ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Взыскание задолженности по оплате энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)Задолженность по оплате электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества МКД, взыскивают с исполнителя коммунальных услуг (например, ТСЖ), даже если договор энергоснабжения не заключен
(КонсультантПлюс, 2025)Задолженность по оплате электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества МКД, взыскивают с исполнителя коммунальных услуг (например, ТСЖ), даже если договор энергоснабжения не заключен
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 161 "Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом" ЖК РФ"По смыслу пункта 2 статьи 138, пунктов 1, 2 и 9 статьи 161, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил N 354, а также пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Товарищество является исполнителем коммунальных услуг, то есть лицом, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)С одной стороны, это позволяло иметь прозрачную правовую модель, при которой права бытовых потребителей коммунальных услуг наиболее гарантированы, с другой стороны, столь жесткое регулирование имело и обратный эффект: некоторые управляющие организации, ТСЖ, кооперативы злоупотребляли статусом исполнителя коммунальных услуг, несвоевременно перечисляли поставщикам "транзитные" денежные средства за коммунальные ресурсы, а то и вовсе направляли их на иные цели. Это оказывало негативное влияние на устойчивость деятельности ресурсоснабжающих организаций.
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)С одной стороны, это позволяло иметь прозрачную правовую модель, при которой права бытовых потребителей коммунальных услуг наиболее гарантированы, с другой стороны, столь жесткое регулирование имело и обратный эффект: некоторые управляющие организации, ТСЖ, кооперативы злоупотребляли статусом исполнителя коммунальных услуг, несвоевременно перечисляли поставщикам "транзитные" денежные средства за коммунальные ресурсы, а то и вовсе направляли их на иные цели. Это оказывало негативное влияние на устойчивость деятельности ресурсоснабжающих организаций.
Статья: Понятие товарищества собственников жилья и управляющей организации (управляющей компании)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.1. ТСЖ не осуществляет деятельности по управлению МКД, не оказывает услуг и не выполняет работ по содержанию ОИ, не является исполнителем коммунальных услуг. Органы управления ТСЖ осуществляют только контроль за выполнением УО обязательств по договору (ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ), порядок осуществления такого контроля устанавливается самим договором управления (п. 4 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.1. ТСЖ не осуществляет деятельности по управлению МКД, не оказывает услуг и не выполняет работ по содержанию ОИ, не является исполнителем коммунальных услуг. Органы управления ТСЖ осуществляют только контроль за выполнением УО обязательств по договору (ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ), порядок осуществления такого контроля устанавливается самим договором управления (п. 4 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72
"О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы"В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
"О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы"В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
Статья: Специальное правовое регулирование процедуры банкротства юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ
(Демидов Д.А.)
("Гражданское право", 2024, N 4)В силу положений ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации <10> (далее - ЖК РФ) управляющая организация и после аннулирования лицензии обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества до момента выбора иного исполнителя коммунальных услуг или регистрации товарищества собственников жилья.
(Демидов Д.А.)
("Гражданское право", 2024, N 4)В силу положений ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации <10> (далее - ЖК РФ) управляющая организация и после аннулирования лицензии обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества до момента выбора иного исполнителя коммунальных услуг или регистрации товарищества собственников жилья.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В свою очередь, управляющие МКД лица должны при поступлении от органа власти запроса о наличии у физического лица, обратившегося за получением субсидии, подтвержденного вступившим в законную силу судебным актом непогашенного долга по оплате услуг ЖКХ за 3 последних года, размещать в ГИС ЖКХ сведения о наличии или отсутствии такого долга. Срок - 5 рабочих дней с момента получения запроса. УК, ТСЖ, кооператив размещают эти сведения, если являются исполнителями коммунальной услуги. Аналогичная обязанность закрепляется за РСО, являющейся исполнителем коммунальных услуг, региональным оператором капитального ремонта, региональным оператором по обращению с ТКО, представляющим платежные документы (Приказ Минкомсвязи России N 466, Минстроя России N 508/пр от 11.09.2020).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В свою очередь, управляющие МКД лица должны при поступлении от органа власти запроса о наличии у физического лица, обратившегося за получением субсидии, подтвержденного вступившим в законную силу судебным актом непогашенного долга по оплате услуг ЖКХ за 3 последних года, размещать в ГИС ЖКХ сведения о наличии или отсутствии такого долга. Срок - 5 рабочих дней с момента получения запроса. УК, ТСЖ, кооператив размещают эти сведения, если являются исполнителями коммунальной услуги. Аналогичная обязанность закрепляется за РСО, являющейся исполнителем коммунальных услуг, региональным оператором капитального ремонта, региональным оператором по обращению с ТКО, представляющим платежные документы (Приказ Минкомсвязи России N 466, Минстроя России N 508/пр от 11.09.2020).
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Из современной судебной практики усматривается наличие споров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами и т.д.), возникающих при заключении договора ресурсоснабжения для поставки ресурса на общедомовые нужды (далее также - ОДН).
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Из современной судебной практики усматривается наличие споров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами и т.д.), возникающих при заключении договора ресурсоснабжения для поставки ресурса на общедомовые нужды (далее также - ОДН).