Требования к запросу судебного пристава
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к запросу судебного пристава (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 64.1 "Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что в данном случае запрос конкурсного управляющего о ходе исполнительного производства, не содержит ни требований о совершении каких-либо исполнительских действий, ни требований о применении мер принудительного исполнения. Следовательно, по результатам рассмотрения данного запроса у судебного пристава-исполнителя отсутствуют основания для вынесения постановления."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5 "Гарантии нотариальной деятельности" Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"Ссылка апеллянтов на то, что ПАО "Сбербанк" обязан был после прекращения поступления платежей по кредитному договору <...>-Р-9569478170 от <...> в феврале 2020 предпринять меры по взысканию задолженности с <...>7, а также получить информацию в реестре наследственных дел о смерти заемщика <...>7 и ранее обратиться в суд, не основана на законе. Вопреки доводам жалобы, законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность кредитора по розыску наследственных дел в отношении заемщика, от которого перестали поступать платежи по кредитному договору. Кроме того, на основании абзаца 4 статьи 5 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью пятой статьи 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Из положений статьи 5 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" следует, что ПАО "Сбербанк" не относится к числу лиц, которым могут быть сообщены сведения о совершенных нотариальных действиях, в том числе о круге лиц, обратившихся в связи с принятием наследства. Из содержания статьи 5 Основ законодательства о нотариате от <...> <...> следует, что сведения о наследниках, принявших наследство, могут быть представлены ограниченному кругу лиц, в число которых не входит коммерческая организация, являющаяся кредитором умершего наследодателя по каким-либо обязательствам."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)Поскольку у каждой организации данные документы могут иметь различное наименование (обязательных требований к наименованию и содержанию таких документов в законе в настоящее время нет), при решении вопроса о предоставлении запрашиваемых документов по требованию судебного пристава следует исходить в первую очередь из их содержания.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)Поскольку у каждой организации данные документы могут иметь различное наименование (обязательных требований к наименованию и содержанию таких документов в законе в настоящее время нет), при решении вопроса о предоставлении запрашиваемых документов по требованию судебного пристава следует исходить в первую очередь из их содержания.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В другом материале гражданин обратился в суд с административным исковым заявлением, обосновав свои требования тем, что он неоднократно направлял отделу судебных приставов запросы о предоставлении сведений обо всех взыскателях, предъявивших к нему требования, их полном наименовании, адресах, суммах взысканий, предоставлении копий исполнительных листов и решений судов, однако ответа не получил. Просил обязать административного ответчика в течение 14 дней предоставить названные сведения, а также информацию об остатке задолженности по каждому взыскателю.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В другом материале гражданин обратился в суд с административным исковым заявлением, обосновав свои требования тем, что он неоднократно направлял отделу судебных приставов запросы о предоставлении сведений обо всех взыскателях, предъявивших к нему требования, их полном наименовании, адресах, суммах взысканий, предоставлении копий исполнительных листов и решений судов, однако ответа не получил. Просил обязать административного ответчика в течение 14 дней предоставить названные сведения, а также информацию об остатке задолженности по каждому взыскателю.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суды исходили из того, что направление запроса о предоставлении информации осуществлено судебным приставом в рамках исполнения своих обязанностей по рассмотрению заявления физического лица о нарушении его прав и законных интересов при осуществлении организацией деятельности по возврату просроченной задолженности. Иное понимание закона не предоставляет контролирующему органу возможности обеспечить надлежащий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц, в том числе в рамках Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ) и Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суды исходили из того, что направление запроса о предоставлении информации осуществлено судебным приставом в рамках исполнения своих обязанностей по рассмотрению заявления физического лица о нарушении его прав и законных интересов при осуществлении организацией деятельности по возврату просроченной задолженности. Иное понимание закона не предоставляет контролирующему органу возможности обеспечить надлежащий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц, в том числе в рамках Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ) и Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
"Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015)в адрес руководителей службы судебных приставов-исполнителей (в связи с бездействием в осуществлении обязанностей по исполнению требований исполнительного документа о взыскании алиментов; отсутствием контроля и надлежащей организации ведения исполнительных производств; незаконным прекращением исполнительного производства; утерей судебного приказа о взыскании алиментов; длительным неисполнением запроса мирового судьи о предоставлении сведений о размере задолженности по алиментам либо неправильным представлением расчета задолженности по алиментам), а также в адрес других органов, организаций и должностных лиц.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015)в адрес руководителей службы судебных приставов-исполнителей (в связи с бездействием в осуществлении обязанностей по исполнению требований исполнительного документа о взыскании алиментов; отсутствием контроля и надлежащей организации ведения исполнительных производств; незаконным прекращением исполнительного производства; утерей судебного приказа о взыскании алиментов; длительным неисполнением запроса мирового судьи о предоставлении сведений о размере задолженности по алиментам либо неправильным представлением расчета задолженности по алиментам), а также в адрес других органов, организаций и должностных лиц.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 5 комментируемой статьи также предусмотрено установление ФССП России по согласованию с Агентством порядка направления запроса и представления информации судебными приставами-исполнителями. На основании данной нормы Приказом ФССП России от 23 сентября 2020 г. N 683 утвержден Порядок направления государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" запроса информации о перечисленных на счет вкладчика денежных средствах, взысканных с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе и (или) судебном акте, и представления запрашиваемой информации судебным приставом-исполнителем" <128>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 5 комментируемой статьи также предусмотрено установление ФССП России по согласованию с Агентством порядка направления запроса и представления информации судебными приставами-исполнителями. На основании данной нормы Приказом ФССП России от 23 сентября 2020 г. N 683 утвержден Порядок направления государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" запроса информации о перечисленных на счет вкладчика денежных средствах, взысканных с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе и (или) судебном акте, и представления запрашиваемой информации судебным приставом-исполнителем" <128>.
