Требование о прекращении противоправных действий
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование о прекращении противоправных действий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19.3 "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации" КоАП РФ"Согласно протоколу об административном правонарушении, составленном инспектором ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Новокубанскому району ФИО2, ФИО3 воспрепятствовала исполнению им служебных обязанностей, а именно отказывалась пройти в служебный автомобиль, размахивая руками, хваталась за форменную одежду, пыталась убежать, на законное требование прекратить противоправные действия не реагировала, то есть оказала неповиновение законному требованию сотрудника полиции, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.3.3 "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации" КоАП РФ"Из представленных материалов следует, что 21 сентября 2022 года в 21 час 50 минут, Б., находясь в составе группы граждан, не менее 500 человек, осуществлял шествие с <адрес>, и, находясь по вышеуказанному адресу в общественном месте, скандировал лозунги тематического содержания направленные против Вооруженных сил Российской Федерации, привлекая тем самым внимание неограниченного круга лиц, а также средств массовой информации, на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий не реагировал, то есть осуществил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации. Действия Б. не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Таким образом, фактически речь идет о требовании прекращения противоправных действий, реализуемом в рамках специального правового режима (федерального государственного контроля (надзора)), то есть требовании, имеющем иную правовую природу, нежели рассмотренное выше требование о прекращении противоправных действий, реализуемое при выполнении "общеполицейских" задач, в том числе в рамках общего надзора за участниками дорожного движения <100>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Таким образом, фактически речь идет о требовании прекращения противоправных действий, реализуемом в рамках специального правового режима (федерального государственного контроля (надзора)), то есть требовании, имеющем иную правовую природу, нежели рассмотренное выше требование о прекращении противоправных действий, реализуемое при выполнении "общеполицейских" задач, в том числе в рамках общего надзора за участниками дорожного движения <100>.
Статья: Патентная система КНР: ее развитие и особенности патентования изобретений и полезных моделей
(Негуляев Г.А., Дарина О.Н.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Защита прав. При обнаружении фактов нарушения патентных прав патентовладельцу рекомендуется незамедлительно принять соответствующие меры, которые могут включать направление нарушителю письма с требованием о прекращении противоправных действий (cease-and-desist letter), предложение о заключении лицензионного соглашения во избежание судебного преследования или возбуждение судебного дела [10].
(Негуляев Г.А., Дарина О.Н.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Защита прав. При обнаружении фактов нарушения патентных прав патентовладельцу рекомендуется незамедлительно принять соответствующие меры, которые могут включать направление нарушителю письма с требованием о прекращении противоправных действий (cease-and-desist letter), предложение о заключении лицензионного соглашения во избежание судебного преследования или возбуждение судебного дела [10].
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий -
(ред. от 04.11.2025)Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий -
Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об участии граждан в охране общественного порядка"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022)1. Народные дружинники и внештатные сотрудники полиции при исполнении обязанностей народного дружинника или внештатного сотрудника полиции находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
(ред. от 14.07.2022)
"Об участии граждан в охране общественного порядка"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022)1. Народные дружинники и внештатные сотрудники полиции при исполнении обязанностей народного дружинника или внештатного сотрудника полиции находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
Статья: Отдельные аспекты административно-правового принуждения в сфере миграции как метода обеспечения правопорядка
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)а) требование прекратить противоправные действия;
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)а) требование прекратить противоправные действия;
Статья: Квалификационные ошибки и их значение в отдельных элементах состава преступления
(Глазкова Л.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)Другим примером может служить уголовное дело, рассмотренное Бежицким районным судом г. Брянска: "Органами предварительного расследования действия Б. квалифицированы по п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ как грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, совершенное с незаконным проникновением в жилище. В судебном заседании государственный обвинитель полагала необходимым переквалифицировать действия Б. с п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ на п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ, поскольку в судебном заседании установлено, что действия подсудимой носили тайный характер, в момент хищения денежных средств в комнате никого не было, при этом в квартиру потерпевшего она проникла незаконно, против воли последнего. Суд с учетом мнения государственного обвинителя квалифицирует действия Б. по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ как кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенное с незаконным проникновением в жилище. Так, в судебном заседании установлено, что подсудимая Б. путем свободного доступа, незаконно, против воли потерпевшего проникла в жилище и тайно похитила принадлежащие Потерпевшему N 1 денежные средства в сумме 4 000 руб. О тайном хищении чужого имущества свидетельствуют показания потерпевшего (Потерпевший N 1) и свидетеля (Свидетель N 1), которые момент хищения денежных средств не видели, в комнате не находились, требований о прекращении противоправных действий Б. не высказывали" <9>.
(Глазкова Л.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)Другим примером может служить уголовное дело, рассмотренное Бежицким районным судом г. Брянска: "Органами предварительного расследования действия Б. квалифицированы по п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ как грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, совершенное с незаконным проникновением в жилище. В судебном заседании государственный обвинитель полагала необходимым переквалифицировать действия Б. с п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ на п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ, поскольку в судебном заседании установлено, что действия подсудимой носили тайный характер, в момент хищения денежных средств в комнате никого не было, при этом в квартиру потерпевшего она проникла незаконно, против воли последнего. Суд с учетом мнения государственного обвинителя квалифицирует действия Б. по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ как кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенное с незаконным проникновением в жилище. Так, в судебном заседании установлено, что подсудимая Б. путем свободного доступа, незаконно, против воли потерпевшего проникла в жилище и тайно похитила принадлежащие Потерпевшему N 1 денежные средства в сумме 4 000 руб. О тайном хищении чужого имущества свидетельствуют показания потерпевшего (Потерпевший N 1) и свидетеля (Свидетель N 1), которые момент хищения денежных средств не видели, в комнате не находились, требований о прекращении противоправных действий Б. не высказывали" <9>.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)По этому же критерию предложена другая классификация мер административного пресечения, а именно: 1) меры психологического воздействия (требование прекратить противоправные действия); 2) меры имущественного воздействия (изъятие предметов, средств и веществ при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения); 3) меры организационного воздействия (запрещение деятельности объектов разрешительной системы, отстранение от управления транспортными средствами); 4) меры медико-санитарного воздействия (помещение лиц на вытрезвление, прекращение реализации продукции, не соответствующей санитарным правилам) <1>.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)По этому же критерию предложена другая классификация мер административного пресечения, а именно: 1) меры психологического воздействия (требование прекратить противоправные действия); 2) меры имущественного воздействия (изъятие предметов, средств и веществ при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения); 3) меры организационного воздействия (запрещение деятельности объектов разрешительной системы, отстранение от управления транспортными средствами); 4) меры медико-санитарного воздействия (помещение лиц на вытрезвление, прекращение реализации продукции, не соответствующей санитарным правилам) <1>.
Статья: Прогибиторный иск в правовых источниках зарубежного права
(Николаев Р.В.)
("Юрист", 2022, N 10)Для стран англосаксонской правовой семьи характерен специфический неформализованный инструмент превенции нарушения гражданских прав Cease and desist (в переводе - "прекратить и воздержаться") <12>. Данный способ представляет собой письменное требование лица, предполагающего нарушение своих прав, адресованное потенциальному нарушителю прав с целью незамедлительного прекращения действий, которые в перспективе могут нарушить права первого участника гражданских правоотношений. В данном случае адресант предлагает адресату досудебный порядок урегулирования спорной ситуации, в свою очередь, при отказе адресата соблюсти досудебный порядок инициатор имеет право обратиться в суд для защиты своих интересов. Важно отметить, что подобный способ имеет место не только в имущественных правоотношениях и в отношениях собственности, в частности, требование о прекращении противоправных действий также может быть направлено для защиты неимущественных, в том числе личных неимущественных, прав с учетом прецедентного характера англосаксонского права. Кроме того, данную процедуру может инициировать не только лицо, чьи права могут быть нарушены противоправными действиями, но в том числе и третьи лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данная конструкция имеет форму, схожую с обычаем делового оборота, так как не имеет какой-либо законодательной регламентации, кроме того, форма и содержание письма не урегулированы нормами права, соответственно, основной вопрос о сроке, устанавливаемом для прекращения действий, ставших предметом данной процедуры, остается открытым.
(Николаев Р.В.)
("Юрист", 2022, N 10)Для стран англосаксонской правовой семьи характерен специфический неформализованный инструмент превенции нарушения гражданских прав Cease and desist (в переводе - "прекратить и воздержаться") <12>. Данный способ представляет собой письменное требование лица, предполагающего нарушение своих прав, адресованное потенциальному нарушителю прав с целью незамедлительного прекращения действий, которые в перспективе могут нарушить права первого участника гражданских правоотношений. В данном случае адресант предлагает адресату досудебный порядок урегулирования спорной ситуации, в свою очередь, при отказе адресата соблюсти досудебный порядок инициатор имеет право обратиться в суд для защиты своих интересов. Важно отметить, что подобный способ имеет место не только в имущественных правоотношениях и в отношениях собственности, в частности, требование о прекращении противоправных действий также может быть направлено для защиты неимущественных, в том числе личных неимущественных, прав с учетом прецедентного характера англосаксонского права. Кроме того, данную процедуру может инициировать не только лицо, чьи права могут быть нарушены противоправными действиями, но в том числе и третьи лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данная конструкция имеет форму, схожую с обычаем делового оборота, так как не имеет какой-либо законодательной регламентации, кроме того, форма и содержание письма не урегулированы нормами права, соответственно, основной вопрос о сроке, устанавливаемом для прекращения действий, ставших предметом данной процедуры, остается открытым.
Статья: Развитие учения И.И. Веремеенко о соотношении контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности в области дорожного движения
(Антонов С.Н., Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Для легализации постоянного рейда в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения целесообразно предусмотреть возможность его применения в ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и в Положении о ФГКН в ОБДД. Это позволит оперативно вне рамок проведения КНМ привлекать к административной ответственности хозяйствующие субъекты, нарушающие ОТ, по ст. 12.34 КоАП РФ. В случае необходимости применения в рамках постоянного рейда иных мер реагирования (предписания, представления, требования о прекращении противоправных действий и др.) следует внести соответствующие изменения в ст. 90 Федерального закона N 248-ФЗ, а особенности их реализации предусмотреть в указанных выше правовых актах.
(Антонов С.Н., Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Для легализации постоянного рейда в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения целесообразно предусмотреть возможность его применения в ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и в Положении о ФГКН в ОБДД. Это позволит оперативно вне рамок проведения КНМ привлекать к административной ответственности хозяйствующие субъекты, нарушающие ОТ, по ст. 12.34 КоАП РФ. В случае необходимости применения в рамках постоянного рейда иных мер реагирования (предписания, представления, требования о прекращении противоправных действий и др.) следует внести соответствующие изменения в ст. 90 Федерального закона N 248-ФЗ, а особенности их реализации предусмотреть в указанных выше правовых актах.
Ситуация: Кто является надлежащим истцом по делу о защите прав потребителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом требования о признании действий ответчика противоправными или о прекращении его противоправных действий могут быть заявлены в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей (ст. 1065 ГК РФ; ст. ст. 45, 46 Закона N 2300-1; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом требования о признании действий ответчика противоправными или о прекращении его противоправных действий могут быть заявлены в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей (ст. 1065 ГК РФ; ст. ст. 45, 46 Закона N 2300-1; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Так, A, действуя с прямым умыслом, направленным на унижение чести и достоинства участника судебного разбирательства и подрыв авторитета судебной власти, публично выражалась в адрес судьи, участвующего в отправлении правосудия, прямой грубой нецензурной бранью, неприличными высказываниями. На неоднократные законные требования прекратить свои противоправные действия в отношении судьи не реагировала. Словесно-смысловые конструкции оценочного характера, употребленные A, содержали прямое оскорбление личных качеств судьи, негативно-отрицательную оценку судьи как представителя власти, подрывали престиж судьи как участника процесса, противоречили правилам поведения, принятым в обществе; использованная A лексика наносит ущерб чести и достоинству личности, словесные выражения являются циничными и беспринципными, т.е. свидетельствуют о явном пренебрежении к суду, направлены на дискредитацию общественной оценки профессиональных качеств судьи, подрыв морального престижа суда и судебной власти в целом <72>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Так, A, действуя с прямым умыслом, направленным на унижение чести и достоинства участника судебного разбирательства и подрыв авторитета судебной власти, публично выражалась в адрес судьи, участвующего в отправлении правосудия, прямой грубой нецензурной бранью, неприличными высказываниями. На неоднократные законные требования прекратить свои противоправные действия в отношении судьи не реагировала. Словесно-смысловые конструкции оценочного характера, употребленные A, содержали прямое оскорбление личных качеств судьи, негативно-отрицательную оценку судьи как представителя власти, подрывали престиж судьи как участника процесса, противоречили правилам поведения, принятым в обществе; использованная A лексика наносит ущерб чести и достоинству личности, словесные выражения являются циничными и беспринципными, т.е. свидетельствуют о явном пренебрежении к суду, направлены на дискредитацию общественной оценки профессиональных качеств судьи, подрыв морального престижа суда и судебной власти в целом <72>.
Статья: Административно-правовое противодействие чрезмерному употреблению алкоголя как метод охраны здоровья населения
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Согласимся с мнением тех, кто говорит о низкой эффективности применения данной меры в силу специфики психики несовершеннолетних <16>. Схожесть с официальным предостережением имеет требование о прекращении противоправных действий (употребления алкоголя в данном случае), но оно таковым не является, так как они регулируются разными пунктами ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <17> - 1 и 12 соответственно.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Согласимся с мнением тех, кто говорит о низкой эффективности применения данной меры в силу специфики психики несовершеннолетних <16>. Схожесть с официальным предостережением имеет требование о прекращении противоправных действий (употребления алкоголя в данном случае), но оно таковым не является, так как они регулируются разными пунктами ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <17> - 1 и 12 соответственно.