Требования к удостоверяющему центру
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к удостоверяющему центру (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Источники цифрового права
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)В этой части проведена корректировка Федеральных законов "Об электронной подписи", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", "О связи" и иных законодательных актов в части уточнения требований к удостоверяющим центрам, унификации требований по идентификации, расширения возможностей и способов идентификации, порядка использования единого портала государственных и муниципальных услуг, а также единой системы идентификации и аутентификации и единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица.
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)В этой части проведена корректировка Федеральных законов "Об электронной подписи", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", "О связи" и иных законодательных актов в части уточнения требований к удостоверяющим центрам, унификации требований по идентификации, расширения возможностей и способов идентификации, порядка использования единого портала государственных и муниципальных услуг, а также единой системы идентификации и аутентификации и единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица.
Статья: Разрешительная деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" проводится аккредитация удостоверяющего центра - признание соответствия удостоверяющего центра требованиям данного Закона.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" проводится аккредитация удостоверяющего центра - признание соответствия удостоверяющего центра требованиям данного Закона.
Нормативные акты
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.09.2022 N 125
"О техническом задании на развитие интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза"4.2.17. Требования к удостоверяющему центру службы ДТС
"О техническом задании на развитие интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза"4.2.17. Требования к удостоверяющему центру службы ДТС
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 N 96
"О требованиях к созданию, развитию и функционированию трансграничного пространства доверия"
(вместе с "Положением о комиссии по проверке компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде на соответствие требованиям к созданию, развитию и функционированию трансграничного пространства доверия")1. Требования к удостоверяющему центру службы доверенной
"О требованиях к созданию, развитию и функционированию трансграничного пространства доверия"
(вместе с "Положением о комиссии по проверке компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде на соответствие требованиям к созданию, развитию и функционированию трансграничного пространства доверия")1. Требования к удостоверяющему центру службы доверенной
Статья: Развитие правового регулирования работы с электронной подписью в Российской Федерации
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)В 2011 г. в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон N 63-ФЗ "Об электронной подписи", сферой применения которого являются отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами. Таким образом, по сравнению с предыдущим ФЗ "Об электронной-цифровой подписи" сфера применения ФЗ "Об электронной подписи" значительно расширена и является максимальной. Нужно отметить, что Федеральный закон N 63-ФЗ "Об электронной подписи" комплексно регулирует различные вопросы использования электронной подписи, включая виды электронной подписи и их применение для придания юридической силы электронным документам; вопросы формирования, функционирования и аккредитации удостоверяющих центров, требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи, требования к средствам электронной подписи и другие. С учетом развития информационных технологий и практики применения электронной подписи для удостоверения электронных документов в рассматриваемый закон регулярно вносятся изменения и дополнения.
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)В 2011 г. в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон N 63-ФЗ "Об электронной подписи", сферой применения которого являются отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами. Таким образом, по сравнению с предыдущим ФЗ "Об электронной-цифровой подписи" сфера применения ФЗ "Об электронной подписи" значительно расширена и является максимальной. Нужно отметить, что Федеральный закон N 63-ФЗ "Об электронной подписи" комплексно регулирует различные вопросы использования электронной подписи, включая виды электронной подписи и их применение для придания юридической силы электронным документам; вопросы формирования, функционирования и аккредитации удостоверяющих центров, требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи, требования к средствам электронной подписи и другие. С учетом развития информационных технологий и практики применения электронной подписи для удостоверения электронных документов в рассматриваемый закон регулярно вносятся изменения и дополнения.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- установлено, что при обращении за получением государственных и муниципальных услуг допускается использование ПЭП, и (или) УКЭП, и (или) УНКЭП, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, которая создается и проверяется с использованием средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона "Об электронной подписи", а также при наличии у владельца сертификата ключа проверки ключа ПЭП, выданного ему при личном приеме в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 января 2013 г. N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг" (о названном документе см. в комментарии к ст. 21.2 Закона). Определение случаев, при которых допускается использование соответственно ПЭП, УНКЭП или УКЭП, осуществляется на основе Правил, утвержденных данным Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 г. N 634.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- установлено, что при обращении за получением государственных и муниципальных услуг допускается использование ПЭП, и (или) УКЭП, и (или) УНКЭП, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, которая создается и проверяется с использованием средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона "Об электронной подписи", а также при наличии у владельца сертификата ключа проверки ключа ПЭП, выданного ему при личном приеме в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 января 2013 г. N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг" (о названном документе см. в комментарии к ст. 21.2 Закона). Определение случаев, при которых допускается использование соответственно ПЭП, УНКЭП или УКЭП, осуществляется на основе Правил, утвержденных данным Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 г. N 634.
Статья: Информационная безопасность электронного документооборота в уголовном судопроизводстве
(Смушкин А.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В настоящее время обеспечением безопасности государственных информационных систем занимается Центр информационной безопасности Федеральной службы безопасности. Нормативными актами ФСБ регламентированы некоторые вопросы в данной сфере. Так, Приказом ФСБ РФ от 09.02.2005 N 66 утверждено Положение о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации <9>. Требования к средствам электронной подписи и Требования к средствам удостоверяющего центра утверждены Приказом ФСБ РФ от 27.12.2011 N 796 <10>.
(Смушкин А.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В настоящее время обеспечением безопасности государственных информационных систем занимается Центр информационной безопасности Федеральной службы безопасности. Нормативными актами ФСБ регламентированы некоторые вопросы в данной сфере. Так, Приказом ФСБ РФ от 09.02.2005 N 66 утверждено Положение о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации <9>. Требования к средствам электронной подписи и Требования к средствам удостоверяющего центра утверждены Приказом ФСБ РФ от 27.12.2011 N 796 <10>.
