Требования к коллективному обращению граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к коллективному обращению граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2025 N 77-480/2025 (УИД 23RS0015-01-2022-002665-45)
Приговор: По ч. 4 ст. 159, п. "б" ч. 2 ст. 165 УК РФ (мошенничество; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).
Постановление: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Как усматривается из материалов уголовного дела, в томе <данные изъяты>, на листах дела <данные изъяты>, содержится коллективное заявление граждан от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное в Ейскую межрайонную прокуратуру, о противоправных действиях Д. при долевом строительстве многоквартирного дома. При этом уголовно-процессуальный закон не содержит четких требований к оформлению заявления о преступлении, в связи с чем отсутствие в нем самого требования о привлечении к уголовной ответственности конкретного лица не свидетельствует о том, что заявление, содержащее сведения о возможно совершенном преступлении, не является надлежащим поводом для проведения проверки в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ.
Приговор: По ч. 4 ст. 159, п. "б" ч. 2 ст. 165 УК РФ (мошенничество; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).
Постановление: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Как усматривается из материалов уголовного дела, в томе <данные изъяты>, на листах дела <данные изъяты>, содержится коллективное заявление граждан от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное в Ейскую межрайонную прокуратуру, о противоправных действиях Д. при долевом строительстве многоквартирного дома. При этом уголовно-процессуальный закон не содержит четких требований к оформлению заявления о преступлении, в связи с чем отсутствие в нем самого требования о привлечении к уголовной ответственности конкретного лица не свидетельствует о том, что заявление, содержащее сведения о возможно совершенном преступлении, не является надлежащим поводом для проведения проверки в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ.
Апелляционное определение Московского городского суда от 19.03.2024 N 33а-2645/2024 (УИД 77RS0015-02-2023-006022-36)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании бездействия незаконным.
Обстоятельства: Поступившее ответчику коллективное обращение об исключении спорного многоквартирного дома из программы реновации рассмотрено уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленном порядке, на него дан письменный ответ, который направлен заявителям. Несогласие с данным ответом не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Решение: Отказано.Как установлено судом, поступившее в Правительство Москвы коллективное обращение по вопросу исключения многоквартирного дома по адресу: адрес из Программы реновации рассмотрено уполномоченным органом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в установленном порядке, на него дан письменный ответ, который направлен заявителю; само по себе несогласие принятым по итогам рассмотрения обращения ответом, не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании бездействия незаконным.
Обстоятельства: Поступившее ответчику коллективное обращение об исключении спорного многоквартирного дома из программы реновации рассмотрено уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленном порядке, на него дан письменный ответ, который направлен заявителям. Несогласие с данным ответом не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Решение: Отказано.Как установлено судом, поступившее в Правительство Москвы коллективное обращение по вопросу исключения многоквартирного дома по адресу: адрес из Программы реновации рассмотрено уполномоченным органом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в установленном порядке, на него дан письменный ответ, который направлен заявителю; само по себе несогласие принятым по итогам рассмотрения обращения ответом, не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коллективное обращение граждан
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Требования к письменным коллективным обращениям
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Требования к письменным коллективным обращениям
Статья: Проблемы правовой регламентации массовых, веерных и коллективных обращений граждан
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Часть 1 ст. 7 Федерального закона N 59-ФЗ предлагается дополнить конкретизацией и описанием требований к коллективному обращению: "Аналогичные требования предъявляются к коллективному письменному обращению, при этом фамилии и подписи граждан должны быть указаны сразу под текстом обращения либо должны прилагаться к обращению в виде отдельных подписных листов, содержащих такие данные и позволяющих однозначно определить их относимость к тексту коллективного обращения", а часть 3 ст. 7 дополнить предложением следующего содержания: "Аналогичные требования предъявляются к коллективному обращению, поступившему в форме электронного документа, при этом фамилии граждан и адреса их электронной почты должны быть указаны сразу под текстом обращения (в том же файле, что и текст обращения)".
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Часть 1 ст. 7 Федерального закона N 59-ФЗ предлагается дополнить конкретизацией и описанием требований к коллективному обращению: "Аналогичные требования предъявляются к коллективному письменному обращению, при этом фамилии и подписи граждан должны быть указаны сразу под текстом обращения либо должны прилагаться к обращению в виде отдельных подписных листов, содержащих такие данные и позволяющих однозначно определить их относимость к тексту коллективного обращения", а часть 3 ст. 7 дополнить предложением следующего содержания: "Аналогичные требования предъявляются к коллективному обращению, поступившему в форме электронного документа, при этом фамилии граждан и адреса их электронной почты должны быть указаны сразу под текстом обращения (в том же файле, что и текст обращения)".
