Требования к частным агентствам занятости
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к частным агентствам занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто и как может предоставить персонал
(КонсультантПлюс, 2025)В гл. 53.1 ТК РФ, регулирующей осуществление деятельности по предоставлению персонала, такого требования к частным агентствам занятости не содержится. Также деятельность по предоставлению персонала не названа в ст. 12 Закона о лицензировании, где содержится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
(КонсультантПлюс, 2025)В гл. 53.1 ТК РФ, регулирующей осуществление деятельности по предоставлению персонала, такого требования к частным агентствам занятости не содержится. Также деятельность по предоставлению персонала не названа в ст. 12 Закона о лицензировании, где содержится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Статья: К вопросу о межотраслевых связях трудового права
(Коршунова Т.Ю., Моцная О.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Как известно, особенности регулирования труда названной категории работников содержатся в гл. 53.1 ТК РФ. В свою очередь, Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости 1991 г.) содержал ст. 18.1, которой регламентировалось осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала), в том числе устанавливались требования к порядку аккредитации частных агентств занятости, а также непосредственно требования к частным агентствам занятости, которые претендуют на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала). В Федеральном законе от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 565-ФЗ) указанные положения в настоящее время отсутствуют. Законодателю предстоит решить, в каком нормативном акте эти требования будут содержаться. Очевидно, что требования к юридическими лицам - субъектам предпринимательской деятельности - не входят в предмет регулирования ТК РФ, так же как и сами отношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности по поводу договора о предоставлении персонала. Именно поэтому они содержались в Законе о занятости 1991 г., носившем комплексный характер. Полагаем, что в том случае, если нормы, касающиеся договоров о предоставлении персонала, не будут включены в Федеральный закон N 565-ФЗ, то такого рода законодательные положения следовало бы закрепить в соответствующих разделах ГК РФ, регулирующих положения об обязательствах хозяйствующих субъектов. Иное решение - это создание специального закона, комплексно регулирующего отношения по предоставлению персонала, что потребует исключения из ТК РФ соответствующей главы.
(Коршунова Т.Ю., Моцная О.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Как известно, особенности регулирования труда названной категории работников содержатся в гл. 53.1 ТК РФ. В свою очередь, Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости 1991 г.) содержал ст. 18.1, которой регламентировалось осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала), в том числе устанавливались требования к порядку аккредитации частных агентств занятости, а также непосредственно требования к частным агентствам занятости, которые претендуют на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала). В Федеральном законе от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 565-ФЗ) указанные положения в настоящее время отсутствуют. Законодателю предстоит решить, в каком нормативном акте эти требования будут содержаться. Очевидно, что требования к юридическими лицам - субъектам предпринимательской деятельности - не входят в предмет регулирования ТК РФ, так же как и сами отношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности по поводу договора о предоставлении персонала. Именно поэтому они содержались в Законе о занятости 1991 г., носившем комплексный характер. Полагаем, что в том случае, если нормы, касающиеся договоров о предоставлении персонала, не будут включены в Федеральный закон N 565-ФЗ, то такого рода законодательные положения следовало бы закрепить в соответствующих разделах ГК РФ, регулирующих положения об обязательствах хозяйствующих субъектов. Иное решение - это создание специального закона, комплексно регулирующего отношения по предоставлению персонала, что потребует исключения из ТК РФ соответствующей главы.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1008
(ред. от 21.05.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 21.05.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приказ Минтруда России от 19.11.2021 N 815
"Об утверждении индикативных показателей для федерального государственного контроля (надзора) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении индикативных показателей для федерального государственного контроля (надзора) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)- о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала);
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)- о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала);
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)Главу 53.1 ТК РФ дополнят исключенными из Закона о занятости нормами (отсутствующими положениями в этой главе) об условиях для включения в договор о предоставлении труда работников, ограничениях для направления работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников, федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)Главу 53.1 ТК РФ дополнят исключенными из Закона о занятости нормами (отсутствующими положениями в этой главе) об условиях для включения в договор о предоставлении труда работников, ограничениях для направления работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников, федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Публикуя противоречащие законодательству условия в объявлениях о вакансиях, посредники на рынке труда закона не нарушают. Их свобода в этом вопросе ограничивается лишь нормами Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", которые запрещают указывать дискриминационные сведения, устанавливают требования к частным агентствам занятости (далее - ЧАЗ) по предоставлению труда работников.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Публикуя противоречащие законодательству условия в объявлениях о вакансиях, посредники на рынке труда закона не нарушают. Их свобода в этом вопросе ограничивается лишь нормами Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", которые запрещают указывать дискриминационные сведения, устанавливают требования к частным агентствам занятости (далее - ЧАЗ) по предоставлению труда работников.
