Требование пристава о предоставлении информации
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование пристава о предоставлении информации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Обязательность требований судебного пристава-исполнителя" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Информация в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей, предоставляется по его требованию в виде справок, документов и их копий безвозмездно (либо с согласия судебного пристава может быть предоставлена на электронном носителе с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации) и в установленный им срок требование о предоставлении соответствующих сведений в силу статьи 64 Закона N 229-ФЗ относится к исполнительным действиям. Невыполнение таких требований, в том числе непредставление или предоставление недостоверной информации, а также воспрепятствование исполнению служебных обязанностей судебным приставом в силу части 3 статьи 6 Закона N 229-ФЗ и пункта 4 статьи 14 Закона N 118-ФЗ влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 69 "Порядок обращения взыскания на имущество должника" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(Арбитражный суд Уральского округа)Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в ненаправлении в банки соответствующего запроса о предоставлении информации о движении денежных средств по счетам должника за трехлетний период (за периоды до возбуждения исполнительного производства).
(Арбитражный суд Уральского округа)Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в ненаправлении в банки соответствующего запроса о предоставлении информации о движении денежных средств по счетам должника за трехлетний период (за периоды до возбуждения исполнительного производства).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)В связи с изложенным полагаем, что при ответе на требование судебного пристава о предоставлении информации о выплаченной работнику зарплате и произведенных из нее удержаниях по судебному приказу организации следует исходить из приведенных выше сроков хранения соответствующих документов.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)В связи с изложенным полагаем, что при ответе на требование судебного пристава о предоставлении информации о выплаченной работнику зарплате и произведенных из нее удержаниях по судебному приказу организации следует исходить из приведенных выше сроков хранения соответствующих документов.
Вопрос: В организацию поступают постановления судебных приставов-исполнителей, на основании которых производится удержание средств из заработной платы работников. В некоторых постановлениях содержится требование о представлении работодателем отчетов об удержаниях. Правомерно ли такое требование?
(Консультация эксперта, 2025)В форме постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (Приложение N 114 к Приказу ФССП от 04.05.2016 N 238) содержится указание на обязанность лица, производящего удержание, предоставлять судебному приставу-исполнителю информацию об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (п. 9 формы постановления). При этом форма документа, в соответствии с которой предоставляется указанная информация, не утверждена. Работодатель вправе предоставить информацию в произвольной форме.
(Консультация эксперта, 2025)В форме постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (Приложение N 114 к Приказу ФССП от 04.05.2016 N 238) содержится указание на обязанность лица, производящего удержание, предоставлять судебному приставу-исполнителю информацию об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (п. 9 формы постановления). При этом форма документа, в соответствии с которой предоставляется указанная информация, не утверждена. Работодатель вправе предоставить информацию в произвольной форме.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суды исходили из того, что направление запроса о предоставлении информации осуществлено судебным приставом в рамках исполнения своих обязанностей по рассмотрению заявления физического лица о нарушении его прав и законных интересов при осуществлении организацией деятельности по возврату просроченной задолженности. Иное понимание закона не предоставляет контролирующему органу возможности обеспечить надлежащий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц, в том числе в рамках Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ) и Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суды исходили из того, что направление запроса о предоставлении информации осуществлено судебным приставом в рамках исполнения своих обязанностей по рассмотрению заявления физического лица о нарушении его прав и законных интересов при осуществлении организацией деятельности по возврату просроченной задолженности. Иное понимание закона не предоставляет контролирующему органу возможности обеспечить надлежащий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц, в том числе в рамках Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ) и Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа"Подлежащее, как полагает Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа, применению в рассматриваемом им деле положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" об обязательности для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан предоставления по требованию судебных приставов информации, документов и их копий, необходимых для осуществления ими своих функций, находится в нормативном единстве с положениями статьи 12 того же Федерального закона, предусматривающими обязанности и права судебных приставов-исполнителей, включая право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки (пункт 2). Именно названные законоположения в их взаимосвязи и нормативном единстве в части, касающейся обязательности для банков, иных кредитных организаций и их служащих требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении ему необходимых для осуществления своих функций сведений - в связи с исполнением им постановления суда - о находящихся в этих банках, иных кредитных организациях денежных средствах физического лица, являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в настоящем деле.
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа"Подлежащее, как полагает Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа, применению в рассматриваемом им деле положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" об обязательности для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан предоставления по требованию судебных приставов информации, документов и их копий, необходимых для осуществления ими своих функций, находится в нормативном единстве с положениями статьи 12 того же Федерального закона, предусматривающими обязанности и права судебных приставов-исполнителей, включая право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки (пункт 2). Именно названные законоположения в их взаимосвязи и нормативном единстве в части, касающейся обязательности для банков, иных кредитных организаций и их служащих требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении ему необходимых для осуществления своих функций сведений - в связи с исполнением им постановления суда - о находящихся в этих банках, иных кредитных организациях денежных средствах физического лица, являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в настоящем деле.
"Цифровые технологии в гражданском и административном судопроизводстве: практика, аналитика, перспективы"
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)Интересно отметить, что в подготовленном Верховным Судом РФ законопроекте "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (утвержден Пленумом Верховного Суда РФ 3 октября 2017 г. N 30 и который впоследствии стал Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ), направленном на унификацию многочисленных правил трех процессуальных кодексов, отсутствовали нормы, вводящие подобные требования к предоставлению указанной информации о сторонах в гражданском и арбитражных процессах. Данный проект закона был дополнен указанными нормами в ходе рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации. Одной из причин введения этих дополнений явилась необходимость решения проблем, обозначенных Главным судебным приставом РФ Д.В. Аристовым в феврале 2018 г. на семинаре-совещании руководителей региональных судов. Д.В. Аристов выступил с предложением разработать критерии более четкой идентификации должников по исполнительным производствам, чтобы избегать ошибок.
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)Интересно отметить, что в подготовленном Верховным Судом РФ законопроекте "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (утвержден Пленумом Верховного Суда РФ 3 октября 2017 г. N 30 и который впоследствии стал Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ), направленном на унификацию многочисленных правил трех процессуальных кодексов, отсутствовали нормы, вводящие подобные требования к предоставлению указанной информации о сторонах в гражданском и арбитражных процессах. Данный проект закона был дополнен указанными нормами в ходе рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации. Одной из причин введения этих дополнений явилась необходимость решения проблем, обозначенных Главным судебным приставом РФ Д.В. Аристовым в феврале 2018 г. на семинаре-совещании руководителей региональных судов. Д.В. Аристов выступил с предложением разработать критерии более четкой идентификации должников по исполнительным производствам, чтобы избегать ошибок.
Статья: Освобождение доли в общем имуществе от наложения ареста (исключение из описи): проблемы и новеллы современной практики
(Астахова Е.Д.)
("Российский судья", 2022, N 6)Банки тоже обязаны предоставлять приставу-исполнителю сведения об имущественном положении супруга (супруги) должника. Информация в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей, предоставляется по его требованию в виде справок, документов и их копий. В случае неполучения такой информации судебный пристав-исполнитель вправе принять меры по привлечению банка к административной ответственности <11>, и, как правильно отмечает А.В. Чекмарева, "без данного положения закона судебный пристав-исполнитель не мог бы вести свою служебную деятельность" <12>.
(Астахова Е.Д.)
("Российский судья", 2022, N 6)Банки тоже обязаны предоставлять приставу-исполнителю сведения об имущественном положении супруга (супруги) должника. Информация в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей, предоставляется по его требованию в виде справок, документов и их копий. В случае неполучения такой информации судебный пристав-исполнитель вправе принять меры по привлечению банка к административной ответственности <11>, и, как правильно отмечает А.В. Чекмарева, "без данного положения закона судебный пристав-исполнитель не мог бы вести свою служебную деятельность" <12>.
Вопрос: В какие сроки банком должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, направленном взыскателем самостоятельно?
(Консультация эксперта, 2025)Для того чтобы идентифицировать номера счета с филиалом, в котором он открыт, взыскатель при необходимости может произвести розыск счетов должника через представление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю или в налоговом органе. Однако в этом случае на розыск счетов потребуется определенное время (ч. 8, 9 ст. 69 Закона N 229-ФЗ, п. 5 Письма ФНС России от 11.06.2009 N МН-22-6/469@ (ред. от 26.03.2010) "О предоставлении информации").
(Консультация эксперта, 2025)Для того чтобы идентифицировать номера счета с филиалом, в котором он открыт, взыскатель при необходимости может произвести розыск счетов должника через представление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю или в налоговом органе. Однако в этом случае на розыск счетов потребуется определенное время (ч. 8, 9 ст. 69 Закона N 229-ФЗ, п. 5 Письма ФНС России от 11.06.2009 N МН-22-6/469@ (ред. от 26.03.2010) "О предоставлении информации").
Статья: Криптовалюта как объект взыскания в исполнительном производстве
(Новоселова Л.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Для осуществления названных действий прежде всего необходимо выявить наличие у должника соответствующего имущества (цифровой валюты, криптовалюты). Это возможно путем получения соответствующих сведений от самого должника, который в силу ч. 7 ст. 69 Закона обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество по требованию судебного пристава-исполнителя. По всей видимости, предполагается, что в рамках регулирования обращения цифровой валюты в Российской Федерации законодательство <15> должно предусмотреть правила, определяющие порядок и условия предоставления такой информации.
(Новоселова Л.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Для осуществления названных действий прежде всего необходимо выявить наличие у должника соответствующего имущества (цифровой валюты, криптовалюты). Это возможно путем получения соответствующих сведений от самого должника, который в силу ч. 7 ст. 69 Закона обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество по требованию судебного пристава-исполнителя. По всей видимости, предполагается, что в рамках регулирования обращения цифровой валюты в Российской Федерации законодательство <15> должно предусмотреть правила, определяющие порядок и условия предоставления такой информации.
Статья: Прекращение судами дел об административных правонарушениях, возбужденных прокурором
(Крапивина Ю.П.)
("Законность", 2021, N 8)Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП, в отношении начальника территориального отдела службы судебных приставов-исполнителей, суд указал на недоказанность умышленного характера невыполнения требования прокурора, поскольку материалы дела об административном правонарушении не содержали документов, подтверждающих, что должностному лицу было известно о поступлении запроса из прокуратуры с требованием о предоставлении информации.
(Крапивина Ю.П.)
("Законность", 2021, N 8)Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП, в отношении начальника территориального отдела службы судебных приставов-исполнителей, суд указал на недоказанность умышленного характера невыполнения требования прокурора, поскольку материалы дела об административном правонарушении не содержали документов, подтверждающих, что должностному лицу было известно о поступлении запроса из прокуратуры с требованием о предоставлении информации.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 5 комментируемой статьи также предусмотрено установление ФССП России по согласованию с Агентством порядка направления запроса и представления информации судебными приставами-исполнителями. На основании данной нормы Приказом ФССП России от 23 сентября 2020 г. N 683 утвержден Порядок направления государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" запроса информации о перечисленных на счет вкладчика денежных средствах, взысканных с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе и (или) судебном акте, и представления запрашиваемой информации судебным приставом-исполнителем" <128>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 5 комментируемой статьи также предусмотрено установление ФССП России по согласованию с Агентством порядка направления запроса и представления информации судебными приставами-исполнителями. На основании данной нормы Приказом ФССП России от 23 сентября 2020 г. N 683 утвержден Порядок направления государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" запроса информации о перечисленных на счет вкладчика денежных средствах, взысканных с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе и (или) судебном акте, и представления запрашиваемой информации судебным приставом-исполнителем" <128>.