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 7. Требования к письменному обращению
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 7. Требования к письменному обращению
Статья: Административно-правовой механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной власти в Уральском федеральном округе: особенности правового регулирования
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)Гарантии, связанные с особенностями направления коллективных обращений, содержатся в законах Курганской области и ЯНАО, Законе Челябинской области от 27.08.2009 N 456-ЗО "О рассмотрении обращений граждан" (далее - Закон Челябинской области) [8]. При этом региональный законодатель, закрепляя соответствующие нормы, идет разными путями. В то время как ч. 2 ст. 1 Закона Челябинской области просто содержит дефиницию о распространении действия указанного Закона в том числе и на коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, законы ЯНАО и Курганской области закрепляют нормы, более подробно регламентирующие как требования, предъявляемые к данной категории обращений, так и дополнительные гарантии, связанные, например, с обязанностью органов государственной власти направить ответ на обращения "каждому гражданину, подписавшему коллективное обращение" (однако при условии соблюдения тех самых требований, в частности: указания Ф.И.О. каждого гражданина, почтового адреса, личной подписи и пр.).
(Калашников С.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 3)Гарантии, связанные с особенностями направления коллективных обращений, содержатся в законах Курганской области и ЯНАО, Законе Челябинской области от 27.08.2009 N 456-ЗО "О рассмотрении обращений граждан" (далее - Закон Челябинской области) [8]. При этом региональный законодатель, закрепляя соответствующие нормы, идет разными путями. В то время как ч. 2 ст. 1 Закона Челябинской области просто содержит дефиницию о распространении действия указанного Закона в том числе и на коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, законы ЯНАО и Курганской области закрепляют нормы, более подробно регламентирующие как требования, предъявляемые к данной категории обращений, так и дополнительные гарантии, связанные, например, с обязанностью органов государственной власти направить ответ на обращения "каждому гражданину, подписавшему коллективное обращение" (однако при условии соблюдения тех самых требований, в частности: указания Ф.И.О. каждого гражданина, почтового адреса, личной подписи и пр.).
Статья: Защита прав участников рынка ценных бумаг органами конституционного и международного правосудия
(Фокин Е.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 1)Коллективная защита интересов владельцев облигаций в арбитражном процессе. В 2019 г. предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ была жалоба двух граждан (владельцев облигаций), полагающих, что Конституции РФ не соответствуют положения Закона о рынке ценных бумаг, делающие невозможным самостоятельное обращение владельцев облигаций с исками к эмитенту. По логике законодателя такие исковые требования от имени группы лиц (владельцев облигаций) должен предъявлять специальный субъект - представитель владельцев облигаций.
(Фокин Е.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 1)Коллективная защита интересов владельцев облигаций в арбитражном процессе. В 2019 г. предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ была жалоба двух граждан (владельцев облигаций), полагающих, что Конституции РФ не соответствуют положения Закона о рынке ценных бумаг, делающие невозможным самостоятельное обращение владельцев облигаций с исками к эмитенту. По логике законодателя такие исковые требования от имени группы лиц (владельцев облигаций) должен предъявлять специальный субъект - представитель владельцев облигаций.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) специальные условия реализации права на предъявление коллективного искового заявления, обусловленные категорией дела, например требование о соблюдении досудебного порядка. В отношении правил подачи коллективного иска отсутствуют исключения о необходимости соблюдения досудебного порядка, если такой порядок предусмотрен законом <147>.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) специальные условия реализации права на предъявление коллективного искового заявления, обусловленные категорией дела, например требование о соблюдении досудебного порядка. В отношении правил подачи коллективного иска отсутствуют исключения о необходимости соблюдения досудебного порядка, если такой порядок предусмотрен законом <147>.
Статья: Порядок обращения в Росреестр
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 6, 7 Инструкции N П/0518 граждане могут направлять в Росреестр как индивидуальные, так и коллективные обращения по следующим каналам связи:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 6, 7 Инструкции N П/0518 граждане могут направлять в Росреестр как индивидуальные, так и коллективные обращения по следующим каналам связи:
Статья: Система ограничений прав кредиторов как элемент механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) гражданина. Часть 2
(Карелина С.А.)
("Право и экономика", 2020, N 12)<3> Фролов И.В. Генезис и теоретические основы института несостоятельности (банкротства) гражданина в системе российского права: Монография. М.: Юстицинформ, 2020. С. 143.
(Карелина С.А.)
("Право и экономика", 2020, N 12)<3> Фролов И.В. Генезис и теоретические основы института несостоятельности (банкротства) гражданина в системе российского права: Монография. М.: Юстицинформ, 2020. С. 143.