Статья: О внедрении, развитии, усовершенствовании электронных способов собирания доказательственной информации по уголовным делам
(Афанасьева С.И., Добровлянина О.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Следует отметить, что, закрепив в ст. 474.1 УПК РФ требования о подписании электронного обращения и прилагаемых материалов усиленной квалифицированной электронной подписью, законодатель воспользовался правовым опытом легитимации данной новеллы в Федеральном законе "Об электронной подписи" от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ <26>, Приказе ФСБ России "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра" от 27 декабря 2011 г. N 796 <27>, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57, Приказе от 27 декабря 2016 г. N 251, Приказе от 11 сентября 2017 г. N 168 и других актах. В прежней редакции ст. 474.1 УПК РФ говорилось, что ходатайство, заявление, жалоба, представление могут быть поданы в суд в форме электронного документа, подписанного лицом, направившим такой документ, электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. норма, по сути, носила отсылочный характер, что вызывало определенные трудности. Например, "профессиональный" заявитель - адвокат - не всегда понимал, что апелляционная, кассационная или надзорная жалоба подписываются усиленной квалифицированной подписью; что образ ордера в рамках уголовного судопроизводства должен быть удостоверен усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего ордер (руководителя адвокатского образования или любого другого уполномоченного лица), и т.п. Можно только представить организационно-процессуальные трудности, с которыми сталкивался "непрофессиональный" участник, вовлеченный в сферу судопроизводства. Поэтому конкретизация законодательного положения об усиленной квалифицированной электронной подписи свидетельствует об усовершенствовании правовой регламентации данного аспекта. В отношении "непрофессионального" участника следует заметить, что он явно нуждается в профессиональной правовой помощи при работе с электронным документооборотом. Такую помощь могли бы оказывать, например, участники государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи при соответствующем правовом регулировании и надлежащем бюджетировании.
(Афанасьева С.И., Добровлянина О.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Следует отметить, что, закрепив в ст. 474.1 УПК РФ требования о подписании электронного обращения и прилагаемых материалов усиленной квалифицированной электронной подписью, законодатель воспользовался правовым опытом легитимации данной новеллы в Федеральном законе "Об электронной подписи" от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ <26>, Приказе ФСБ России "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра" от 27 декабря 2011 г. N 796 <27>, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57, Приказе от 27 декабря 2016 г. N 251, Приказе от 11 сентября 2017 г. N 168 и других актах. В прежней редакции ст. 474.1 УПК РФ говорилось, что ходатайство, заявление, жалоба, представление могут быть поданы в суд в форме электронного документа, подписанного лицом, направившим такой документ, электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. норма, по сути, носила отсылочный характер, что вызывало определенные трудности. Например, "профессиональный" заявитель - адвокат - не всегда понимал, что апелляционная, кассационная или надзорная жалоба подписываются усиленной квалифицированной подписью; что образ ордера в рамках уголовного судопроизводства должен быть удостоверен усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего ордер (руководителя адвокатского образования или любого другого уполномоченного лица), и т.п. Можно только представить организационно-процессуальные трудности, с которыми сталкивался "непрофессиональный" участник, вовлеченный в сферу судопроизводства. Поэтому конкретизация законодательного положения об усиленной квалифицированной электронной подписи свидетельствует об усовершенствовании правовой регламентации данного аспекта. В отношении "непрофессионального" участника следует заметить, что он явно нуждается в профессиональной правовой помощи при работе с электронным документооборотом. Такую помощь могли бы оказывать, например, участники государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи при соответствующем правовом регулировании и надлежащем бюджетировании.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Далее программа была отменена. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7 был утвержден паспорт одноименного национального проекта, в котором поставлена цель сформировать правовые условия для формирования единой цифровой среды доверия в части уточнения правового статуса удостоверяющих центров, установления унифицированных требований к универсальной (единой) усиленной квалифицированной электронной подписи, расширения возможностей и способов идентификации.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Далее программа была отменена. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7 был утвержден паспорт одноименного национального проекта, в котором поставлена цель сформировать правовые условия для формирования единой цифровой среды доверия в части уточнения правового статуса удостоверяющих центров, установления унифицированных требований к универсальной (единой) усиленной квалифицированной электронной подписи, расширения возможностей и способов идентификации.
Статья: Развитие правового регулирования работы с электронной подписью в Российской Федерации
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Важным моментом стало принятие Постановления Правительства РФ от 28.11.2011 N 976 <2>, в котором были установлены полномочия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России) как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере использования электронной подписи. На Минцифры России возложены функции головного удостоверяющего центра, который осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров в нашей стране, проводит проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, установленных Федеральным законом "Об электронной подписи", на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, и в случае выявления их несоблюдения выдает предписания об устранении выявленных нарушений; также осуществляет аккредитацию доверенных третьих сторон.
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Важным моментом стало принятие Постановления Правительства РФ от 28.11.2011 N 976 <2>, в котором были установлены полномочия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России) как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере использования электронной подписи. На Минцифры России возложены функции головного удостоверяющего центра, который осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров в нашей стране, проводит проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, установленных Федеральным законом "Об электронной подписи", на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, и в случае выявления их несоблюдения выдает предписания об устранении выявленных нарушений; также осуществляет аккредитацию доверенных третьих сторон.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<1> Приказ Федеральной службы безопасности от 27.12.2011 N 796 (ред. от 13.04.2022) "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра" // СПС "КонсультантПлюс".
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<1> Приказ Федеральной службы безопасности от 27.12.2011 N 796 (ред. от 13.04.2022) "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра" // СПС "КонсультантПлюс".