Требование потребителя о возврате денежных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование потребителя о возврате денежных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 24 "Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества" Закона РФ "О защите прав потребителей""Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда о наличии у Х. права на получение возмещения, предусмотренного пунктом 4 статьи 24 Закона о защите прав потребителей, исходя из цены соответствующего товара, установленной в заключении эксперта ООО "ФЕДЭКСПЕРТ" от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 296 000 руб., поскольку в таком размере истец поддерживал эти исковые требования на момент вынесения судом решения по настоящему делу (часть 3 статьи 196 ГПК РФ), а ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не были исполнены в полном объеме в добровольном порядке основанные на пункте 4 статьи 24 Закона о защите прав потребителей требования истца о возмещении полной разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя о возврате денежных средств, уплаченных за некачественный товар."
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение правил продажи отдельных видов товаров
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) не провела проверку некачественного товара и (или) по требованию потребителя не вернула денежные средства за некачественный товар или за товар-принадлежность к некачественному товару (например, чехол к мобильному телефону)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) не провела проверку некачественного товара и (или) по требованию потребителя не вернула денежные средства за некачественный товар или за товар-принадлежность к некачественному товару (например, чехол к мобильному телефону)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как потребителю составить и направить претензию исполнителю (продавцу, изготовителю), в том числе о возврате денежных средств?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Требования потребителя (например, о возврате денежных средств, безвозмездном устранении недостатков) (п. п. 1, 3 ст. 18, п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Требования потребителя (например, о возврате денежных средств, безвозмездном устранении недостатков) (п. п. 1, 3 ст. 18, п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за январь 2025 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В данном случае в связи с просрочкой исполнения требования потребителя о возврате денежных средств у истца возникло право на неустойку, что установлено вступившим в силу решением суда о взыскании неустойки за период с 26 июня по 26 ноября 2018 года, однако это решение исполнено ответчиком в 2019 году, в связи с чем срок исковой давности по взысканию неустойки за период до момента исполнения решения истек в 2022 году, в то время как истец обратился с требованиями в июне 2023 года.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В данном случае в связи с просрочкой исполнения требования потребителя о возврате денежных средств у истца возникло право на неустойку, что установлено вступившим в силу решением суда о взыскании неустойки за период с 26 июня по 26 ноября 2018 года, однако это решение исполнено ответчиком в 2019 году, в связи с чем срок исковой давности по взысканию неустойки за период до момента исполнения решения истек в 2022 году, в то время как истец обратился с требованиями в июне 2023 года.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020)Судом по делу установлено, что вступившим в законную силу решением суда разрешен спор о защите прав Ш. как потребителя в связи с недостатками приобретенных им жилого дома и земельного участка. С индивидуального предпринимателя в пользу Ш. взыскана уплаченная денежная сумма, неустойка за нарушение срока удовлетворения требований потребителей о возврате денежных средств, рассчитанная на момент вынесения решения суда, убытки, компенсация морального вреда и штраф.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020)Судом по делу установлено, что вступившим в законную силу решением суда разрешен спор о защите прав Ш. как потребителя в связи с недостатками приобретенных им жилого дома и земельного участка. С индивидуального предпринимателя в пользу Ш. взыскана уплаченная денежная сумма, неустойка за нарушение срока удовлетворения требований потребителей о возврате денежных средств, рассчитанная на момент вынесения решения суда, убытки, компенсация морального вреда и штраф.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)7. В случае заключения банком с гражданином-потребителем вместо договора банковского вклада договора личного страхования от имени страховой компании, не позволяющего по требованию потребителя возвратить в полной мере денежные средства досрочно, суду следует тщательно проверять доводы потребителя о введении его в заблуждение и непредоставлении полной и достоверной информации о финансовой услуге.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)7. В случае заключения банком с гражданином-потребителем вместо договора банковского вклада договора личного страхования от имени страховой компании, не позволяющего по требованию потребителя возвратить в полной мере денежные средства досрочно, суду следует тщательно проверять доводы потребителя о введении его в заблуждение и непредоставлении полной и достоверной информации о финансовой услуге.
Ситуация: Как потребителю составить претензию о возврате денежных средств по договору об оказании услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу потребитель вправе предъявить исполнителю требование о возврате уплаченных им денежных средств в связи с ненадлежащим исполнением последним своих обязательств по договору, в частности, если исполнитель нарушил сроки оказания услуги или если в оказываемой услуге имеются недостатки. Рассмотрим эти случаи подробнее.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу потребитель вправе предъявить исполнителю требование о возврате уплаченных им денежных средств в связи с ненадлежащим исполнением последним своих обязательств по договору, в частности, если исполнитель нарушил сроки оказания услуги или если в оказываемой услуге имеются недостатки. Рассмотрим эти случаи подробнее.
Статья: Компенсация морального вреда при нарушении договорных обязательств
(Громов А.А.)
("Закон", 2025, N 5)Например, в практике разбирается ситуация, когда турист отказался от договора с турагентом и потребовал возврата ранее перечисленных денежных средств. Однако турагент нарушил свои обязательства и не произвел своевременный возврат денежных средств. Требование потребителя о взыскании морального вреда было поддержано судом <26>. Однако действительно ли в такой ситуации физическое лицо претерпевает страдания, достаточные для взыскания морального вреда. С точки зрения степени страданий приведенная ситуация существенно отличается от случаев, когда турист ввиду ненадлежащего исполнения турагентом своих обязательств оказался лишен возможности отдохнуть в запланированном месте в период отпуска.
(Громов А.А.)
("Закон", 2025, N 5)Например, в практике разбирается ситуация, когда турист отказался от договора с турагентом и потребовал возврата ранее перечисленных денежных средств. Однако турагент нарушил свои обязательства и не произвел своевременный возврат денежных средств. Требование потребителя о взыскании морального вреда было поддержано судом <26>. Однако действительно ли в такой ситуации физическое лицо претерпевает страдания, достаточные для взыскания морального вреда. С точки зрения степени страданий приведенная ситуация существенно отличается от случаев, когда турист ввиду ненадлежащего исполнения турагентом своих обязательств оказался лишен возможности отдохнуть в запланированном месте в период отпуска.
Статья: Ключевые выводы Судебной коллегии по гражданским спорам Верховного Суда РФ в сфере потребительского права за 2021 год
(Белов В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Обязанность по организации доставки товара для проверки его качественных характеристик при выдвижении потребителем требования о возврате денежных средств в связи с передачей товара ненадлежащего качества возлагается на продавца.
(Белов В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Обязанность по организации доставки товара для проверки его качественных характеристик при выдвижении потребителем требования о возврате денежных средств в связи с передачей товара ненадлежащего качества возлагается на продавца.
Ситуация: Как обменять качественный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отказе продавца в обмене товара на аналогичный вы вправе подать в суд исковое заявление с требованием об обязании продавца обменять товар. Однако заметим, что такие обращения на практике редки, так как обычно потребители заявляют в суд требование о возврате денежных средств за товар (п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отказе продавца в обмене товара на аналогичный вы вправе подать в суд исковое заявление с требованием об обязании продавца обменять товар. Однако заметим, что такие обращения на практике редки, так как обычно потребители заявляют в суд требование о возврате денежных средств за товар (п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1).
Статья: О правовой природе подарочных карт
(Магомедова З.И., Ахмеджанова Р.Р.)
("Мировой судья", 2024, N 8)В связи с этим к отношениям сторон в рамках заключенного договора применяются положения ГК РФ и Закона N 2300-1 в той степени, в которой они могут быть применены исходя из сути правоотношений. Если в правилах продажи и обращения подарочных карт, с которыми имеет возможность ознакомиться потребитель, указано на то, что потребитель не может просто обналичить сумму, указанную в подарочной карте без приобретения товара, то заявление соответствующего требования бенефициаром является безосновательным. Возврат аванса возможен только при выборе определенного товара и наличии правовых оснований для его возврата продавцу, при отсутствии таких условий возврат невозможен. Требования потребителей о возврате денежных средств, которые были зачислены на подарочную карту, при отсутствии таких фактов, как обращение к продавцу за товаром и отказ продавца в передаче товара, по своей сути являются требованиями об одностороннем расторжении договора. Однако ни ГК РФ, ни законодательство о защите прав потребителей не предусматривают такой возможности для розничной купли-продажи. В связи с этим применяется общий принцип, закрепленный в ст. 310 ГК РФ: односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается <3>.
(Магомедова З.И., Ахмеджанова Р.Р.)
("Мировой судья", 2024, N 8)В связи с этим к отношениям сторон в рамках заключенного договора применяются положения ГК РФ и Закона N 2300-1 в той степени, в которой они могут быть применены исходя из сути правоотношений. Если в правилах продажи и обращения подарочных карт, с которыми имеет возможность ознакомиться потребитель, указано на то, что потребитель не может просто обналичить сумму, указанную в подарочной карте без приобретения товара, то заявление соответствующего требования бенефициаром является безосновательным. Возврат аванса возможен только при выборе определенного товара и наличии правовых оснований для его возврата продавцу, при отсутствии таких условий возврат невозможен. Требования потребителей о возврате денежных средств, которые были зачислены на подарочную карту, при отсутствии таких фактов, как обращение к продавцу за товаром и отказ продавца в передаче товара, по своей сути являются требованиями об одностороннем расторжении договора. Однако ни ГК РФ, ни законодательство о защите прав потребителей не предусматривают такой возможности для розничной купли-продажи. В связи с этим применяется общий принцип, закрепленный в ст. 310 ГК РФ: односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается <3>.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июнь 2021 г.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)За несвоевременное исполнение банком требования потребителя о возврате денежных средств в связи с добровольным отказом потребителя от услуги коллективного страхования не подлежит начислению 3%-ная неустойка за каждый день просрочки, предусмотренная п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)За несвоевременное исполнение банком требования потребителя о возврате денежных средств в связи с добровольным отказом потребителя от услуги коллективного страхования не подлежит начислению 3%-ная неустойка за каждый день просрочки, предусмотренная п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".