Требования к оценщику
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к оценщику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Услуги оценщика
(КонсультантПлюс, 2025)1. Требования к оценщику
(КонсультантПлюс, 2025)1. Требования к оценщику
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Оценка недвижимости при продаже
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы апеллянта о том, что цена договора в рассматриваемом случае не может быть отличной от цены, установленной на основании отчета об оценке... поскольку оценка рыночной стоимости отчуждаемого в порядке Закона N 159-ФЗ имущества может быть обеспечена исключительно уполномоченным органом, признаются коллегией несостоятельными. Покупатель государственного и муниципального имущества, не согласный с предлагаемой ему ценой выкупа, не лишен права на предложение иной цены, которая вместе с тем определяется не им лично, а тем же способом, что и при подготовке проекта договора продавцом - на основании отчета независимого оценщика, отвечающего требованиям действующего законодательства, в соответствии с требованиями законодательства о приватизации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы апеллянта о том, что цена договора в рассматриваемом случае не может быть отличной от цены, установленной на основании отчета об оценке... поскольку оценка рыночной стоимости отчуждаемого в порядке Закона N 159-ФЗ имущества может быть обеспечена исключительно уполномоченным органом, признаются коллегией несостоятельными. Покупатель государственного и муниципального имущества, не согласный с предлагаемой ему ценой выкупа, не лишен права на предложение иной цены, которая вместе с тем определяется не им лично, а тем же способом, что и при подготовке проекта договора продавцом - на основании отчета независимого оценщика, отвечающего требованиям действующего законодательства, в соответствии с требованиями законодательства о приватизации..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
"ГОСТ Р ИСО/МЭК 25041-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE). Руководство по оценке для разработчиков, приобретателей и независимых оценщиков"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 556-ст)9 Требования и рекомендации для процесса оценки независимыми оценщиками
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 556-ст)9 Требования и рекомендации для процесса оценки независимыми оценщиками
Статья: Особенности оценки имущества для оформления наследства
(Анисимова Л.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Требования к оценщику или оценочной компании,
(Анисимова Л.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Требования к оценщику или оценочной компании,
Статья: Основные аспекты методики оценки после признания нематериальных активов в учете коммерческих и некоммерческих организаций. Совершенствование подходов к переоценке данных активов
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)Вместе с тем необходимо отметить, что в случае выполнения вышеназванных действий внешним оценщиком в отношении определения справедливой стоимости и использования данных активного рынка возникают следующие проблемы. Во-первых, в нормативных документах, которыми руководствуется оценщик в своей деятельности, нет требований в отношении активного рынка. Во-вторых, в указанных документах также отсутствует справедливая стоимость. В результате в соответствии с требованиями вышеназванных документов оценщик будет определять рыночную стоимость нематериальных активов, причем без привязки к наличию активного рынка. В итоге нарушаются положения ФСБУ 14. Отметим, что выявленные проблемы актуальны в отношении не только переоценки нематериальных активов, но и последующей оценки других активов (основных средств, инвестиционной недвижимости и др.). Также данные проблемы в части определения справедливой стоимости характерны для оценки при признании нематериальных и иных активов (в т.ч. гудвилла, основных средств и др.). Решением указанных проблем, с нашей точки зрения, должно стать проведение серьезных работ по согласованию требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и внешней оценке.
