Требования к скотомогильникам
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к скотомогильникам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Предмет договора аренды и его изменение
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что ответчики заключением дополнительного соглашения... изменили предмет договора аренды... передав в аренду новую вещь (единый недвижимый комплекс - полигон твердых бытовых отходов), которая ранее в аренду не передавалась, без проведения торгов, нарушили требования части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ... истец обратился в арбитражный суд с требованиями [о признании недействительным дополнительного соглашения - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что ответчики заключением дополнительного соглашения... изменили предмет договора аренды... передав в аренду новую вещь (единый недвижимый комплекс - полигон твердых бытовых отходов), которая ранее в аренду не передавалась, без проведения торгов, нарушили требования части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ... истец обратился в арбитражный суд с требованиями [о признании недействительным дополнительного соглашения - ред.]...
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с привлечением к ответственности за административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10 КоАП РФ): Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 10.8 КоАП РФ за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Россельхознадзор, управление ветеринарии и др.) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ст. 10.8 КоАП РФ за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (например, отсутствие ограждения территории скотомогильников, перевозка продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов, оформление сопроводительных документов с неполными данными и др.).
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Россельхознадзор, управление ветеринарии и др.) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ст. 10.8 КоАП РФ за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (например, отсутствие ограждения территории скотомогильников, перевозка продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов, оформление сопроводительных документов с неполными данными и др.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Следующей проблемой использования земель сельскохозяйственного назначения является размещение скотомогильников. Скотомогильник является объектом первого класса опасности в любой сельской местности, где содержатся сельскохозяйственные животные. При размещении скотомогильников должны быть выдержаны требования СанПиН, размещение должно осуществляться на сухом возвышенном месте без контакта с подземными водами (уровень стояния грунтовых вод от поверхности земли должно составлять не менее 2 метров), расположение скотомогильника должно быть согласовано с территориальными органами ветеринарного надзора. Несоблюдение данных требований создает угрозу здоровью людей, образует состав правонарушения, влекущий административную и уголовную ответственность. Место для строительства скотомогильников должно выбираться с учетом последствий для окружающей среды.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Следующей проблемой использования земель сельскохозяйственного назначения является размещение скотомогильников. Скотомогильник является объектом первого класса опасности в любой сельской местности, где содержатся сельскохозяйственные животные. При размещении скотомогильников должны быть выдержаны требования СанПиН, размещение должно осуществляться на сухом возвышенном месте без контакта с подземными водами (уровень стояния грунтовых вод от поверхности земли должно составлять не менее 2 метров), расположение скотомогильника должно быть согласовано с территориальными органами ветеринарного надзора. Несоблюдение данных требований создает угрозу здоровью людей, образует состав правонарушения, влекущий административную и уголовную ответственность. Место для строительства скотомогильников должно выбираться с учетом последствий для окружающей среды.
Статья: Конституционное право на мотивированное управление
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Редким примером применения принципа научной обоснованности служит Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, которое затрагивало обязательные требования об ограничении доступа к скотомогильникам <41>. В этом деле региональный орган ветеринарного контроля утверждал о недопустимости использования устаревших санитарно-эпидемиологических правил со ссылкой на часть 2 статьи 6 Закона об обязательных требованиях. К моменту разбирательства дела соответствующие акты уже были отменены. Оспариваемые требования предписывали осуществлять дорогостоящие меры по поддержанию безопасности скотомогильников, а прокурорская проверка выявила факты бездействия регионального органа. Суд посчитал неубедительным аргумент о несоответствии обязательных требований "современному уровню развития" и отказал в удовлетворении заявленных требований.
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Редким примером применения принципа научной обоснованности служит Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, которое затрагивало обязательные требования об ограничении доступа к скотомогильникам <41>. В этом деле региональный орган ветеринарного контроля утверждал о недопустимости использования устаревших санитарно-эпидемиологических правил со ссылкой на часть 2 статьи 6 Закона об обязательных требованиях. К моменту разбирательства дела соответствующие акты уже были отменены. Оспариваемые требования предписывали осуществлять дорогостоящие меры по поддержанию безопасности скотомогильников, а прокурорская проверка выявила факты бездействия регионального органа. Суд посчитал неубедительным аргумент о несоответствии обязательных требований "современному уровню развития" и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 582-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"В подпункте "ж" пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 31) слова ", в том числе переустройство существующих и строительство новых скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства Российской Федерации" исключить.
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"В подпункте "ж" пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 31) слова ", в том числе переустройство существующих и строительство новых скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства Российской Федерации" исключить.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1097
(ред. от 11.09.2025)
"О федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)")при содержании, эксплуатации и ликвидации скотомогильников;
(ред. от 11.09.2025)
"О федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)")при содержании, эксплуатации и ликвидации скотомогильников;
Вопрос: Какой порядок сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За соблюдением обязательных требований при обращении с биологическими отходами, а также при содержании, эксплуатации и ликвидации скотомогильников осуществляется федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор) (пп. 1 п. 1.1 ст. 8 Закона о ветеринарии).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За соблюдением обязательных требований при обращении с биологическими отходами, а также при содержании, эксплуатации и ликвидации скотомогильников осуществляется федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор) (пп. 1 п. 1.1 ст. 8 Закона о ветеринарии).