Статья: Отношения, входящие в предмет трудового права: современное состояние и необходимость изменений
(Васильева Ю.В., Драчук М.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)<9> Такой же прием отсылки к Федеральному закону N 248 используется в Постановлении Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1008 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)" // Собр. законодательства Российской Федерации. 2021. N 27 (ч. 2). Ст. 5395.
(Васильева Ю.В., Драчук М.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)<9> Такой же прием отсылки к Федеральному закону N 248 используется в Постановлении Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1008 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)" // Собр. законодательства Российской Федерации. 2021. N 27 (ч. 2). Ст. 5395.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В судебной практике имеются примеры привлечения принимающей стороны к ответственности в ситуации, когда частное агентство занятости допустил задержку выплаты заработной платы в связи с неоплатой принимающей стороной услуг по предоставлению персонала. Так, суд, рассматривая иск работника к частному агентству занятости, указал, что, если направляющая сторона, являющаяся работодателем для работника, не исполнила обязательства перед своим работником, направленным на работу к принимающей стороне, ответственность по неисполненным обязательствам может нести принимающая сторона, и удовлетворил исковые требования работника к частному агентству занятости, а при недостаточности денежных средств - субсидиарно к принимающей стороне <1>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В судебной практике имеются примеры привлечения принимающей стороны к ответственности в ситуации, когда частное агентство занятости допустил задержку выплаты заработной платы в связи с неоплатой принимающей стороной услуг по предоставлению персонала. Так, суд, рассматривая иск работника к частному агентству занятости, указал, что, если направляющая сторона, являющаяся работодателем для работника, не исполнила обязательства перед своим работником, направленным на работу к принимающей стороне, ответственность по неисполненным обязательствам может нести принимающая сторона, и удовлетворил исковые требования работника к частному агентству занятости, а при недостаточности денежных средств - субсидиарно к принимающей стороне <1>.
Статья: Поправки в Трудовой кодекс, направленные на повышение защиты трудовых прав работников
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)В связи с этим главу 53.1 ТК РФ предлагается дополнить исключенными нормами из Закона о занятости (об условиях для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала), ограничениях для направления работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)).
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)В связи с этим главу 53.1 ТК РФ предлагается дополнить исключенными нормами из Закона о занятости (об условиях для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала), ограничениях для направления работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)).
Готовое решение: Кто и как вправе привлекать работников по договору о предоставлении персонала
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекая работников, оформленных в штате других лиц, учитывайте законодательные требования. Обращаться за персоналом можно в частные агентства занятости (ЧАЗ), а также к другим юридическим лицам. К кому именно вы можете обратиться, зависит того, кто вы и в каком случае обращаетесь за работниками. Учтите, что законодательно установлены случаи, когда нельзя привлекать сторонних работников. Например, нельзя это делать для замены бастующих работников.
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекая работников, оформленных в штате других лиц, учитывайте законодательные требования. Обращаться за персоналом можно в частные агентства занятости (ЧАЗ), а также к другим юридическим лицам. К кому именно вы можете обратиться, зависит того, кто вы и в каком случае обращаетесь за работниками. Учтите, что законодательно установлены случаи, когда нельзя привлекать сторонних работников. Например, нельзя это делать для замены бастующих работников.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий в сфере организации и охраны труда (например, Постановления Правительства от 25.06.2021 N 999 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания"; от 25.06.2021 N 1008 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)"; от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года");
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий в сфере организации и охраны труда (например, Постановления Правительства от 25.06.2021 N 999 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания"; от 25.06.2021 N 1008 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)"; от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года");
Последние изменения: Миграционные проверки (МВД)
(КонсультантПлюс, 2025)контролю при осуществлении госконтроля за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
(КонсультантПлюс, 2025)контролю при осуществлении госконтроля за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
Статья: Сроки в контрольно-надзорном законодательстве
(Белякович Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)<35> Пункт 31 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1008.
(Белякович Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)<35> Пункт 31 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1008.