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)Вместе с тем необходимо отметить, что в случае выполнения вышеназванных действий внешним оценщиком в отношении определения справедливой стоимости и использования данных активного рынка возникают следующие проблемы. Во-первых, в нормативных документах, которыми руководствуется оценщик в своей деятельности, нет требований в отношении активного рынка. Во-вторых, в указанных документах также отсутствует справедливая стоимость. В результате в соответствии с требованиями вышеназванных документов оценщик будет определять рыночную стоимость нематериальных активов, причем без привязки к наличию активного рынка. В итоге нарушаются положения ФСБУ 14. Отметим, что выявленные проблемы актуальны в отношении не только переоценки нематериальных активов, но и последующей оценки других активов (основных средств, инвестиционной недвижимости и др.). Также данные проблемы в части определения справедливой стоимости характерны для оценки при признании нематериальных и иных активов (в т.ч. гудвилла, основных средств и др.). Решением указанных проблем, с нашей точки зрения, должно стать проведение серьезных работ по согласованию требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и внешней оценке.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)На законодательном уровне соответствующее регулирование закреплено с принятием Закона 2010 г. N 167-ФЗ, который дополнил новой главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закон 1998 г. об оценке. Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Закона 2010 г. N 167-ФЗ, предполагается установление общих принципов проведения кадастровой оценки и требований к оценщикам, привлекаемым к ГКО, определение порядка утверждения результатов кадастровой оценки и урегулирования споров о результатах ее определения; предметом правового регулирования являются отношения, возникающие при осуществлении ГКО; учитывая, что определение кадастровой стоимости недвижимости, несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, является частью общей системы стоимостной оценки имущества, регулируемой Законом 1998 г. об оценке, целесообразно соответствующие нормы, посвященные определению кадастровой стоимости, отразить в названном Законе.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)На законодательном уровне соответствующее регулирование закреплено с принятием Закона 2010 г. N 167-ФЗ, который дополнил новой главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закон 1998 г. об оценке. Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Закона 2010 г. N 167-ФЗ, предполагается установление общих принципов проведения кадастровой оценки и требований к оценщикам, привлекаемым к ГКО, определение порядка утверждения результатов кадастровой оценки и урегулирования споров о результатах ее определения; предметом правового регулирования являются отношения, возникающие при осуществлении ГКО; учитывая, что определение кадастровой стоимости недвижимости, несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, является частью общей системы стоимостной оценки имущества, регулируемой Законом 1998 г. об оценке, целесообразно соответствующие нормы, посвященные определению кадастровой стоимости, отразить в названном Законе.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)Пункт 5 ст. 1173 ГК РФ предусматривает обязанность нотариуса контролировать исполнение доверительным управляющим по договору своих обязанностей не реже чем один раз в два месяца. Каким образом, не имея специальных знаний в вышеуказанных сферах, нотариус может выполнить данное положение законодательства? А ведь именно нотариус, согласно ст. 17 Основ о нотариате, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона. Представляется, что в целях недопущения необоснованного привлечения нотариуса к ответственности за действия третьих лиц, за которые он не может отвечать по объективным причинам, следует добавить в ст. 1173 ГК РФ положение, в соответствии с которым доверительный управляющий не реже одного раза в два месяца должен будет передавать информацию об объекте управления не только нотариусу, но и лицу, обратившемуся к нотариусу с заявлением о принятии мер по управлению имуществом, а указанное лицо обязано будет проводить рыночную оценку указанного имущества, чтобы проконтролировать, не ухудшилось ли его состояние; в случае же невыполнения заявителем требования о проведении у независимого оценщика указанной оценки все риски в связи с ухудшением состояния наследственного имущества такой заявитель принимает на себя. Подобная норма не только защитит нотариуса, но и заставит заявителей более ответственно подойти к вопросу об обращении к нотариусу с просьбой об учреждении доверительного управления, не уклоняться от получения свидетельства о праве на наследство в дальнейшем и вести конструктивные переговоры с другими заинтересованными лицами, в том числе наследниками, по делу.
("Проспект", 2025)Пункт 5 ст. 1173 ГК РФ предусматривает обязанность нотариуса контролировать исполнение доверительным управляющим по договору своих обязанностей не реже чем один раз в два месяца. Каким образом, не имея специальных знаний в вышеуказанных сферах, нотариус может выполнить данное положение законодательства? А ведь именно нотариус, согласно ст. 17 Основ о нотариате, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона. Представляется, что в целях недопущения необоснованного привлечения нотариуса к ответственности за действия третьих лиц, за которые он не может отвечать по объективным причинам, следует добавить в ст. 1173 ГК РФ положение, в соответствии с которым доверительный управляющий не реже одного раза в два месяца должен будет передавать информацию об объекте управления не только нотариусу, но и лицу, обратившемуся к нотариусу с заявлением о принятии мер по управлению имуществом, а указанное лицо обязано будет проводить рыночную оценку указанного имущества, чтобы проконтролировать, не ухудшилось ли его состояние; в случае же невыполнения заявителем требования о проведении у независимого оценщика указанной оценки все риски в связи с ухудшением состояния наследственного имущества такой заявитель принимает на себя. Подобная норма не только защитит нотариуса, но и заставит заявителей более ответственно подойти к вопросу об обращении к нотариусу с просьбой об учреждении доверительного управления, не уклоняться от получения свидетельства о праве на наследство в дальнейшем и вести конструктивные переговоры с другими заинтересованными лицами, в том числе наследниками, по делу.