Статья: Конституционное регулирование выборов: сравнительный анализ коэффициента заинтересованности законодателя (на примере Российской Федерации и стран ближнего зарубежья)
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)"1. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)"1. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ст. 33 Конституции граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ст. 33 Конституции граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Однородность предмета спора и оснований как критерий означает, что все члены группы имеют совпадающие по характеру требования, однако это не означает, что все они связаны с ответчиком единым правоотношением. Например, согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. В случае если группа граждан более 20 человек владеет объектами недвижимости в одном и том же здании, они вправе подать коллективное исковое заявление об оспаривании кадастровой оценки этих объектов. Хотя каждый из граждан является самостоятельным субъектом права, уплачивающим налог на недвижимость, тем не менее поскольку принадлежащие им объекты недвижимости находятся в одном здании, то как их требования, так и основания требований носят однородный характер. Такое совместное рассмотрение множества требований в отношении одного и того же здания в рамках процедур ст. 42 КАС РФ будет более эффективным, чем предъявление каждым из граждан отдельного административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Однородность предмета спора и оснований как критерий означает, что все члены группы имеют совпадающие по характеру требования, однако это не означает, что все они связаны с ответчиком единым правоотношением. Например, согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. В случае если группа граждан более 20 человек владеет объектами недвижимости в одном и том же здании, они вправе подать коллективное исковое заявление об оспаривании кадастровой оценки этих объектов. Хотя каждый из граждан является самостоятельным субъектом права, уплачивающим налог на недвижимость, тем не менее поскольку принадлежащие им объекты недвижимости находятся в одном здании, то как их требования, так и основания требований носят однородный характер. Такое совместное рассмотрение множества требований в отношении одного и того же здания в рамках процедур ст. 42 КАС РФ будет более эффективным, чем предъявление каждым из граждан отдельного административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По состоянию на 2021 г. из 85 субъектов РФ региональные законы приняты в 43 <168>. Однако анализ региональных законов показал, что они устанавливают ограниченное дополнение федеральных норм, например процедурные вопросы рассмотрения обращений (порядок работы с обращением), расширительное толкование терминов ("коллективное обращение", "заявитель" и т.д.), уточнение способов подачи обращений (факсимильной связью, по телефонам доверия и горячим линиям, телеграммой, в рамках видеоприема), возможность возврата гражданину документов, направленных с обращением, по его заявлению или без такового, организацию и проведение личного приема (в т.ч. перечень лиц, имеющих право на прием во внеочередном порядке, требования к помещениям, порядок оповещения), безотлагательное рассмотрение отдельных обращений или предоставление ответа на обращение в более короткий срок. Лишь малая часть субъектов РФ вводит обязательную периодичность личного приема, выездные и тематические приемы. Ряд субъектов вместо принятия региональных законов отдают предпочтение регулированию актами главы региона или иных региональных органов власти. Об отсутствии обязанности устанавливать дополнительные гарантии свидетельствует и законодательная формулировка "могут устанавливать" <169>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По состоянию на 2021 г. из 85 субъектов РФ региональные законы приняты в 43 <168>. Однако анализ региональных законов показал, что они устанавливают ограниченное дополнение федеральных норм, например процедурные вопросы рассмотрения обращений (порядок работы с обращением), расширительное толкование терминов ("коллективное обращение", "заявитель" и т.д.), уточнение способов подачи обращений (факсимильной связью, по телефонам доверия и горячим линиям, телеграммой, в рамках видеоприема), возможность возврата гражданину документов, направленных с обращением, по его заявлению или без такового, организацию и проведение личного приема (в т.ч. перечень лиц, имеющих право на прием во внеочередном порядке, требования к помещениям, порядок оповещения), безотлагательное рассмотрение отдельных обращений или предоставление ответа на обращение в более короткий срок. Лишь малая часть субъектов РФ вводит обязательную периодичность личного приема, выездные и тематические приемы. Ряд субъектов вместо принятия региональных законов отдают предпочтение регулированию актами главы региона или иных региональных органов власти. Об отсутствии обязанности устанавливать дополнительные гарантии свидетельствует и законодательная формулировка "могут устанавливать" <169>.
Вопрос: Вправе ли банк с учетом ПП РФ от 18.01.2023 N 39 отказать в принятии страхового полиса не аккредитованного банком страховщика, но имеющего кредитный рейтинг кредитного рейтингового агентства, аккредитованного Банком России, не ниже уровня "A-", при условии что кредитный договор был заключен до 01.09.2023?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Отказы кредитной организации в приеме полисов <1>, в том числе при условии наличия в кредитных договорах обязанности заемщика заключать договоры страхования в страховых организациях, заключивших договор с банком (договор коллективного страхования), могут стать основанием для проведения соответствующего расследования антимонопольными органами.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Отказы кредитной организации в приеме полисов <1>, в том числе при условии наличия в кредитных договорах обязанности заемщика заключать договоры страхования в страховых организациях, заключивших договор с банком (договор коллективного страхования), могут стать основанием для проведения соответствующего расследования антимонопольными органами.