Туризм права отдыхающих
Подборка наиболее важных документов по запросу Туризм права отдыхающих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Водные объекты общего пользования" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Таким образом, поскольку наличие ограждения на территории береговой полосы водного объекта нарушает предусмотренные ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на пребывание, передвижение, в том числе для отдыха, туризма, любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, бесплатное использование водного объекта для личных и бытовых нужд, у Администраций Одинцовского городского округа Московской области были основания для вынесения оспариваемого постановления N 1635, порядок вынесения не нарушен."
Позиция ВС РФ: Размер компенсации вреда не может быть снижен, если судебный пристав-исполнитель незаконно препятствовал выезду за границу только одному из супругов, которые не смогли воспользоваться туристической услугой для семейного отдыха
Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2014 N 16-КГ14-9
Применимые нормы: ст. ст. 15, 1069 ГК РФСуд не может снизить размер взыскиваемого ущерба и компенсации морального вреда, если истец с супругой не отправились в свадебное путешествие в результате неправомерных действий судебного пристава-исполнителя, поскольку целью заключения договора на оказание туристических услуг являлся именно семейный отдых. То, что супруга истца не лишилась возможности реализовать свое право на отдых и добровольно отказалась от него, не влияет на размер убытков, так как юридически значимым обстоятельством дела является факт невозможности совместного выезда молодых супругов, для которого истец и приобретал путевку еще до регистрации брака.
Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2014 N 16-КГ14-9
Применимые нормы: ст. ст. 15, 1069 ГК РФСуд не может снизить размер взыскиваемого ущерба и компенсации морального вреда, если истец с супругой не отправились в свадебное путешествие в результате неправомерных действий судебного пристава-исполнителя, поскольку целью заключения договора на оказание туристических услуг являлся именно семейный отдых. То, что супруга истца не лишилась возможности реализовать свое право на отдых и добровольно отказалась от него, не влияет на размер убытков, так как юридически значимым обстоятельством дела является факт невозможности совместного выезда молодых супругов, для которого истец и приобретал путевку еще до регистрации брака.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Содержание договора о санаторно-курортном лечении
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)<14> Тарасенкова А.Н. Туризм: права отдыхающих и обязанности отправляющих отдыхать. М., 2019. Вып. 11; СПС "КонсультантПлюс".
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)<14> Тарасенкова А.Н. Туризм: права отдыхающих и обязанности отправляющих отдыхать. М., 2019. Вып. 11; СПС "КонсультантПлюс".
Статья: О путях совершенствования правового регулирования туристской деятельности в современных условиях
(Морозов П.Е.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)Так, в Хартии туризма <7> право на отдых, которое понимается исключительно с позиций трудового права в аспекте ограничения рабочего дня и предоставления оплачиваемого периодического отпуска, отграничивается от организации отдыха (ст. 2 Хартии туризма).
(Морозов П.Е.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)Так, в Хартии туризма <7> право на отдых, которое понимается исключительно с позиций трудового права в аспекте ограничения рабочего дня и предоставления оплачиваемого периодического отпуска, отграничивается от организации отдыха (ст. 2 Хартии туризма).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"в санаторно-курортные организации или к местам организованного отдыха (домам отдыха, базам отдыха, пансионатам, детским оздоровительным лагерям и туристским базам) и обратно один раз в год. Такое же право на проезд один раз в год в санаторно-курортные организации или к указанным местам организованного отдыха и обратно имеют члены семей указанных в абзаце первом настоящего пункта офицеров, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"в санаторно-курортные организации или к местам организованного отдыха (домам отдыха, базам отдыха, пансионатам, детским оздоровительным лагерям и туристским базам) и обратно один раз в год. Такое же право на проезд один раз в год в санаторно-курортные организации или к указанным местам организованного отдыха и обратно имеют члены семей указанных в абзаце первом настоящего пункта офицеров, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Статья: Правовое обеспечение развития туризма и туристской деятельности в городе Севастополе
(Годованик Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Анализируемый Закон в целях создания благоприятных условий для развития туризма в городе Севастополе устанавливает основы и определяет принципы правового регулирования туристской деятельности в городе Севастополе, определяет приоритетные направления развития рынка туристских услуг и направлен на реализацию прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства на отдых, доступ к культурным ценностям и иных прав при совершении путешествий <4>.