Статья: Как снизить риски оспаривания сделок по уступке прав требования
(Гейтс В.)
("Банковское кредитование", 2024, N 2)В связи с этим важную роль, особенно для демонстрации добросовестности банка и снижения риска оспаривания сделки, может играть преддоговорная оценка стоимости уступаемых прав требования. Получение отчета оценщика об их рыночной стоимости перед заключением договора также может дополнительно помочь обосновать размер скидки.
(Гейтс В.)
("Банковское кредитование", 2024, N 2)В связи с этим важную роль, особенно для демонстрации добросовестности банка и снижения риска оспаривания сделки, может играть преддоговорная оценка стоимости уступаемых прав требования. Получение отчета оценщика об их рыночной стоимости перед заключением договора также может дополнительно помочь обосновать размер скидки.
Статья: Доказательная оценка как математическое моделирование. Модели стоимости и многомодельное мышление
(Кузнецов Д.Д., Старовойтов И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 6, 7)Требования к исходной информации, используемой оценщиком
(Кузнецов Д.Д., Старовойтов И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 6, 7)Требования к исходной информации, используемой оценщиком
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> Например, в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к субъектам оценочной деятельности (оценщикам) отнесены физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с установленными законом требованиями. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом (ст. 4). Закон определяет условия членства оценщика в саморегулируемой организации, основания и порядок применения к оценщику мер дисциплинарного воздействия, включая приостановление права осуществления оценочной деятельности (ст. 24, 24.4).
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> Например, в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к субъектам оценочной деятельности (оценщикам) отнесены физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с установленными законом требованиями. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом (ст. 4). Закон определяет условия членства оценщика в саморегулируемой организации, основания и порядок применения к оценщику мер дисциплинарного воздействия, включая приостановление права осуществления оценочной деятельности (ст. 24, 24.4).
Готовое решение: Как проводится оценка рыночной стоимости доли в уставном капитале ООО
(КонсультантПлюс, 2025)Результатом оценки рыночной стоимости доли в уставном капитале ООО является отчет об оценке, в котором и будет указана рыночная стоимость доли в уставном капитале ООО. Он может быть составлен в бумажном виде и (или) в форме электронного документа, и при его составлении должны быть учтены требования федеральных стандартов (ст. 11 Закона об оценочной деятельности). В частности, общие требования к отчету оценщика установлены в ФСО VI, а в ФСО N 8 содержатся специальные требования к отчетам об оценке бизнеса.
(КонсультантПлюс, 2025)Результатом оценки рыночной стоимости доли в уставном капитале ООО является отчет об оценке, в котором и будет указана рыночная стоимость доли в уставном капитале ООО. Он может быть составлен в бумажном виде и (или) в форме электронного документа, и при его составлении должны быть учтены требования федеральных стандартов (ст. 11 Закона об оценочной деятельности). В частности, общие требования к отчету оценщика установлены в ФСО VI, а в ФСО N 8 содержатся специальные требования к отчетам об оценке бизнеса.
Статья: Кредитование под залог интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности (РИД)
(Мазур Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 47)Пунктом 20 ФСО XI установлено, что при определении стоимости объекта оценки для целей залога оценщик следует требованиям к проведению оценки в соответствии с положениями ФСО N 9, содержащими принципиальные моменты, направленные на защиту залогодержателя от возможного завышения результатов оценки, но зачастую идущие вразрез с ожиданиями залогодателя.
(Мазур Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 47)Пунктом 20 ФСО XI установлено, что при определении стоимости объекта оценки для целей залога оценщик следует требованиям к проведению оценки в соответствии с положениями ФСО N 9, содержащими принципиальные моменты, направленные на защиту залогодержателя от возможного завышения результатов оценки, но зачастую идущие вразрез с ожиданиями залогодателя.