Требования ограничивающие конкуренцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования ограничивающие конкуренцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка жилого помещения по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...спорное требование... ограничивает конкуренцию, что недопустимо в силу ст. 8 Закона о контрактной системе..."
(КонсультантПлюс, 2025)...спорное требование... ограничивает конкуренцию, что недопустимо в силу ст. 8 Закона о контрактной системе..."
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Заказчик не согласен с наличием нарушений требований к участникам закупки и (или) к подтверждающим документам
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по спору о правомерности требования о членстве участника в двух СРО при закупке проектных и изыскательских работ зависит от того, сочтет ли суд такое требование ограничивающим конкуренцию
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по спору о правомерности требования о членстве участника в двух СРО при закупке проектных и изыскательских работ зависит от того, сочтет ли суд такое требование ограничивающим конкуренцию
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Объединение в один лот товаров, работ, услуг при закупке по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли объединять в один лот поставку различных продуктов питания по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход арбитражных судов 2: Объединение правомерно, если установленные требования не ограничивают конкуренцию.
Можно ли объединять в один лот поставку различных продуктов питания по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход арбитражных судов 2: Объединение правомерно, если установленные требования не ограничивают конкуренцию.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ устанавливать требование к опыту ее участника
(КонсультантПлюс, 2025)<...> ...Требования... ограничивают конкуренцию... являются оценочной категорией, не обладают исчисляемыми, измеряемыми, количественными характеристиками, а главное - не учитывают квалификационный уровень работников вновь созданных организаций..."
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ устанавливать требование к опыту ее участника
(КонсультантПлюс, 2025)<...> ...Требования... ограничивают конкуренцию... являются оценочной категорией, не обладают исчисляемыми, измеряемыми, количественными характеристиками, а главное - не учитывают квалификационный уровень работников вновь созданных организаций..."
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)8. Установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)8. Установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке радиоэлектронной продукции по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании лота руководствуйтесь правилами, установленными вашим положением о закупке. При этом важно не допустить необоснованного ограничения конкуренции при объединении в один лот различных видов продукции (ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Поэтому не рекомендуем объединять в одну закупку продукцию, которая относится к разным товарным рынкам или технологически и функционально не связана. Несмотря на то что требование о функциональной и технологической связи Законом N 223-ФЗ не установлено, контрольный орган может посчитать, что подобное объединение ограничивает конкуренцию и нарушает требования Закона N 223-ФЗ (см. Решение ФАС России от 01.06.2021 N 223ФЗ-284/21).
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании лота руководствуйтесь правилами, установленными вашим положением о закупке. При этом важно не допустить необоснованного ограничения конкуренции при объединении в один лот различных видов продукции (ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Поэтому не рекомендуем объединять в одну закупку продукцию, которая относится к разным товарным рынкам или технологически и функционально не связана. Несмотря на то что требование о функциональной и технологической связи Законом N 223-ФЗ не установлено, контрольный орган может посчитать, что подобное объединение ограничивает конкуренцию и нарушает требования Закона N 223-ФЗ (см. Решение ФАС России от 01.06.2021 N 223ФЗ-284/21).
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Это могут быть основные или единые требования, которые применяются во всех закупках без исключения, и дополнительные требования, которые предъявляются в зависимости от специфики конкретной закупки. При этом, устанавливая требования, важно соблюдать принципы Закона N 223-ФЗ, такие как равноправие, измеряемость требований, отсутствие необоснованного ограничения конкуренции.
(КонсультантПлюс, 2025)Это могут быть основные или единые требования, которые применяются во всех закупках без исключения, и дополнительные требования, которые предъявляются в зависимости от специфики конкретной закупки. При этом, устанавливая требования, важно соблюдать принципы Закона N 223-ФЗ, такие как равноправие, измеряемость требований, отсутствие необоснованного ограничения конкуренции.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Нарушение Заказчиком требований к справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки может привести к неправомерному отклонению заявки участника и повлечь административную ответственность, предусмотренную частью 8 статьи 7.32.3 КоАП.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Нарушение Заказчиком требований к справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки может привести к неправомерному отклонению заявки участника и повлечь административную ответственность, предусмотренную частью 8 статьи 7.32.3 КоАП.
