Требования к обрАзовательным программам
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к обрАзовательным программам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 429.4 "Договор с исполнением по требованию (абонентский договор)" ГК РФ"Правоотношения по предоставлению образовательных услуг по очно-заочной форме обучения построено законодателем по модели договора с исполнением по требованию (статья 429.4 ГК РФ). Оплата стоимости образовательных услуг, оказываемых в соответствии с учебным планом по утвержденной образовательной программе (предусматривающей количество часов по каждому виду услуг: лекции, семинары, самостоятельная подготовка, итоговая аттестация), подлежит оплате независимо от исполнения обучающимся обязанности по добросовестному исполнению требований образовательной программы (посещения всех предусмотренных учебной программой занятий)."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за осуществление образовательной деятельности без лицензии
(КонсультантПлюс, 2025)...Приложенные к материалам проверки "учебный план" (т. 1, л.д. 38) и "режим дня" (т. 1, л.д. 35) не являются доказательством осуществления Обществом образовательных программ. Поименованный как "учебный план" документ по существу является графиком (расписанием) проведения занятий групп полного дня и группы временного пребывания, не является образовательной программой в соответствии с требованиями Закона N 273-ФЗ. Наличие расписания занятий, сведений о проводимых еженедельных занятиях с указанием времени занятий с 10:00 до 17:00 не является основанием для вывода о реализации Обществом на указанных в расписании занятиях образовательной программы.
(КонсультантПлюс, 2025)...Приложенные к материалам проверки "учебный план" (т. 1, л.д. 38) и "режим дня" (т. 1, л.д. 35) не являются доказательством осуществления Обществом образовательных программ. Поименованный как "учебный план" документ по существу является графиком (расписанием) проведения занятий групп полного дня и группы временного пребывания, не является образовательной программой в соответствии с требованиями Закона N 273-ФЗ. Наличие расписания занятий, сведений о проводимых еженедельных занятиях с указанием времени занятий с 10:00 до 17:00 не является основанием для вывода о реализации Обществом на указанных в расписании занятиях образовательной программы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
Приказ Минтранса РФ N 14, Минюста РФ N 24, МВД РФ N 58 от 28.01.2009
"Об утверждении Требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2009 N 13347)Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2009 г. N 13347
"Об утверждении Требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2009 N 13347)Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2009 г. N 13347
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий (п. 9 ст. 2 Закона об образовании). Она представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов. В случаях, предусмотренных Законом об образовании, она может быть представлена в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. Об уровнях общего и профессионального образования, образовательных программах и общих требованиях к ним, о дополнительном образовании подробнее см. соответственно п. 4 ст. 2, ч. 4 - 6 ст. 10, ст. ст. 12, 13, гл. 10 Закона об образовании.
(КонсультантПлюс, 2025)Под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий (п. 9 ст. 2 Закона об образовании). Она представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов. В случаях, предусмотренных Законом об образовании, она может быть представлена в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. Об уровнях общего и профессионального образования, образовательных программах и общих требованиях к ним, о дополнительном образовании подробнее см. соответственно п. 4 ст. 2, ч. 4 - 6 ст. 10, ст. ст. 12, 13, гл. 10 Закона об образовании.
