Творческая деятельность госслужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Творческая деятельность госслужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)2) в большинстве случаев запрет на выполнение иной оплачиваемой работы не распространяется на педагогическую, научную и творческую деятельность (с рядом дополнительных изъятий или допущений, так, сотрудники органов внутренних дел Республики Узбекистан не имеют права заниматься творческой деятельностью, а государственные служащие Республики Беларусь имеют право вести медицинскую практику);
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)2) в большинстве случаев запрет на выполнение иной оплачиваемой работы не распространяется на педагогическую, научную и творческую деятельность (с рядом дополнительных изъятий или допущений, так, сотрудники органов внутренних дел Республики Узбекистан не имеют права заниматься творческой деятельностью, а государственные служащие Республики Беларусь имеют право вести медицинскую практику);
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.05.2024 N 14-6/ООГ-3039 <Совместитель не переводится на основное место работы автоматически>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Также запрещена работа по совместительству (кроме научной, преподавательской и другой творческой деятельности) правительственным чиновникам, государственным и муниципальным служащим, судьям.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Также запрещена работа по совместительству (кроме научной, преподавательской и другой творческой деятельности) правительственным чиновникам, государственным и муниципальным служащим, судьям.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>В период рассмотрения в третейском суде спора действовал Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". В соответствии со статьей 11 данного Закона государственный служащий не вправе был заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Согласно параграфу 1 приложения к регламенту третейского суда за рассмотрение дела третейскому судье выплачивается гонорар, то есть осуществление функций третейского судьи является возмездным. Так как деятельность в качестве третейского судьи не относится к педагогической, научной или иной творческой деятельности, она не входила в определенный названным Законом разрешенный вид оплачиваемой деятельности.
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>В период рассмотрения в третейском суде спора действовал Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". В соответствии со статьей 11 данного Закона государственный служащий не вправе был заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Согласно параграфу 1 приложения к регламенту третейского суда за рассмотрение дела третейскому судье выплачивается гонорар, то есть осуществление функций третейского судьи является возмездным. Так как деятельность в качестве третейского судьи не относится к педагогической, научной или иной творческой деятельности, она не входила в определенный названным Законом разрешенный вид оплачиваемой деятельности.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, сенатором Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности данного субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, сенатором Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности данного субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Статья: Выплаты авторских вознаграждений государственным и муниципальным служащим
(Гаврюшкин С.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 6)Для усовершенствования механизма реализации права автора на вознаграждение за использование созданного им служебного произведения необходимо внести в систему денежного содержания государственных гражданских служащих и муниципальных служащих особый вид выплат - авторское вознаграждение за создание служащим служебного произведения/изобретения, используемого в деятельности органами государственной (муниципальной) власти. Целесообразно также установить порядок и условия предоставления данного авторского вознаграждения. Такое нововведение будет стимулировать как творческий труд государственных и муниципальных служащих в частности, так и развитие научно-технического прогресса в Российской Федерации в целом.
(Гаврюшкин С.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 6)Для усовершенствования механизма реализации права автора на вознаграждение за использование созданного им служебного произведения необходимо внести в систему денежного содержания государственных гражданских служащих и муниципальных служащих особый вид выплат - авторское вознаграждение за создание служащим служебного произведения/изобретения, используемого в деятельности органами государственной (муниципальной) власти. Целесообразно также установить порядок и условия предоставления данного авторского вознаграждения. Такое нововведение будет стимулировать как творческий труд государственных и муниципальных служащих в частности, так и развитие научно-технического прогресса в Российской Федерации в целом.
Вопрос: Что относится к специальным мерам противодействия коррупции?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. Обязанности, ограничения и запреты, налагаемые на государственных гражданских служащих, сотрудников ЦБ РФ, государственных корпораций, публично-правовых компаний (ст. ст. 11.1, 12.1 - 12.5 Закона о противодействии коррупции). Согласно ч. 3 ст. 12.1 Закона о противодействии коррупции государственным гражданским служащим запрещается:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. Обязанности, ограничения и запреты, налагаемые на государственных гражданских служащих, сотрудников ЦБ РФ, государственных корпораций, публично-правовых компаний (ст. ст. 11.1, 12.1 - 12.5 Закона о противодействии коррупции). Согласно ч. 3 ст. 12.1 Закона о противодействии коррупции государственным гражданским служащим запрещается:
Статья: Порядок передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Во многих странах использование доверительного управления нашло свое регулирование в национальных законах. Использование подобного механизма доверительного управления в настоящее время в России нельзя назвать эффективным в силу отсутствия порядка передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов. Разработка данного порядка явилась квинтэссенцией научно-исследовательской работы творческого коллектива Финансового университета.
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Во многих странах использование доверительного управления нашло свое регулирование в национальных законах. Использование подобного механизма доверительного управления в настоящее время в России нельзя назвать эффективным в силу отсутствия порядка передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов. Разработка данного порядка явилась квинтэссенцией научно-исследовательской работы творческого коллектива Финансового университета.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Государственный служащий - гражданин, исполняющий обязанности по государственной должности на государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств государственного бюджета. В Российской Федерации государственный служащий обязан исполнять приказы, хранить государственную тайну, представлять сведения о своих доходах и имуществе. Государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, творческой деятельности, быть депутатом, заниматься предпринимательской деятельностью, получать связанное с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от других лиц, участвовать в забастовках (Энциклопедический словарь. 2009).
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Государственный служащий - гражданин, исполняющий обязанности по государственной должности на государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств государственного бюджета. В Российской Федерации государственный служащий обязан исполнять приказы, хранить государственную тайну, представлять сведения о своих доходах и имуществе. Государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, творческой деятельности, быть депутатом, заниматься предпринимательской деятельностью, получать связанное с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от других лиц, участвовать в забастовках (Энциклопедический словарь. 2009).
Статья: Уведомление нанимателя об осуществлении иной оплачиваемой работы
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Также отметим специальную норму, установленную ч. 2 ст. 14 Закона N 25-ФЗ для муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту. Так, муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Также отметим специальную норму, установленную ч. 2 ст. 14 Закона N 25-ФЗ для муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту. Так, муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
Статья: Государственная и муниципальная служба на новых территориях Российской Федерации
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Схожие вопросы (применительно к кругу лиц) возникают и по поводу закрепленного п. 9 Положения права государственных и муниципальных служащих с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Такое право предусмотрено российским служебным законодательством, но лишь для государственных гражданских и муниципальных служащих, а вот военнослужащие и государственные служащие иных видов могут заниматься только педагогической, научной и иной творческой деятельностью. На новых же территориях на переходный период оно распространено на всех государственных служащих, что также выглядит необоснованным.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Схожие вопросы (применительно к кругу лиц) возникают и по поводу закрепленного п. 9 Положения права государственных и муниципальных служащих с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Такое право предусмотрено российским служебным законодательством, но лишь для государственных гражданских и муниципальных служащих, а вот военнослужащие и государственные служащие иных видов могут заниматься только педагогической, научной и иной творческой деятельностью. На новых же территориях на переходный период оно распространено на всех государственных служащих, что также выглядит необоснованным.
Статья: Административно-правовой механизм предупреждения коррупционных рисков государственных служащих
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Также существует точка зрения, согласно которой в том случае, если государственный служащий имеет возможность принимать участие в деятельности иного рода, которая является оплачиваемой, то это должно не порождать, а, наоборот, сокращать коррупцию <11>. Тем не менее для лиц, занимающих высшие посты, видится необходимым поддерживать подобные запреты, установив при этом исключение только для преподавательской, научной и иной творческой деятельности <12>.
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Также существует точка зрения, согласно которой в том случае, если государственный служащий имеет возможность принимать участие в деятельности иного рода, которая является оплачиваемой, то это должно не порождать, а, наоборот, сокращать коррупцию <11>. Тем не менее для лиц, занимающих высшие посты, видится необходимым поддерживать подобные запреты, установив при этом исключение только для преподавательской, научной и иной творческой деятельности <12>.
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Вместе с тем новеллой Закона о государственной гражданской службе было то, что он, пожалуй, впервые разрешил государственным служащим работать по совместительству, если это не приводит к конфликту интересов. Однако остальные законы об отдельных видах государственной службы вернулись к полному запрету заниматься любой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Вместе с тем новеллой Закона о государственной гражданской службе было то, что он, пожалуй, впервые разрешил государственным служащим работать по совместительству, если это не приводит к конфликту интересов. Однако остальные законы об отдельных видах государственной службы вернулись к полному запрету заниматься любой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой.
Статья: Субъекты гражданско-правовой ответственности за коррупцию
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2021, N 3)Тогда же по отношению к госслужащим были сформулированы основные запреты: заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении хозяйствующими субъектами, выполнять иную работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой) <1>.
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2021, N 3)Тогда же по отношению к госслужащим были сформулированы основные запреты: заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении хозяйствующими субъектами, выполнять иную работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой) <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.