(Годованик Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Анализируемый Закон в целях создания благоприятных условий для развития туризма в городе Севастополе устанавливает основы и определяет принципы правового регулирования туристской деятельности в городе Севастополе, определяет приоритетные направления развития рынка туристских услуг и направлен на реализацию прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства на отдых, доступ к культурным ценностям и иных прав при совершении путешествий <4>.
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: история вопроса и перспективы (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Известно, что введение курортного сбора в качестве эксперимента в 2017 году не является чем-то новым для российского законодательства и не первая попытка таким образом решить проблему обеспечения доходности местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Еще в 20-х годах прошлого века в Автономной Крымской ССР взимался курортный сбор <9>. В течение нескольких лет курортный сбор взимался на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 17.08.1933, имея целью возмещение расходов, связанных с благоустройством курортов и повышением качества бытового обслуживания отдыхающих <10>. Особенно активно этот механизм использовался в разных вариантах для развития одного города или сети курортов, с признанием плательщиками неорганизованных отдыхающих и организаций курортной инфраструктуры, размещающих отдыхающих, в 1960-х - начале 1970-х годов (Постановление Совмина РСФСР от 16.08.1963 N 1012 "О курортном сборе с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в курортные местности" <11>; Постановление Совмина СССР от 27.02.1969 N 155 "О взимании курортного сбора" <12>; Постановление Совмина РСФСР от 12.10.1970 N 589 "О введении курортного сбора с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в г. Туапсе Краснодарского края" <13>). Законом СССР от 24.06.1981 "О местных налогах и сборах" <14> республики были наделены правом вводить местные сборы, взимаемые с граждан за услуги, предоставляемые им в сферах туризма, отдыха, организации экскурсий, любительского рыболовства, охоты и др., что имело целью частичное возмещение расходов. В данном контексте сбор по своей сущности очень близок к современной налоговой природе сбора: индивидуальная возмездность (плата за оказание услуг), компенсационный характер. В качестве местного курортный сбор взимался на территории Российской Федерации в период с 1992 по 2003 год (введен Законом РСФСР от 12.12.1991 N 2018-1 "О курортном сборе с физических лиц" <15> (утратил силу с 01.01.2004 с принятием Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)).
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Известно, что введение курортного сбора в качестве эксперимента в 2017 году не является чем-то новым для российского законодательства и не первая попытка таким образом решить проблему обеспечения доходности местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Еще в 20-х годах прошлого века в Автономной Крымской ССР взимался курортный сбор <9>. В течение нескольких лет курортный сбор взимался на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 17.08.1933, имея целью возмещение расходов, связанных с благоустройством курортов и повышением качества бытового обслуживания отдыхающих <10>. Особенно активно этот механизм использовался в разных вариантах для развития одного города или сети курортов, с признанием плательщиками неорганизованных отдыхающих и организаций курортной инфраструктуры, размещающих отдыхающих, в 1960-х - начале 1970-х годов (Постановление Совмина РСФСР от 16.08.1963 N 1012 "О курортном сборе с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в курортные местности" <11>; Постановление Совмина СССР от 27.02.1969 N 155 "О взимании курортного сбора" <12>; Постановление Совмина РСФСР от 12.10.1970 N 589 "О введении курортного сбора с граждан, неорганизованно приезжающих на отдых в г. Туапсе Краснодарского края" <13>). Законом СССР от 24.06.1981 "О местных налогах и сборах" <14> республики были наделены правом вводить местные сборы, взимаемые с граждан за услуги, предоставляемые им в сферах туризма, отдыха, организации экскурсий, любительского рыболовства, охоты и др., что имело целью частичное возмещение расходов. В данном контексте сбор по своей сущности очень близок к современной налоговой природе сбора: индивидуальная возмездность (плата за оказание услуг), компенсационный характер. В качестве местного курортный сбор взимался на территории Российской Федерации в период с 1992 по 2003 год (введен Законом РСФСР от 12.12.1991 N 2018-1 "О курортном сборе с физических лиц" <15> (утратил силу с 01.01.2004 с принятием Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)).
