Твердые бытовые и коммунальные отходы
Подборка наиболее важных документов по запросу Твердые бытовые и коммунальные отходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Гражданин (ИП, Организация, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил санитарной безопасности в лесах
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо допустило размещение (хранение) на территории земельного участка твердых производственных и коммунальных (бытовых) отходов, повлекших загрязнение почвы, лесов, нарушение правил санитарной безопасности в лесах и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо допустило размещение (хранение) на территории земельного участка твердых производственных и коммунальных (бытовых) отходов, повлекших загрязнение почвы, лесов, нарушение правил санитарной безопасности в лесах и т.д.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уполномоченный орган или Прокурор хочет обязать Собственника, Арендатора земельного, лесного участка либо иное лицо ликвидировать несанкционированную свалку
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган или Прокурор хочет обязать Собственника, Арендатора земельного, лесного участка либо иное лицо ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных (бытовых) или промышленных отходов.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган или Прокурор хочет обязать Собственника, Арендатора земельного, лесного участка либо иное лицо ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных (бытовых) или промышленных отходов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организационно-правовые меры в сфере утилизации твердых бытовых отходов в Российской Федерации
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В статье отмечается, что на текущий момент в Российской Федерации имеют место серьезные упущения в сфере утилизации твердых бытовых/коммунальных отходов. Правительство обеспокоено экологическим состоянием страны и принимает стратегические решения для ведения учета и безопасной утилизации отходов, однако не все директивы государства реализуются, что приводит к загрязнению окружающей среды и нарушению экологического равновесия. В статье рассматривается возможность усиления контроля за сортировкой, вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов. Обосновывается необходимость своевременного решения проблем правотворчества, правоприменения и правореализации в области утилизации твердых бытовых отходов в соответствии с нормативными правовыми актами.
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В статье отмечается, что на текущий момент в Российской Федерации имеют место серьезные упущения в сфере утилизации твердых бытовых/коммунальных отходов. Правительство обеспокоено экологическим состоянием страны и принимает стратегические решения для ведения учета и безопасной утилизации отходов, однако не все директивы государства реализуются, что приводит к загрязнению окружающей среды и нарушению экологического равновесия. В статье рассматривается возможность усиления контроля за сортировкой, вывозом и утилизацией твердых бытовых отходов. Обосновывается необходимость своевременного решения проблем правотворчества, правоприменения и правореализации в области утилизации твердых бытовых отходов в соответствии с нормативными правовыми актами.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, эпидемиологически безопасные медицинские отходы, приближенные по составу к твердым коммунальным отходам;
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, эпидемиологически безопасные медицинские отходы, приближенные по составу к твердым коммунальным отходам;
Приказ Минприроды России от 14.08.2013 N 298
"Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
"Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
Статья: Проблемы совершенствования законодательства об отходах: расширенная ответственность производителя
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Ключевые слова: расширенная ответственность производителя, юридическая ответственность, отходы, твердые бытовые (коммунальные) отходы, экологические сборы.
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Ключевые слова: расширенная ответственность производителя, юридическая ответственность, отходы, твердые бытовые (коммунальные) отходы, экологические сборы.
Статья: Особенности перехода права собственности на отходы промышленного производства в рамках заключения концессионных соглашений государственно-частного партнерства
(Закупень Т.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)До последнего времени принимаемые законодателем нормативные правовые акты были направлены в основном на регулирование отношений, связанных с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами. Проблема же существования миллионов тонн канцерогенных отходов промышленного производства - особых по составу и сложности переработки и утилизации - законодателем не затрагивалась. Нормативные акты, регулирующие правоотношения по накоплению и вторичному использованию промышленных отходов, столь необходимые для создания экономики замкнутого цикла, не принимались.
(Закупень Т.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)До последнего времени принимаемые законодателем нормативные правовые акты были направлены в основном на регулирование отношений, связанных с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами. Проблема же существования миллионов тонн канцерогенных отходов промышленного производства - особых по составу и сложности переработки и утилизации - законодателем не затрагивалась. Нормативные акты, регулирующие правоотношения по накоплению и вторичному использованию промышленных отходов, столь необходимые для создания экономики замкнутого цикла, не принимались.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Что касается бытовых отходов, то их надо рассматривать как синоним твердых коммунальных отходов. Так, в Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ, утвержденной Приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298, под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Что касается бытовых отходов, то их надо рассматривать как синоним твердых коммунальных отходов. Так, в Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ, утвержденной Приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298, под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
Готовое решение: Коды льгот по налогу на имущество организаций в Москве
(КонсультантПлюс, 2025)2012000/0004000110.2 - по объектам коммунального комплекса по утилизации (обезвреживанию) твердых бытовых отходов, водоснабжению и водоотведению (п. 10.2 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64);
(КонсультантПлюс, 2025)2012000/0004000110.2 - по объектам коммунального комплекса по утилизации (обезвреживанию) твердых бытовых отходов, водоснабжению и водоотведению (п. 10.2 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64);
Статья: "Мусорная" реформа 2019 года и выявленные ею экологические и правовые проблемы в Российской Федерации
(Бакиева С.Р.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации" была утверждена комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ. Данным документом представлялся план "предотвращения вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот" <8>, что должно было реализовываться через развитие целостной системы обращения с этими отходами: совершенствование юридического фундамента, институтов и инфраструктуры. Траектория достижения поставленных задач прописывалась до 2020 г. <9> Это связывало данный проект с принятой ранее Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <10>.
(Бакиева С.Р.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации" была утверждена комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ. Данным документом представлялся план "предотвращения вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот" <8>, что должно было реализовываться через развитие целостной системы обращения с этими отходами: совершенствование юридического фундамента, институтов и инфраструктуры. Траектория достижения поставленных задач прописывалась до 2020 г. <9> Это связывало данный проект с принятой ранее Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <10>.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды: некоторые проблемные аспекты
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)В юридической науке поставлен вопрос о целесообразности привлечения к административной ответственности органов публичной власти <20>. Например, по мнению Н.А. Морозовой, "нет оснований считать, что только личное нежелание при всех возможностях не позволяет мэру (или иному должностному лицу) организовать сбор и транспортировку твердых коммунальных бытовых отходов, принять меры к ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на земельных участках. Представляется, что возлагать на конкретное должностное лицо персональную ответственность за общесистемную проблему отсутствия денег на все нужды неверно [...] Можно просто удалить властные органы из числа субъектов административной ответственности, закрыв одним махом все связанные с этим вопросы" <21>.
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)В юридической науке поставлен вопрос о целесообразности привлечения к административной ответственности органов публичной власти <20>. Например, по мнению Н.А. Морозовой, "нет оснований считать, что только личное нежелание при всех возможностях не позволяет мэру (или иному должностному лицу) организовать сбор и транспортировку твердых коммунальных бытовых отходов, принять меры к ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на земельных участках. Представляется, что возлагать на конкретное должностное лицо персональную ответственность за общесистемную проблему отсутствия денег на все нужды неверно [...] Можно просто удалить властные органы из числа субъектов административной ответственности, закрыв одним махом все связанные с этим вопросы" <21>.