Ситуация: Что такое социальная карта москвича и как ее получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обучающиеся на территории г. Москвы по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию или соответствующим федеральным государственным требованиям образовательным программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обучающиеся на территории г. Москвы по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию или соответствующим федеральным государственным требованиям образовательным программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Статья: Образовательные программы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Законом об образовании право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Законом об образовании право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований;
Ситуация: Каковы особенности осуществления репетиторской деятельности в статусе самозанятого?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, репетитор как физическое лицо в процессе репетиторской деятельности никак не связан трудовыми отношениями с образовательной организацией (индивидуальным предпринимателем). При заключении договора об оказании репетиторских услуг с другим физическим лицом он самостоятельно организует занятия с целью помочь усвоить необходимые знания. Условия такого договора определяются сторонами по своему усмотрению, и, в отличие от педагогических работников, выполняющих работу по трудовому договору, репетитор не связан требованиями соответствующих образовательных программ.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, репетитор как физическое лицо в процессе репетиторской деятельности никак не связан трудовыми отношениями с образовательной организацией (индивидуальным предпринимателем). При заключении договора об оказании репетиторских услуг с другим физическим лицом он самостоятельно организует занятия с целью помочь усвоить необходимые знания. Условия такого договора определяются сторонами по своему усмотрению, и, в отличие от педагогических работников, выполняющих работу по трудовому договору, репетитор не связан требованиями соответствующих образовательных программ.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Представляется, что от организационно-практической мобильности необходимо отличать ситуации представления информации о договоре об организации практической подготовки, в том числе о наименовании, адресе и площади помещений, при получении лицензии или внесении в нее изменений, в частности при намерении осуществлять образовательную деятельность по новым образовательным программам (см., например, п. 13, 24 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности). Видится, что в последних случаях информационная обязанность соискателя лицензии (заявителя) состоит в подтверждении лицензионных условий - требований к реализации образовательных программ по приобретению обучающимся практических навыков своей будущей профессии (специальности).
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Представляется, что от организационно-практической мобильности необходимо отличать ситуации представления информации о договоре об организации практической подготовки, в том числе о наименовании, адресе и площади помещений, при получении лицензии или внесении в нее изменений, в частности при намерении осуществлять образовательную деятельность по новым образовательным программам (см., например, п. 13, 24 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности). Видится, что в последних случаях информационная обязанность соискателя лицензии (заявителя) состоит в подтверждении лицензионных условий - требований к реализации образовательных программ по приобретению обучающимся практических навыков своей будущей профессии (специальности).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Проблема состоит и в том, что имеющаяся в настоящее время в большинстве стран мира модель непрерывного образования не учитывает следующие важнейшие моменты: 1) принцип "образование в течение всей жизни", провозглашенный в актах международного права, имеет более широкое содержание и не ограничен одним или несколькими уровнями образования; 2) признание потребности в получении образования в любом возрасте вступает в противоречие с увеличением количества формальных требований к реализации образовательных программ; 3) внедрение специальных программ и условий для лиц предпенсионного и пенсионного возраста не носит массового характера, отсутствует корреляция между рынком трудовых ресурсов и возможностями (потребностями) указанных категорий граждан (обусловлены состоянием здоровья, сложившимся образом жизни, местом проживания, окружением и т.д.); 4) недостаточное использование новых форм получения образования (цифровые технологии, сетевая форма обучения и т.д.).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Проблема состоит и в том, что имеющаяся в настоящее время в большинстве стран мира модель непрерывного образования не учитывает следующие важнейшие моменты: 1) принцип "образование в течение всей жизни", провозглашенный в актах международного права, имеет более широкое содержание и не ограничен одним или несколькими уровнями образования; 2) признание потребности в получении образования в любом возрасте вступает в противоречие с увеличением количества формальных требований к реализации образовательных программ; 3) внедрение специальных программ и условий для лиц предпенсионного и пенсионного возраста не носит массового характера, отсутствует корреляция между рынком трудовых ресурсов и возможностями (потребностями) указанных категорий граждан (обусловлены состоянием здоровья, сложившимся образом жизни, местом проживания, окружением и т.д.); 4) недостаточное использование новых форм получения образования (цифровые технологии, сетевая форма обучения и т.д.).
Статья: Ученический договор с работником-студентом вместо трудового?
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям образовательной программы к проведению практики".
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям образовательной программы к проведению практики".
Статья: Сетевые образовательные программы: эволюция формирования регуляторного подхода и вопросы практической реализации сетевой формы сотрудничества
(Ильина Н.А., Серова О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Анализ развития нормативных требований и практики применения
(Ильина Н.А., Серова О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Анализ развития нормативных требований и практики применения