Требования к обрАзованию судебного пристава
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к обрАзованию судебного пристава (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 76 "Обращение взыскания на дебиторскую задолженность" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(Арбитражный суд Уральского округа)Судебный пристав-исполнитель установил у должника (общества) наличие имущественных прав требования к муниципальным образовательным учреждениям за поставленную тепловую энергию, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.
(Арбитражный суд Уральского округа)Судебный пристав-исполнитель установил у должника (общества) наличие имущественных прав требования к муниципальным образовательным учреждениям за поставленную тепловую энергию, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 68 "Меры принудительного исполнения" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(Арбитражный суд Уральского округа)Судебный пристав-исполнитель установил у должника (общества) наличие имущественных прав требования к муниципальным образовательным учреждениям за поставленную тепловую энергию, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.
(Арбитражный суд Уральского округа)Судебный пристав-исполнитель установил у должника (общества) наличие имущественных прав требования к муниципальным образовательным учреждениям за поставленную тепловую энергию, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Меры, направленные на предупреждение сокрытия имущества должников. Назревшие вопросы совершенствования законодательства в данной области
(Рахманова В.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Исходя из положений Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" <6>, должность судебного пристава отнесена к категории "старший специалист", для занятия которой в качестве обязательного требования указано лишь наличие высшего профильного профессионального образования. Соответственно, для того, чтобы претендент на должность судебного пристава смог занять желаемую должность ему не обязательно иметь определенный опыт работы.
(Рахманова В.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Исходя из положений Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" <6>, должность судебного пристава отнесена к категории "старший специалист", для занятия которой в качестве обязательного требования указано лишь наличие высшего профильного профессионального образования. Соответственно, для того, чтобы претендент на должность судебного пристава смог занять желаемую должность ему не обязательно иметь определенный опыт работы.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Должностные лица органов принудительного исполнения в силу требований об образовании, установленных Законом, Законом о государственной гражданской службе, имеют высшее профессиональное образование, которое из-за специфики деятельности Федеральной службы судебных приставов зачастую является юридическим.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Должностные лица органов принудительного исполнения в силу требований об образовании, установленных Законом, Законом о государственной гражданской службе, имеют высшее профессиональное образование, которое из-за специфики деятельности Федеральной службы судебных приставов зачастую является юридическим.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (цитируемые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации муниципального образования к административной ответственности) неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет назначение административного наказания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (цитируемые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации муниципального образования к административной ответственности) неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет назначение административного наказания.
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2023 N 17-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда"В силу названного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 3 и часть 1 статьи 6). В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются помимо иных субъектов государственными органами, органами местного самоуправления (статья 7), притом что взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (часть 1 статьи 1, часть 2 статьи 49). Обязательность исполнения судебного акта и выполнения законных требований судебного пристава-исполнителя обеспечены средствами как административной, так и уголовной ответственности (статьи 17.8, 17.14, 17.15 КоАП Российской Федерации, статья 315 УК Российской Федерации) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 2008-О).
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда"В силу названного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 3 и часть 1 статьи 6). В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются помимо иных субъектов государственными органами, органами местного самоуправления (статья 7), притом что взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (часть 1 статьи 1, часть 2 статьи 49). Обязательность исполнения судебного акта и выполнения законных требований судебного пристава-исполнителя обеспечены средствами как административной, так и уголовной ответственности (статьи 17.8, 17.14, 17.15 КоАП Российской Федерации, статья 315 УК Российской Федерации) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 2008-О).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)До того, как комментируемая статья была изложена Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ полностью в новой редакции, в ее ч. 1 предусматривалось следующее: в случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, СПИ по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем (указание на заместителя было введено Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ); в таком же порядке выносится постановление о розыске имущества должника или розыске ребенка. В части 3 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции также предусматривалось, что в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, розыск должника-гражданина и розыск ребенка осуществляются органами внутренних дел.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)До того, как комментируемая статья была изложена Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ полностью в новой редакции, в ее ч. 1 предусматривалось следующее: в случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, СПИ по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем (указание на заместителя было введено Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ); в таком же порядке выносится постановление о розыске имущества должника или розыске ребенка. В части 3 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции также предусматривалось, что в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, розыск должника-гражданина и розыск ребенка осуществляются органами внутренних дел.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом.
Статья: Розыск должника и его имущества в рамках исполнительного производства
(Зайцев Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 3 ст. 65 Закона об исполнительном производстве объявление розыска имущества должника осуществляется судебным приставом-исполнителем по своей инициативе или по заявлению взыскателя по исполнительным документам:
(Зайцев Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 3 ст. 65 Закона об исполнительном производстве объявление розыска имущества должника осуществляется судебным приставом-исполнителем по своей инициативе или по заявлению взыскателя по исполнительным документам:
Вопрос: Когда задолженность организации по страховым взносам признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию?