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Но лесные участки ЗЛФ могут быть переданы муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, использования лесов в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Исследование и передача ЗЛФ муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование могут способствовать сохранению биоразнообразия лесов, проведению научно-исследовательской работы по улучшению состава и структуры лесов, их рациональному использованию и охране. Муниципальные учреждения, пользующиеся ЗЛФ, также могут проводить образовательную деятельность, например обучение общественности принципам устойчивого лесного хозяйства и охраны лесов. Кроме того, использование лесов в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности ведет к повышению экологической культуры населения и способствует сохранению природно-рекреационных ресурсов. Порядок использования лесов для осуществления этих видов деятельности, права и обязанности муниципальных учреждений определены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 июля 2020 г. N 487.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Но лесные участки ЗЛФ могут быть переданы муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, использования лесов в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Исследование и передача ЗЛФ муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование могут способствовать сохранению биоразнообразия лесов, проведению научно-исследовательской работы по улучшению состава и структуры лесов, их рациональному использованию и охране. Муниципальные учреждения, пользующиеся ЗЛФ, также могут проводить образовательную деятельность, например обучение общественности принципам устойчивого лесного хозяйства и охраны лесов. Кроме того, использование лесов в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности ведет к повышению экологической культуры населения и способствует сохранению природно-рекреационных ресурсов. Порядок использования лесов для осуществления этих видов деятельности, права и обязанности муниципальных учреждений определены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 июля 2020 г. N 487.
Статья: Право собственности на недвижимое имущество в условиях экономики совместного потребления и цифровизации
(Емелькина И.А.)
("Гражданское право", 2021, N 4)Но необходимо признать, что эти институты имеют абсолютно разные цели: в большинстве случаев аренда рассматривается для временного пребывания вне места постоянного жительства: путешествий, командировок, туризма, отдыха, участия в массовых спортивных мероприятиях и др. Жилые помещения приобретаются в собственность в случае, если у человека есть цель - долгосрочное проживание в определенном месте. Покупка жилья зачастую воспринимается также как инвестиция, поскольку право собственности дает человеку имущественную ценность, которую всегда можно продать, обменять, подарить. Право собственности дает возможность передать недвижимое имущество по наследству. С этой точки зрения стремление к более легкому удовлетворению потребности в жилье путем найма обусловливает уменьшение у молодых людей чувства заботы о благосостоянии будущего поколения, ведь временное право пользования по общему правилу не предполагает перехода права в результате наследования. Но, с другой стороны, аренда жилья удобна тем, что вместо вкладывания денег в недвижимость молодые люди могут использовать свободные денежные средства для различных иных целей: образования, профилактики здоровья, путешествий по миру, духовного и культурного развития и др.
(Емелькина И.А.)
("Гражданское право", 2021, N 4)Но необходимо признать, что эти институты имеют абсолютно разные цели: в большинстве случаев аренда рассматривается для временного пребывания вне места постоянного жительства: путешествий, командировок, туризма, отдыха, участия в массовых спортивных мероприятиях и др. Жилые помещения приобретаются в собственность в случае, если у человека есть цель - долгосрочное проживание в определенном месте. Покупка жилья зачастую воспринимается также как инвестиция, поскольку право собственности дает человеку имущественную ценность, которую всегда можно продать, обменять, подарить. Право собственности дает возможность передать недвижимое имущество по наследству. С этой точки зрения стремление к более легкому удовлетворению потребности в жилье путем найма обусловливает уменьшение у молодых людей чувства заботы о благосостоянии будущего поколения, ведь временное право пользования по общему правилу не предполагает перехода права в результате наследования. Но, с другой стороны, аренда жилья удобна тем, что вместо вкладывания денег в недвижимость молодые люди могут использовать свободные денежные средства для различных иных целей: образования, профилактики здоровья, путешествий по миру, духовного и культурного развития и др.
Ситуация: Кто и на каких условиях может служить по контракту?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (п. 4 ст. 16 Закона N 76-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, на базах отдыха, в пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (п. 4 ст. 16 Закона N 76-ФЗ).
Статья: Новый вид чрезвычайных ситуаций и проблемы правового регулирования, возникающие при их ликвидации
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Таким образом, несогласованность норм федеральных законов, отсутствие грамотной регламентации деятельности государственных органов привели к тому, что на основании рекомендаций (!) главных государственных санитарных врачей высшими должностными лицами и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов России в нарушение норм Конституции Российской Федерации <12> были приняты постановления, ограничивающие права и свободы граждан. При этом принимаются решения, которые ограничивают права и свободы не только отдельных граждан, но и целых коллективов организаций, деятельность которых запрещается (например, в сферах торговли непродовольственными товарами, культуры и искусства, отдыха и туризма, здравоохранения в части планового лечения).
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Таким образом, несогласованность норм федеральных законов, отсутствие грамотной регламентации деятельности государственных органов привели к тому, что на основании рекомендаций (!) главных государственных санитарных врачей высшими должностными лицами и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов России в нарушение норм Конституции Российской Федерации <12> были приняты постановления, ограничивающие права и свободы граждан. При этом принимаются решения, которые ограничивают права и свободы не только отдельных граждан, но и целых коллективов организаций, деятельность которых запрещается (например, в сферах торговли непродовольственными товарами, культуры и искусства, отдыха и туризма, здравоохранения в части планового лечения).
Вопрос: Организация-туроператор заключает договоры с иностранными организациями об оказании отдельных услуг, входящих в туристский продукт. Следует ли туроператору заполнять налоговый расчет сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, в части выплат, перечисляемых иностранным организациям в рамках таких договоров?
(Консультация эксперта, 2025)Отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, регулируются Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, регулируются Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ).
Статья: Складывание новой системы лечения и отдыха в России во время правления Петра I
(Дзюбан В.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)"Туризм: право и экономика", 2021, N 1
(Дзюбан В.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)"Туризм: право и экономика", 2021, N 1
Статья: Безопасность туристского бизнеса: поиск оптимального баланса гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов
(Сирик Н.В., Кусков А.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Ф. обратилась в суд с иском к туроператору, указав, что после приезда на курорт обнаружился факт предоставления турагентом недостоверной информации о потребительских свойствах туристского продукта. Туроператор возражал против доводов Ф., указав, что согласно договору и ст. 10.1 Закона о туризме ответственность в таких случаях несет турагент. Суд, удовлетворяя требования Ф., пришел к выводу о том, что туроператором нарушены условия договора в части предоставления Ф. необходимой и достоверной информации о потребительских свойствах туристского продукта, что нарушило ее право на возможность компетентного выбора места отдыха <4>.
(Сирик Н.В., Кусков А.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Ф. обратилась в суд с иском к туроператору, указав, что после приезда на курорт обнаружился факт предоставления турагентом недостоверной информации о потребительских свойствах туристского продукта. Туроператор возражал против доводов Ф., указав, что согласно договору и ст. 10.1 Закона о туризме ответственность в таких случаях несет турагент. Суд, удовлетворяя требования Ф., пришел к выводу о том, что туроператором нарушены условия договора в части предоставления Ф. необходимой и достоверной информации о потребительских свойствах туристского продукта, что нарушило ее право на возможность компетентного выбора места отдыха <4>.
Статья: К вопросу о построении современной системы регулирования туризма
(Литаренко Н.В.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В важнейших международных документах, принятых после окончания Второй мировой войны под влиянием обновленных естественно-правовых концепций, можно встретить нормы, на которых основывается современное представление о туризме: свобода передвижения и совершения путешествий, право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени.
(Литаренко Н.В.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В важнейших международных документах, принятых после окончания Второй мировой войны под влиянием обновленных естественно-правовых концепций, можно встретить нормы, на которых основывается современное представление о туризме: свобода передвижения и совершения путешествий, право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени.