 60726/00 "Сергей Иванченко (Sergey Ivanchenko) против Украины", жалобы N 22947/02 "Андрей Самойлов (Andrey Samoylov) против Украины", жалобы N 22966/02 "Владимир Иванченко (Vladimir Ivanchenko) против Украины"
По делу обжалуется незаконность расследования и условия содержания под стражей.d) Заявители жаловались, ссылаясь на ст. 7 Конвенции, что их осуждение не имело правовой основы, поскольку жертвы взрыва гранаты не исполняли свои обязанности государственных служащих, что является одним из элементов corpus delicti преступления, закрепленного в ст. 58 Уголовного кодекса Украины 1960 г.
Определение Верховного Суда РФ от 17.10.2002 N 4-Г022-32
В удовлетворении жалобы на решение избирательной комиссии о принятии к сведению уведомления зарегистрированного кандидата в депутаты о намерении распространить агитационный плакат отказано правомерно, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на графическое изображение лиц, занимающих государственные должности в органах государственной власти РФ и субъектов РФ, и все условия выпуска и распространения названного агитационного материала, предусмотренные законодательством, были соблюдены.В агитации при проведении выборов и референдума не могут участвовать члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, занимающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
В удовлетворении жалобы на решение избирательной комиссии о принятии к сведению уведомления зарегистрированного кандидата в депутаты о намерении распространить агитационный плакат отказано правомерно, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на графическое изображение лиц, занимающих государственные должности в органах государственной власти РФ и субъектов РФ, и все условия выпуска и распространения названного агитационного материала, предусмотренные законодательством, были соблюдены.В агитации при проведении выборов и референдума не могут участвовать члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, занимающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные для судьи факторы развития социально-правового государства Российской Федерации
(Погодин А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Принцип приоритета правового статуса правомерно действующего субъекта социума как фактор социально-правового государства. Требует уточнения принцип приоритета прав и свобод человека. В жизнедеятельности социума, кроме индивидуального субъекта-человека, участвуют другие различные коллективные субъекты:
(Погодин А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Принцип приоритета правового статуса правомерно действующего субъекта социума как фактор социально-правового государства. Требует уточнения принцип приоритета прав и свобод человека. В жизнедеятельности социума, кроме индивидуального субъекта-человека, участвуют другие различные коллективные субъекты:
Статья: Налоговое обозрение от 28.04.2010
(Воловик Е.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2010, N 18)Во второй половине марта в Софии прошел митинг протеста, в котором приняли участие несколько тысяч государственных служащих, в том числе налоговых работников, полицейских, военных, пожарных. Они протестовали против планов уменьшения заработной платы государственным служащим. Государственные служащие в Болгарии освобождены от уплаты взносов в систему социального страхования. В обмен на это они лишены права на забастовки, работы по совместительству и членства в политических партиях. Планы правительства заключались в отмене этого освобождения с 1 апреля текущего года, что, по сути, будет означать сокращение заработной платы государственным служащим на 12,1%. Болгария, где размер средней заработной платы в месяц составляет 250 евро, а пенсии - 80 евро, является беднейшей страной Евросоюза.
(Воловик Е.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2010, N 18)Во второй половине марта в Софии прошел митинг протеста, в котором приняли участие несколько тысяч государственных служащих, в том числе налоговых работников, полицейских, военных, пожарных. Они протестовали против планов уменьшения заработной платы государственным служащим. Государственные служащие в Болгарии освобождены от уплаты взносов в систему социального страхования. В обмен на это они лишены права на забастовки, работы по совместительству и членства в политических партиях. Планы правительства заключались в отмене этого освобождения с 1 апреля текущего года, что, по сути, будет означать сокращение заработной платы государственным служащим на 12,1%. Болгария, где размер средней заработной платы в месяц составляет 250 евро, а пенсии - 80 евро, является беднейшей страной Евросоюза.
Нормативные акты
Решение ЕСПЧ от 17.02.2004
"По вопросу приемлемости жалобы N 60726/00 "Сергей Иванченко (Sergey Ivanchenko) против Украины", жалобы N 22947/02 "Андрей Самойлов (Andrey Samoylov) против Украины", жалобы N 22966/02 "Владимир Иванченко (Vladimir Ivanchenko) против Украины" [рус., англ.]d) Заявители жаловались, ссылаясь на ст. 7 Конвенции, что их осуждение не имело правовой основы, поскольку жертвы взрыва гранаты не исполняли свои обязанности государственных служащих, что является одним из элементов corpus delicti преступления, закрепленного в ст. 58 Уголовного кодекса Украины 1960 г.
"По вопросу приемлемости жалобы N 60726/00 "Сергей Иванченко (Sergey Ivanchenko) против Украины", жалобы N 22947/02 "Андрей Самойлов (Andrey Samoylov) против Украины", жалобы N 22966/02 "Владимир Иванченко (Vladimir Ivanchenko) против Украины" [рус., англ.]d) Заявители жаловались, ссылаясь на ст. 7 Конвенции, что их осуждение не имело правовой основы, поскольку жертвы взрыва гранаты не исполняли свои обязанности государственных служащих, что является одним из элементов corpus delicti преступления, закрепленного в ст. 58 Уголовного кодекса Украины 1960 г.