(Консультация эксперта, 2025)Также задолженность может быть списана при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, если с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более 5 лет (пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Также задолженность может быть списана при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, если с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более 5 лет (пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Статья: Сравнительная характеристика розыска должников, их имущества и розыска детей по законодательству Российской Федерации и иностранных государств
(Котков Д.О.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)Согласно п. 5 ст. 65 ФЗ N 229-ФЗ по исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:
(Котков Д.О.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)Согласно п. 5 ст. 65 ФЗ N 229-ФЗ по исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:
Статья: О правопреемстве в исполнительном производстве и праве судебного пристава-исполнителя на иск при сокрытии имущества
(Мамаев А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 12)Данное опасение видится тем более актуальным, поскольку ранее кандидат на должность судебного пристава-исполнителя мог не обладать соответствующими познаниями ввиду отсутствия требования о высшем юридическом образовании (в РСФСР 74% судебных исполнителей имели среднее образование) <2>.
(Мамаев А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 12)Данное опасение видится тем более актуальным, поскольку ранее кандидат на должность судебного пристава-исполнителя мог не обладать соответствующими познаниями ввиду отсутствия требования о высшем юридическом образовании (в РСФСР 74% судебных исполнителей имели среднее образование) <2>.
Статья: Нюансы признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию при возврате налоговикам исполнительного документа
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 5)Подпунктом 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ установлено, что безнадежной к взысканию признается задолженность, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), если с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 5)Подпунктом 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ установлено, что безнадежной к взысканию признается задолженность, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), если с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно п. 1 Указа N 1554 в федеральных органах исполнительной власти классные чины юстиции присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах (далее - органы юстиции), квалификационным требованием к которым является наличие юридического образования.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно п. 1 Указа N 1554 в федеральных органах исполнительной власти классные чины юстиции присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах (далее - органы юстиции), квалификационным требованием к которым является наличие юридического образования.
Статья: Право на мировое соглашение в исполнительном производстве
(Климова С.Н.)
("Юрист", 2024, N 10)В теории исполнительного права имеют место предложения о наделении судебного пристава-исполнителя правом утверждения мирового соглашения между сторонами, что приведет к ускорению разрешения спора <8>. Вместе с тем принятие подобного предложения, несмотря на его (на первый взгляд) привлекательность в силу ускорения процесса восстановления прав сторон, может иметь и негативные последствия. Во-первых, сомнительно соблюдение условий утверждения мирового соглашения, предусмотренных законодательством (согласно статье 153.1 ГПК РФ такими условиями являются непротиворечие закону, ненарушение прав и законных интересов других лиц). Полагаем, что указанные требования могут быть учтены только тем лицом, которое имеет высшее юридическое образование, так как положения мирового соглашения, о которых стороны договорятся, должны отвечать требованиям законодательства. Но не все судебные приставы-исполнители имеют квалификацию юриста, диплом "бакалавра" или "магистра" в области юриспруденции. При этом возможно введение обязанности судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства по исковым делам, он должен указать о праве сторон на заключение мирового соглашения и его последствиях.
(Климова С.Н.)
("Юрист", 2024, N 10)В теории исполнительного права имеют место предложения о наделении судебного пристава-исполнителя правом утверждения мирового соглашения между сторонами, что приведет к ускорению разрешения спора <8>. Вместе с тем принятие подобного предложения, несмотря на его (на первый взгляд) привлекательность в силу ускорения процесса восстановления прав сторон, может иметь и негативные последствия. Во-первых, сомнительно соблюдение условий утверждения мирового соглашения, предусмотренных законодательством (согласно статье 153.1 ГПК РФ такими условиями являются непротиворечие закону, ненарушение прав и законных интересов других лиц). Полагаем, что указанные требования могут быть учтены только тем лицом, которое имеет высшее юридическое образование, так как положения мирового соглашения, о которых стороны договорятся, должны отвечать требованиям законодательства. Но не все судебные приставы-исполнители имеют квалификацию юриста, диплом "бакалавра" или "магистра" в области юриспруденции. При этом возможно введение обязанности судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства по исковым делам, он должен указать о праве сторон на заключение мирового соглашения и его последствиях.
"Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства"
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2021)9) невысокий уровень подготовки многих судебных приставов - исполнителей, несоответствие требований к их образованию, уровню сложности выполняемых задач, что влияет на возникновение сбоя в принудительном исполнении по неоднозначным правовым ситуациям;
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2021)9) невысокий уровень подготовки многих судебных приставов - исполнителей, несоответствие требований к их образованию, уровню сложности выполняемых задач, что влияет на возникновение сбоя в принудительном исполнении по неоднозначным правовым ситуациям;