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)По требованию Ивановского, Костромского, Рязанского, Самарского, Череповецкого межрайонных природоохранных прокуроров проводится ликвидация размещенных за пределами полигонов отходов. В республиках Дагестан, Калмыкия, Астраханской, Вологодской, Тверской и Ульяновской областях приняты меры в отношении региональных операторов, операторов по обращению с отходами, в том числе в целях понуждения к соблюдению требований о периодичности вывоза отходов.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)По требованию Ивановского, Костромского, Рязанского, Самарского, Череповецкого межрайонных природоохранных прокуроров проводится ликвидация размещенных за пределами полигонов отходов. В республиках Дагестан, Калмыкия, Астраханской, Вологодской, Тверской и Ульяновской областях приняты меры в отношении региональных операторов, операторов по обращению с отходами, в том числе в целях понуждения к соблюдению требований о периодичности вывоза отходов.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме приведенных требований, на территории второго пояса также запрещены:
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме приведенных требований, на территории второго пояса также запрещены:
Статья: Чрезвычайные обстоятельства как угрозы безопасности и меры их предотвращения
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.
Статья: Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний
(Гордеев И.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 5)При развертывании полевого инфекционного госпиталя должны быть учтены следующие санитарно-эпидемиологические требования:
(Гордеев И.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 5)При развертывании полевого инфекционного госпиталя должны быть учтены следующие санитарно-эпидемиологические требования:
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Ярким примером может служить известная ситуация с принятием в собственность скотомогильников. На протяжении долгого времени существовала правовая неопределенность в вопросе о том, в чьем ведении находятся вопросы содержания и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности этих объектов - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Широкое распространение получила практика подачи прокурорами заявлений о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления или исков о понуждении их принять в собственность скотомогильники <1>. При удовлетворении требований органы местного самоуправления оказывались вынужденными принимать их в собственность, объективно не имея средств на содержание этих чрезвычайно опасных объектов, в результате трупы животных разлагались, нанося значительный ущерб окружающей среде и населению.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Ярким примером может служить известная ситуация с принятием в собственность скотомогильников. На протяжении долгого времени существовала правовая неопределенность в вопросе о том, в чьем ведении находятся вопросы содержания и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности этих объектов - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Широкое распространение получила практика подачи прокурорами заявлений о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления или исков о понуждении их принять в собственность скотомогильники <1>. При удовлетворении требований органы местного самоуправления оказывались вынужденными принимать их в собственность, объективно не имея средств на содержание этих чрезвычайно опасных объектов, в результате трупы животных разлагались, нанося значительный ущерб окружающей среде и населению.
Статья: Перепрофилирование и отчуждение недвижимого имущества, поступившего в собственность муниципального образования в порядке ст. 225 ГК РФ
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Как справедливо отмечает профессор Е.А. Суханов, "требования целевого характера имущества субъектов РФ и муниципального имущества пока во многом остаются декларативными" <6>. И в этой связи существует целый ряд практических проблем, когда тот или иной объект недвижимого имущества остается в муниципальной собственности, хотя очевидно: цели его использования напрямую не входят в полномочия органов местного самоуправления - например, гидротехнические сооружения <7>, скотомогильники <8>. В судебной практике имеются решения в отношении таких объектов, как газопровод <9>, групповые резервуарные установки сжиженного углеводородного газа <10>, трансформаторная подстанция и др. <11>
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Как справедливо отмечает профессор Е.А. Суханов, "требования целевого характера имущества субъектов РФ и муниципального имущества пока во многом остаются декларативными" <6>. И в этой связи существует целый ряд практических проблем, когда тот или иной объект недвижимого имущества остается в муниципальной собственности, хотя очевидно: цели его использования напрямую не входят в полномочия органов местного самоуправления - например, гидротехнические сооружения <7>, скотомогильники <8>. В судебной практике имеются решения в отношении таких объектов, как газопровод <9>, групповые резервуарные установки сжиженного углеводородного газа <10>, трансформаторная подстанция и др. <11>
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Под запретом размещение кладбищ, скотомогильников <1>, объектов размещения отходов производства и потребления <2>, пунктов захоронения радиоактивных отходов <3>, применение пестицидов и агрохимикатов <4>, а также загрязнение территории веществами, для которых не установлены предельно допустимые концентрации в водах водных объектов рыбохозяйственного значения <5>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Под запретом размещение кладбищ, скотомогильников <1>, объектов размещения отходов производства и потребления <2>, пунктов захоронения радиоактивных отходов <3>, применение пестицидов и агрохимикатов <4>, а также загрязнение территории веществами, для которых не установлены предельно допустимые концентрации в водах водных объектов рыбохозяйственного значения <5>.