Готовое решение: Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, нельзя. Данные требования не предусмотрены Законом N 44-ФЗ. Минфин России также высказывал позицию о том, что требование о сроке действия лицензии ограничивает конкуренцию участников закупки и нарушает требования законодательства (Письмо Минфина России от 12.09.2017 N 24-03-06/58653).
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, нельзя. Данные требования не предусмотрены Законом N 44-ФЗ. Минфин России также высказывал позицию о том, что требование о сроке действия лицензии ограничивает конкуренцию участников закупки и нарушает требования законодательства (Письмо Минфина России от 12.09.2017 N 24-03-06/58653).
Статья: Можно ли устанавливать детальные требования к характеристикам товара при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ?
(Арышков А., Сухадольский Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)Позиция 3: заказчик не вправе устанавливать детальные
(Арышков А., Сухадольский Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)Позиция 3: заказчик не вправе устанавливать детальные
Готовое решение: Как провести открытую конкурентную закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При осуществлении закупок строительных работ геодезическая и картографическая деятельность не представляют собой самостоятельный объект закупки, поэтому заказчику не следует предъявлять требование к наличию у участников закупки лицензии на данный вид деятельности. Такое требование могут признать ограничивающим конкуренцию.
(КонсультантПлюс, 2025)При осуществлении закупок строительных работ геодезическая и картографическая деятельность не представляют собой самостоятельный объект закупки, поэтому заказчику не следует предъявлять требование к наличию у участников закупки лицензии на данный вид деятельности. Такое требование могут признать ограничивающим конкуренцию.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В одном из Обзоров судебной практики Верховного Суда при этом отмечается, что закрепленные статьей 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принципы "обеспечивают гласность и прозрачность осуществления государственных и муниципальных закупок и направлены на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции, что корреспондирует с требованиями пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции" <1>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В одном из Обзоров судебной практики Верховного Суда при этом отмечается, что закрепленные статьей 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принципы "обеспечивают гласность и прозрачность осуществления государственных и муниципальных закупок и направлены на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции, что корреспондирует с требованиями пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции" <1>.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке компьютеров по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании лота руководствуйтесь правилами, установленными вашим положением о закупке. При этом важно не допустить необоснованного ограничения конкуренции при объединении в один лот различных видов товаров (ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Поэтому не рекомендуем объединять в одну закупку товары, которые относятся к разным товарным рынкам или технологически и функционально не связаны. Несмотря на то что требования о функциональной и технологической связи Законом N 223-ФЗ не установлены, контрольный орган может посчитать, что подобное объединение ограничивает конкуренцию и нарушает требования Закона N 223-ФЗ (см. Решение ФАС России от 01.06.2021 N 223ФЗ-284/21).
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании лота руководствуйтесь правилами, установленными вашим положением о закупке. При этом важно не допустить необоснованного ограничения конкуренции при объединении в один лот различных видов товаров (ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Поэтому не рекомендуем объединять в одну закупку товары, которые относятся к разным товарным рынкам или технологически и функционально не связаны. Несмотря на то что требования о функциональной и технологической связи Законом N 223-ФЗ не установлены, контрольный орган может посчитать, что подобное объединение ограничивает конкуренцию и нарушает требования Закона N 223-ФЗ (см. Решение ФАС России от 01.06.2021 N 223ФЗ-284/21).
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Предписание выдается антимонопольным органом в случае наличия сомнений, что заключение сделки без выполнения требований предписания может привести к ограничению конкуренции. Целью предписания является обеспечение условий, при которых выявленные антимонопольным органом потенциальные угрозы для состояния конкуренции будут устранены либо риск их появления будет существенно снижен.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Предписание выдается антимонопольным органом в случае наличия сомнений, что заключение сделки без выполнения требований предписания может привести к ограничению конкуренции. Целью предписания является обеспечение условий, при которых выявленные антимонопольным органом потенциальные угрозы для состояния конкуренции будут устранены либо риск их появления будет существенно снижен.