Статья: Проблемы защиты прав граждан, пострадавших от деятельности лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности
(Гомонова Н.Д.)
("Вестник исполнительного производства", 2020, N 4)Также в данном законопроекте Минюст России для борьбы со злоупотреблениями коллекторов предлагает разрешить судебным приставам запрашивать у бюро кредитных историй доступ к закрытой части кредитных историй граждан, как то: полное и сокращенное наименование и номер государственной регистрации юридического лица - приобретателя права требования и кредитора.
(Гомонова Н.Д.)
("Вестник исполнительного производства", 2020, N 4)Также в данном законопроекте Минюст России для борьбы со злоупотреблениями коллекторов предлагает разрешить судебным приставам запрашивать у бюро кредитных историй доступ к закрытой части кредитных историй граждан, как то: полное и сокращенное наименование и номер государственной регистрации юридического лица - приобретателя права требования и кредитора.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2023 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с частью четвертой статьи 5 Основ о нотариате сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются нотариусами по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями, а также по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью 6 статьи 34.4 Основ о нотариате. Таким образом, сведения о совершенных нотариальных действиях могут быть выданы только в определенных случаях и определенным лицам, предусмотренным законом.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с частью четвертой статьи 5 Основ о нотариате сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются нотариусами по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями, а также по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью 6 статьи 34.4 Основ о нотариате. Таким образом, сведения о совершенных нотариальных действиях могут быть выданы только в определенных случаях и определенным лицам, предусмотренным законом.
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)О наличии проблем в области исполнения требований исполнительных документов говорит не только официальная статистика, согласно которой доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств по всей России в 2014 г. составила 40,1% <3>, в 2015 г. - 38,6% <4>, в 2016 г. - 41,3% <5>, в 2017 г. - 46,5%, в 2018 г. - 45,4% <6>. Об этом также свидетельствует и все более расширяющаяся область исполнения требований исполнительных документов при помощи различных организаций и лиц, именующихся коллекторами <7>. Развитие рынка коллекторов в Российской Федерации непосредственно связано со снижением эффективности исполнения требований исполнительных документов при помощи действий судебных приставов-исполнителей. Деятельность коллекторов является ответом на возникший в обществе запрос на совершенствование и развитие модели реализации права на принудительное исполнение, без обращения к судебному приставу-исполнителю.
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)О наличии проблем в области исполнения требований исполнительных документов говорит не только официальная статистика, согласно которой доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств по всей России в 2014 г. составила 40,1% <3>, в 2015 г. - 38,6% <4>, в 2016 г. - 41,3% <5>, в 2017 г. - 46,5%, в 2018 г. - 45,4% <6>. Об этом также свидетельствует и все более расширяющаяся область исполнения требований исполнительных документов при помощи различных организаций и лиц, именующихся коллекторами <7>. Развитие рынка коллекторов в Российской Федерации непосредственно связано со снижением эффективности исполнения требований исполнительных документов при помощи действий судебных приставов-исполнителей. Деятельность коллекторов является ответом на возникший в обществе запрос на совершенствование и развитие модели реализации права на принудительное исполнение, без обращения к судебному приставу-исполнителю.
Статья: Применение исполнительной надписи в нотариальной практике
(Фриск А.Н.)