Решение Мособлдумы от 14.02.2001 N 32/124
"О проекте закона Московской области "О местном референдуме в Московской области"3. В агитации при проведении референдума не могут участвовать члены комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, занимающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
"О проекте закона Московской области "О местном референдуме в Московской области"3. В агитации при проведении референдума не могут участвовать члены комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, занимающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране"
(постатейный)
(Шляпников А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)2. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Военнослужащие имеют право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, однако они не вправе разглашать государственную и военную тайну, а также обсуждать и критиковать приказы командира. Участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, если такие мероприятия проводятся вне территории воинской части, военнослужащие могут только в свободное от исполнения обязанностей военной службы время.
(постатейный)
(Шляпников А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)2. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Военнослужащие имеют право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, однако они не вправе разглашать государственную и военную тайну, а также обсуждать и критиковать приказы командира. Участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, если такие мероприятия проводятся вне территории воинской части, военнослужащие могут только в свободное от исполнения обязанностей военной службы время.
"Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах: Монография"
(отв. ред. В.И. Лафитский, И.Г. Тимошенко)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2015)Определенную роль в осуществлении политического контроля играют также политические партии и иные общественные объединения, использующие свои специфические средства влияния на проводимую правительством политику и деятельность администрации. В демократических государствах партии могут оказывать влияние путем участия в принятии управленческих решений, организации демонстраций, митингов, через своих представителей в законодательных органах, профсоюзы - посредством забастовок, через свои организационные структуры (в тех странах, где членство государственных служащих в профсоюзах не запрещено). В ряде современных государств (Иран, Оман, Бахрейн) важной формой политического контроля является религиозно-политический контроль. Так, в Иране первым лицом государства является факих, соединяющий в своих руках светскую и религиозную власть и избираемый из числа высших религиозных иерархов. Религиозный контроль осуществляется через представителей духовенства, занимающих ключевые посты в администрации и большинство мест в меджлисе (парламенте). Соблюдение всеми, в том числе государственными служащими, мусульманского кодекса поведения обеспечивают так называемые стражи исламской революции.
(отв. ред. В.И. Лафитский, И.Г. Тимошенко)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2015)Определенную роль в осуществлении политического контроля играют также политические партии и иные общественные объединения, использующие свои специфические средства влияния на проводимую правительством политику и деятельность администрации. В демократических государствах партии могут оказывать влияние путем участия в принятии управленческих решений, организации демонстраций, митингов, через своих представителей в законодательных органах, профсоюзы - посредством забастовок, через свои организационные структуры (в тех странах, где членство государственных служащих в профсоюзах не запрещено). В ряде современных государств (Иран, Оман, Бахрейн) важной формой политического контроля является религиозно-политический контроль. Так, в Иране первым лицом государства является факих, соединяющий в своих руках светскую и религиозную власть и избираемый из числа высших религиозных иерархов. Религиозный контроль осуществляется через представителей духовенства, занимающих ключевые посты в администрации и большинство мест в меджлисе (парламенте). Соблюдение всеми, в том числе государственными служащими, мусульманского кодекса поведения обеспечивают так называемые стражи исламской революции.
"Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"
(постатейный)
(Дмитриев Ю.А.)
("Деловой двор", 2013)Ключевым словосочетанием для правильного понимания данной нормы является оборот "использование преимуществ должностного или служебного положения", содержание которого исчерпывающим образом в виде закрытого списка запрещенных действий раскрывается в ч. 5 ст. 40, действующей в редакции от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Итак, государственным и муниципальным служащим запрещается использовать свое служебное положение в интересах политических партий, а именно:
(постатейный)
(Дмитриев Ю.А.)
("Деловой двор", 2013)Ключевым словосочетанием для правильного понимания данной нормы является оборот "использование преимуществ должностного или служебного положения", содержание которого исчерпывающим образом в виде закрытого списка запрещенных действий раскрывается в ч. 5 ст. 40, действующей в редакции от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Итак, государственным и муниципальным служащим запрещается использовать свое служебное положение в интересах политических партий, а именно:
"Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, дополненное)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
("Юстицинформ", 2006)В агитации при проведении опроса не могут участвовать члены комиссий по проведению опроса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного положения.
(постатейный)
(2-е издание, дополненное)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
("Юстицинформ", 2006)В агитации при проведении опроса не могут участвовать члены комиссий по проведению опроса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного положения.
Статья: Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки
(Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2006, N 11)Современный государственный служащий должен уметь работать со всеми общественными сегментами: как с конкретными гражданами, так и с общественными объединениями, ассоциациями, политическими партиями. Он также должен уметь работать с ними на самых разных уровнях: от личных контактов (приемов) до грандиозных митингов.
(Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2006, N 11)Современный государственный служащий должен уметь работать со всеми общественными сегментами: как с конкретными гражданами, так и с общественными объединениями, ассоциациями, политическими партиями. Он также должен уметь работать с ними на самых разных уровнях: от личных контактов (приемов) до грандиозных митингов.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
(постатейный)
(Бельянская А.Б., Беляев М.А., Воробьев Н.И., Кожевников О.А., Шашкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Ряд федеральных конституционных, а также федеральных законов устанавливают ограничения и запреты на участие в мирных собраниях и иных публичных мероприятиях лиц, входящих в число государственных должностных лиц, государственных служащих, а также муниципальных должностных лиц и муниципальных служащих, что допускается вышеуказанными международно-правовыми актами. Так, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает, что судья Конституционного Суда РФ "не может заниматься политической деятельностью" (ст. 11), а значит, и участвовать в каких-либо массовых, публичных политических акциях (собрание, митинг и т.п.). Аналогичный запрет для Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации содержит ст. 11 одноименного Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ.
(постатейный)
(Бельянская А.Б., Беляев М.А., Воробьев Н.И., Кожевников О.А., Шашкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Ряд федеральных конституционных, а также федеральных законов устанавливают ограничения и запреты на участие в мирных собраниях и иных публичных мероприятиях лиц, входящих в число государственных должностных лиц, государственных служащих, а также муниципальных должностных лиц и муниципальных служащих, что допускается вышеуказанными международно-правовыми актами. Так, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает, что судья Конституционного Суда РФ "не может заниматься политической деятельностью" (ст. 11), а значит, и участвовать в каких-либо массовых, публичных политических акциях (собрание, митинг и т.п.). Аналогичный запрет для Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации содержит ст. 11 одноименного Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ.
Статья: Аспекты административно-правового статуса государственных гражданских служащих
(Сурманидзе И.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2008, N 3)Режим ограничений и запретов является достаточно универсальным и установлен законодательством о государственной службе различных государств. Например, государственным служащим КНР запрещается: организовывать и участвовать в митингах, демонстрациях, манифестациях и иных массовых мероприятиях; организовывать и участвовать в забастовках; допускать высказывания, наносящие ущерб руководству КНР; создавать и участвовать в незаконных организациях и др. <5>.
(Сурманидзе И.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2008, N 3)Режим ограничений и запретов является достаточно универсальным и установлен законодательством о государственной службе различных государств. Например, государственным служащим КНР запрещается: организовывать и участвовать в митингах, демонстрациях, манифестациях и иных массовых мероприятиях; организовывать и участвовать в забастовках; допускать высказывания, наносящие ущерб руководству КНР; создавать и участвовать в незаконных организациях и др. <5>.
"Комментарии к Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и законодательству о государственной службе зарубежных государств"
(постатейный)
(под ред. Л.А. Окунькова)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 1998)В ст. 31 Положения предусмотрен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Например, госслужащим запрещено: распространять высказывания, порочащие авторитет правительства, создавать незаконные организации или участвовать в них, организовывать или участвовать в митингах, демонстрациях, манифестациях и других действиях, направленных против правительства; организовывать забастовки или участвовать в них; противодействовать решениям и приказам вышестоящих инстанций; зажимать критику, прибегать к мести. Госслужащим запрещено заниматься торговлей, предпринимательством и участвовать в другой хозяйственной деятельности, приносящей прибыль.
(постатейный)
(под ред. Л.А. Окунькова)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 1998)В ст. 31 Положения предусмотрен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Например, госслужащим запрещено: распространять высказывания, порочащие авторитет правительства, создавать незаконные организации или участвовать в них, организовывать или участвовать в митингах, демонстрациях, манифестациях и других действиях, направленных против правительства; организовывать забастовки или участвовать в них; противодействовать решениям и приказам вышестоящих инстанций; зажимать критику, прибегать к мести. Госслужащим запрещено заниматься торговлей, предпринимательством и участвовать в другой хозяйственной деятельности, приносящей прибыль.
"Особые правовые режимы Российской Федерации"
(Мелехин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)11. Более широко применяется ограничение относительных прав граждан во всех сферах деятельности, а именно: право на участие в управлении государством (отмена выборов и референдумов); право на передвижение; право на объединение; право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования и т.д.
(Мелехин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)11. Более широко применяется ограничение относительных прав граждан во всех сферах деятельности, а именно: право на участие в управлении государством (отмена выборов и референдумов); право на передвижение; право на объединение; право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования и т.д.
Статья: Оппозиционная деятельность в Российской Федерации: к вопросу о принятии федерального закона
(Кузьминых Н.В.)
("Современное право", 2007, N 6)Законопроектом предусматривалось, что парламентская оппозиционная деятельность должна осуществляться в форме подготовки альтернативных законопроектов, публичной критики проводимого политического курса, в том числе путем направления проектов резолюций, осуждающих данный политический курс; внепарламентская оппозиционная деятельность - посредством выступления в средствах массовой информации, участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, в пикетировании и других публичных мероприятиях.
(Кузьминых Н.В.)
("Современное право", 2007, N 6)Законопроектом предусматривалось, что парламентская оппозиционная деятельность должна осуществляться в форме подготовки альтернативных законопроектов, публичной критики проводимого политического курса, в том числе путем направления проектов резолюций, осуждающих данный политический курс; внепарламентская оппозиционная деятельность - посредством выступления в средствах массовой информации, участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, в пикетировании и других публичных мероприятиях.