Требование об уплате финансовых санкций
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование об уплате финансовых санкций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая данные доводы Фонда обоснованными, сведения по форме СЗВ-СТАЖ представлены обществом с нарушением установленного срока. Обществу заказным письмом было направлено требование об уплате финансовой санкции, но письмо было возвращено в связи с истечением срока хранения. Впоследствии, после истечения срока уплаты штрафа, общество уплатило половину указанной в требовании суммы.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая данные доводы Фонда обоснованными, сведения по форме СЗВ-СТАЖ представлены обществом с нарушением установленного срока. Обществу заказным письмом было направлено требование об уплате финансовой санкции, но письмо было возвращено в связи с истечением срока хранения. Впоследствии, после истечения срока уплаты штрафа, общество уплатило половину указанной в требовании суммы.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 48 "Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Пенсионного фонда РФ в результате проведенной проверки выявило нарушение сроков представления сведений по форме СЗВ-М за 2017 год, вынесло решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования". Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа с общества. Общество возражало, ссылаясь на пропуск срока на обращение в суд. Суд указал, что на правоотношения, связанные с уплатой финансовых санкций, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании. Вместе с тем положения ст. 46 НК РФ не содержат предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа. Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в п. п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, суд признал допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей. Суд установил, что требование об уплате финансовых санкций должно было быть исполнено в срок до 16.07.2019. Поскольку сумма штрафа не превысила 3000 руб. и трехлетний срок исполнения требования об уплате задолженности истекал 16.07.2022, с этой даты (16.07.2022) у Фонда возникло право обратиться в суд в течение шести месяцев, т.е. до 16.01.2023. Фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа 02.08.2022, после возникновения права на обращение в суд и с соблюдением установленного шестимесячного срока. Поскольку судебный приказ был отменен определением от 13.09.2022, заявление о взыскании финансовых санкций могло быть подано Фондом в суд в течение шести месяцев, т.е. не позднее 13.03.2023. Заявление о взыскании финансовых санкций было подано Фондом в суд 01.02.2023, то есть в пределах установленного шестимесячного срока после отмены судебного приказа. Суд удовлетворил требования Фонда и вынес решение о взыскании штрафа с общества.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Пенсионного фонда РФ в результате проведенной проверки выявило нарушение сроков представления сведений по форме СЗВ-М за 2017 год, вынесло решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования". Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа с общества. Общество возражало, ссылаясь на пропуск срока на обращение в суд. Суд указал, что на правоотношения, связанные с уплатой финансовых санкций, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании. Вместе с тем положения ст. 46 НК РФ не содержат предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа. Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в п. п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, суд признал допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей. Суд установил, что требование об уплате финансовых санкций должно было быть исполнено в срок до 16.07.2019. Поскольку сумма штрафа не превысила 3000 руб. и трехлетний срок исполнения требования об уплате задолженности истекал 16.07.2022, с этой даты (16.07.2022) у Фонда возникло право обратиться в суд в течение шести месяцев, т.е. до 16.01.2023. Фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа 02.08.2022, после возникновения права на обращение в суд и с соблюдением установленного шестимесячного срока. Поскольку судебный приказ был отменен определением от 13.09.2022, заявление о взыскании финансовых санкций могло быть подано Фондом в суд в течение шести месяцев, т.е. не позднее 13.03.2023. Заявление о взыскании финансовых санкций было подано Фондом в суд 01.02.2023, то есть в пределах установленного шестимесячного срока после отмены судебного приказа. Суд удовлетворил требования Фонда и вынес решение о взыскании штрафа с общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие штрафы налагает СФР за нарушения, связанные с отчетностью по персонифицированному учету (в том числе за несвоевременную сдачу отчетности)
(КонсультантПлюс, 2025)При привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона о персонифицированном учете, территориальный орган СФР направляет ему требование об уплате финансовых санкций. Оно должно быть исполнено в течение 20 календарных дней со дня получения, если более продолжительный период не указан в самом требовании. Если страхователь исполнит требование в течение первых 10 календарных дней с даты получения, то он вправе уплатить половину суммы (ч. 15, 16 ст. 17 названного Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)При привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона о персонифицированном учете, территориальный орган СФР направляет ему требование об уплате финансовых санкций. Оно должно быть исполнено в течение 20 календарных дней со дня получения, если более продолжительный период не указан в самом требовании. Если страхователь исполнит требование в течение первых 10 календарных дней с даты получения, то он вправе уплатить половину суммы (ч. 15, 16 ст. 17 названного Закона).
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик 10 июля 2025 г. обратился к страхователю с заявлением о возмещении вреда, причиненного его имуществу. Страхователь рассмотрел заявление и 4 августа 2025 г. вынес отказ. В связи с тем что страхователь нарушил срок направления отказа (20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления), заказчик направляет требование об уплате финансовой санкции:
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик 10 июля 2025 г. обратился к страхователю с заявлением о возмещении вреда, причиненного его имуществу. Страхователь рассмотрел заявление и 4 августа 2025 г. вынес отказ. В связи с тем что страхователь нарушил срок направления отказа (20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления), заказчик направляет требование об уплате финансовой санкции:
Нормативные акты
Приказ СФР от 24.11.2023 N 2329
"Об утверждении формата направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2024 N 76987)3.2.4. Требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования (далее - ТУФС-ПУ).
"Об утверждении формата направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2024 N 76987)3.2.4. Требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования (далее - ТУФС-ПУ).
Готовое решение: Как снизить штраф за нарушения при сдаче сведений персонифицированного учета
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф за нарушения при сдаче в СФР сведений, указанных в п. п. 2 и 2.1 ст. 11 Закона о персонифицированном учете (кроме сведений о трудовой деятельности), можно снизить на половину суммы, указанной в требовании об уплате финансовых санкций. Для этого надо уплатить штраф в течение первых 10 календарных дней со дня получения такого требования.
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф за нарушения при сдаче в СФР сведений, указанных в п. п. 2 и 2.1 ст. 11 Закона о персонифицированном учете (кроме сведений о трудовой деятельности), можно снизить на половину суммы, указанной в требовании об уплате финансовых санкций. Для этого надо уплатить штраф в течение первых 10 календарных дней со дня получения такого требования.
Готовое решение: Решение СФР по результатам рассмотрения акта
(КонсультантПлюс, 2025)После этого в течение 10 дней территориальный орган СФР направит вам требование об уплате финансовых санкций, а если вы его не исполните, обратится в суд за взысканием штрафа (ст. 17 Закона о персонифицированном учете).
(КонсультантПлюс, 2025)После этого в течение 10 дней территориальный орган СФР направит вам требование об уплате финансовых санкций, а если вы его не исполните, обратится в суд за взысканием штрафа (ст. 17 Закона о персонифицированном учете).
Готовое решение: Как СФР составляет акт о выявлении нарушений в сфере персонифицированного учета
(КонсультантПлюс, 2025)часть ст. 17 Закона о персонифицированном учете, на основании которой юрлицо (ИП) привлекается к ответственности. Размер финансовых санкций будет указан в решении о привлечении к ответственности и требовании об уплате финансовых санкций;
(КонсультантПлюс, 2025)часть ст. 17 Закона о персонифицированном учете, на основании которой юрлицо (ИП) привлекается к ответственности. Размер финансовых санкций будет указан в решении о привлечении к ответственности и требовании об уплате финансовых санкций;
Статья: Новый отчет работодателя - форма ЕФС-1
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)По общему правилу требование об уплате сумм в рамках финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 20 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты не назван в самом требовании. В случае уплаты сумм финансовых санкций в течение первых 10 календарных дней со дня получения требования финансовые санкции могут быть оплачены в размере половины суммы, указанной в требовании (ч. 16 ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)По общему правилу требование об уплате сумм в рамках финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 20 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты не назван в самом требовании. В случае уплаты сумм финансовых санкций в течение первых 10 календарных дней со дня получения требования финансовые санкции могут быть оплачены в размере половины суммы, указанной в требовании (ч. 16 ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
Ситуация: Может ли потерпевший уступить право требования по договору ОСАГО третьему лицу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если иное не предусмотрено договором цессии, права потерпевшего переходят в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, включая права, связанные с основным требованием, в том числе требованием уплаты неустойки и суммы финансовой санкции к страховщику, обязанному осуществить страховую выплату (ст. 384 ГК РФ; п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 31).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если иное не предусмотрено договором цессии, права потерпевшего переходят в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, включая права, связанные с основным требованием, в том числе требованием уплаты неустойки и суммы финансовой санкции к страховщику, обязанному осуществить страховую выплату (ст. 384 ГК РФ; п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 31).
Статья: ПФ РФ: как он может и контролирует компании. Анализ споров, и как их избежать
(Жукова А.)
("Административное право", 2021, N 1)В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения ПФ РФ направляет страхователю требование об уплате финансовых санкций. Срок исполнения данного требования - 10 календарных дней со дня получения. Если компания в добровольном порядке не исполняет полученное требование, ПФ РФ взыскивает штрафные санкции через суд. По общему правилу ПФ РФ обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, если подлежащая взысканию сумма превышает 3 000 рублей.
(Жукова А.)
("Административное право", 2021, N 1)В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения ПФ РФ направляет страхователю требование об уплате финансовых санкций. Срок исполнения данного требования - 10 календарных дней со дня получения. Если компания в добровольном порядке не исполняет полученное требование, ПФ РФ взыскивает штрафные санкции через суд. По общему правилу ПФ РФ обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, если подлежащая взысканию сумма превышает 3 000 рублей.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В Определении СКЭС ВС РФ от 22 июля 2019 г. N 305-ЭС19-2960 отражено, что если решение налогового органа не может быть принудительно реализовано иначе как за пределами срока на принудительное взыскание, то принятие указанного решения незаконно: "С учетом установленных в законодательстве предельных сроков на проведение проверки (применительно к пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ); на составление акта проверки (применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ); на вручение (направление) акта проверки, на представление возражений на акт проверки проверенным лицом, на рассмотрение материалов проверки, на вручение (направление) решения по результатам проверки, на вступление в силу решения по результатам проверки, на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, на добровольное исполнение проверенным лицом требования об уплате финансовых санкций (статья 17 Закона N 27-ФЗ); на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (применительно к статье 48 НК РФ), оспоренное решение от 18.12.2017 N 087S19170225898 не могло быть принудительно реализовано иначе как за пределами совокупности указанных сроков. При таких условиях принятие указанного решения незаконно. Соответствующие правовые позиции ранее были изложены в том числе в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 1988-О, от 20.04.2017 N 790-О, в пунктах 6, 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В Определении СКЭС ВС РФ от 22 июля 2019 г. N 305-ЭС19-2960 отражено, что если решение налогового органа не может быть принудительно реализовано иначе как за пределами срока на принудительное взыскание, то принятие указанного решения незаконно: "С учетом установленных в законодательстве предельных сроков на проведение проверки (применительно к пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ); на составление акта проверки (применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ); на вручение (направление) акта проверки, на представление возражений на акт проверки проверенным лицом, на рассмотрение материалов проверки, на вручение (направление) решения по результатам проверки, на вступление в силу решения по результатам проверки, на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, на добровольное исполнение проверенным лицом требования об уплате финансовых санкций (статья 17 Закона N 27-ФЗ); на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (применительно к статье 48 НК РФ), оспоренное решение от 18.12.2017 N 087S19170225898 не могло быть принудительно реализовано иначе как за пределами совокупности указанных сроков. При таких условиях принятие указанного решения незаконно. Соответствующие правовые позиции ранее были изложены в том числе в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 1988-О, от 20.04.2017 N 790-О, в пунктах 6, 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
"Субординация требований кредиторов в процессе несостоятельности (банкротства) юридических лиц: монография"
(Родина Н.В.)
(под науч. ред. И.В. Фролова)
("Юстицинформ", 2023)Е.Д. Суворов объясняет такое разделение "неконкурентоспособностью" требований об уплате финансовых санкций, так как эти обязательства не обусловлены встречным предоставлением, указывая, что "такое разделение связано с тем, что требования, не обусловленные встречным предоставлением или реальным ущербом в имуществе кредитора от действий должника, к которым относятся требования о возмещении упущенной выгоды, выплате неустойки, не могут конкурировать с требованиями, обусловленными предоставлением в пользу должника или прямым ущербом в имуществе кредитора от действий должника" <87>. Аналогично Законом о банкротстве разрешен вопрос об очередности упущенной выгоды, в то время как реальный ущерб подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов. В.В. Витрянский поясняет, что на всех стадиях дела о банкротстве, вплоть до конкурсного производства, не должны учитываться дополнительные обязательства, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением денежного долгового обязательства, и прежде всего меры ответственности, подлежащие применению к должнику в связи с нарушением этого обязательства, - неустойки (штрафы, пени) и убытки <88>. Позиция законодателя является последовательной и получила свое развитие еще с нормы ГК РФ, устанавливающей очередность погашения требований по денежному обязательству. Согласно статье 319 ГК РФ сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга. Верховный Суд РФ в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ <89> разъяснил данное положение: "по смыслу статьи 319 ГК РФ под упомянутыми в ней процентами понимаются проценты, являющиеся платой за пользование денежными средствами (например, статьи 317.1, 809, 823 ГК РФ). Проценты, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности, например, проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, к указанным в статье 319 ГК РФ процентам не относятся и погашаются после суммы основного долга.
(Родина Н.В.)
(под науч. ред. И.В. Фролова)
("Юстицинформ", 2023)Е.Д. Суворов объясняет такое разделение "неконкурентоспособностью" требований об уплате финансовых санкций, так как эти обязательства не обусловлены встречным предоставлением, указывая, что "такое разделение связано с тем, что требования, не обусловленные встречным предоставлением или реальным ущербом в имуществе кредитора от действий должника, к которым относятся требования о возмещении упущенной выгоды, выплате неустойки, не могут конкурировать с требованиями, обусловленными предоставлением в пользу должника или прямым ущербом в имуществе кредитора от действий должника" <87>. Аналогично Законом о банкротстве разрешен вопрос об очередности упущенной выгоды, в то время как реальный ущерб подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов. В.В. Витрянский поясняет, что на всех стадиях дела о банкротстве, вплоть до конкурсного производства, не должны учитываться дополнительные обязательства, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением денежного долгового обязательства, и прежде всего меры ответственности, подлежащие применению к должнику в связи с нарушением этого обязательства, - неустойки (штрафы, пени) и убытки <88>. Позиция законодателя является последовательной и получила свое развитие еще с нормы ГК РФ, устанавливающей очередность погашения требований по денежному обязательству. Согласно статье 319 ГК РФ сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга. Верховный Суд РФ в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ <89> разъяснил данное положение: "по смыслу статьи 319 ГК РФ под упомянутыми в ней процентами понимаются проценты, являющиеся платой за пользование денежными средствами (например, статьи 317.1, 809, 823 ГК РФ). Проценты, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности, например, проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, к указанным в статье 319 ГК РФ процентам не относятся и погашаются после суммы основного долга.