("Нотариус", 2020, N 8)При поступлении исполнительной надписи на исполнение судебные приставы нередко направляют запросы нотариусу с целью подтверждения факта совершения или несовершения нотариального действия по выдаче исполнительной надписи, основывая свои требования на ст. ст. 12, 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации". При подготовке ответов на такие запросы следует учесть положения о нотариальной тайне и, не раскрывая сведений, которые стали известны нотариусу при совершении нотариального действия, лишь подтвердить или опровергнуть факт совершения указанного в запросе судебного пристава нотариального действия.
(Фриск А.Н.)
("Нотариус", 2020, N 8)При поступлении исполнительной надписи на исполнение судебные приставы нередко направляют запросы нотариусу с целью подтверждения факта совершения или несовершения нотариального действия по выдаче исполнительной надписи, основывая свои требования на ст. ст. 12, 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации". При подготовке ответов на такие запросы следует учесть положения о нотариальной тайне и, не раскрывая сведений, которые стали известны нотариусу при совершении нотариального действия, лишь подтвердить или опровергнуть факт совершения указанного в запросе судебного пристава нотариального действия.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2024 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются нотариусом (но не Федеральной нотариальной палатой) по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью шестой статьи 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются нотариусом через единую информационную систему нотариата в налоговый орган не позднее пяти дней со дня совершения соответствующего нотариального действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются нотариусом (но не Федеральной нотариальной палатой) по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью шестой статьи 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются нотариусом через единую информационную систему нотариата в налоговый орган не позднее пяти дней со дня совершения соответствующего нотариального действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Готовое решение: Каковы обязанности оператора персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)судебные приставы-исполнители для создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к исполнению требований в исполнительном документе вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве);
(КонсультантПлюс, 2025)судебные приставы-исполнители для создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к исполнению требований в исполнительном документе вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве);
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам- по запросу судебного пристава-исполнителя (запросу ФССП - в автоматическом режиме) - сведения, которые необходимы для своевременного и полного исполнения требований по исполнительному документу. Например, у налогового органа можно запросить сведения о наименовании и местонахождении банков, в которых открыты счета должника, о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках, а также другие данные об имуществе должника (ч. 8, 9, 9.1 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве");
Статья: Обеспечение прав должника на сохранение прожиточного минимума в исполнительном производстве (на основании практики прокурорского надзора)
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Юрист", 2024, N 8)Прокуратурой Тамбовской области на системной основе проводятся надзорные мероприятия по соблюдению законодательства об исполнительном производстве. Результаты прокурорской деятельности демонстрируют, что судебными приставами допускались многочисленные нарушения требований федерального законодательства на каждой стадии принудительного исполнения. Основная масса нарушений выражалась в неполноте исполнительных действий, волоките при проверке имущественного положения должников, несвоевременном направлении запросов в учетно-регистрирующие органы, непринятии необходимых мер по установлению места жительства и работы должников, а также имущества с целью последующего его ареста.
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Юрист", 2024, N 8)Прокуратурой Тамбовской области на системной основе проводятся надзорные мероприятия по соблюдению законодательства об исполнительном производстве. Результаты прокурорской деятельности демонстрируют, что судебными приставами допускались многочисленные нарушения требований федерального законодательства на каждой стадии принудительного исполнения. Основная масса нарушений выражалась в неполноте исполнительных действий, волоките при проверке имущественного положения должников, несвоевременном направлении запросов в учетно-регистрирующие органы, непринятии необходимых мер по установлению места жительства и работы должников, а также имущества с целью последующего его ареста.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что тайна завещания не является абсолютной. Так, согласно ст. 5 Основ законодательства о нотариате сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются нотариусами по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном ч. 6 ст. 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Согласно указанному порядку Федеральная нотариальная палата посредством единой информационной системы нотариата в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой (см. Приказ от 28.12.2016 N 324), обеспечивает по направленным в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций и при присоединении к запросу электронного образа проверяемого нотариально удостоверенного документа подтверждение нотариусом содержания удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Указанные в настоящей части сведения предоставляются в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что тайна завещания не является абсолютной. Так, согласно ст. 5 Основ законодательства о нотариате сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются нотариусами по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном ч. 6 ст. 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Согласно указанному порядку Федеральная нотариальная палата посредством единой информационной системы нотариата в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой (см. Приказ от 28.12.2016 N 324), обеспечивает по направленным в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций и при присоединении к запросу электронного образа проверяемого нотариально удостоверенного документа подтверждение нотариусом содержания удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Указанные в настоящей части сведения предоставляются в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса.