Требование кик
Подборка наиболее важных документов по запросу Требование кик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25.14 "Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. п. 1, 3, 7 ст. 25.13, п. п. 1 - 3, 5 - 8 ст. 25.14 НК РФ, поскольку они позволяют признать физическое лицо контролирующим иностранную компанию в случае, когда назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор) данной организации. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что предусмотренный правовой механизм уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, как и порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами, направлен на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях и тем самым на установление обстоятельств, влияющих на действительный размер налоговых обязательств налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, а нахождение контролируемой иностранной компании в процессе ликвидации не исключает возникновение у контролирующего лица налоговых обязательств в соответствии с требованиями законодательства РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. п. 1, 3, 7 ст. 25.13, п. п. 1 - 3, 5 - 8 ст. 25.14 НК РФ, поскольку они позволяют признать физическое лицо контролирующим иностранную компанию в случае, когда назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор) данной организации. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что предусмотренный правовой механизм уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, как и порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами, направлен на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях и тем самым на установление обстоятельств, влияющих на действительный размер налоговых обязательств налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, а нахождение контролируемой иностранной компании в процессе ликвидации не исключает возникновение у контролирующего лица налоговых обязательств в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25.13 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. п. 1, 3, 7 ст. 25.13, п. п. 1 - 3, 5 - 8 ст. 25.14 НК РФ, поскольку они позволяют признать физическое лицо контролирующим иностранную компанию в случае, когда назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор) данной организации. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что предусмотренный правовой механизм уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, как и порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами, направлен на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях и тем самым на установление обстоятельств, влияющих на действительный размер налоговых обязательств налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, а нахождение контролируемой иностранной компании в процессе ликвидации не исключает возникновение у контролирующего лица налоговых обязательств в соответствии с требованиями законодательства РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. п. 1, 3, 7 ст. 25.13, п. п. 1 - 3, 5 - 8 ст. 25.14 НК РФ, поскольку они позволяют признать физическое лицо контролирующим иностранную компанию в случае, когда назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор) данной организации. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что предусмотренный правовой механизм уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, как и порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами, направлен на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях и тем самым на установление обстоятельств, влияющих на действительный размер налоговых обязательств налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, а нахождение контролируемой иностранной компании в процессе ликвидации не исключает возникновение у контролирующего лица налоговых обязательств в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Контролируемые иностранные компании: порядок признания и обязанности контролирующих лиц
(КонсультантПлюс, 2025)В этом случае налоговый орган направляет налогоплательщику требование представить уведомление о КИК. Срок устанавливает налоговый орган. Он не может быть менее 30 дней с даты получения требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В этом случае налоговый орган направляет налогоплательщику требование представить уведомление о КИК. Срок устанавливает налоговый орган. Он не может быть менее 30 дней с даты получения требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ).
Статья: Перспективы развития российского законодательства о контролируемых иностранных компаниях
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Основной тенденцией последних лет в сфере развития законодательства о контролируемых иностранных компаниях в Российской Федерации является ужесточение требований к контролирующим лицам <8>. В наибольшей степени это затрагивает интересы владельцев долей в капитале небольших иностранных организаций. Этот тренд весьма характерно демонстрируют поправки в Налоговый кодекс РФ, вступившие в силу в 2021 г. <9> Требование об обязательном представлении в налоговые органы финансовой отчетности КИК (а в ряде случаев и аудиторского заключения) теперь распространяется на все компании, независимо от их финансовых результатов. До 2021 года подача отчетности КИК с прибылью ниже порогового значения для целей налогообложения не была обязательной. Кроме того, в пять раз увеличился штраф за непредставление ежегодного уведомления о контролируемых иностранных компаниях со 100 тыс. до 500 тыс. руб. Введен также и дополнительный штраф за непредставление финансовой отчетности КИК по требованию налогового органа в размере 1 млн руб.
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Основной тенденцией последних лет в сфере развития законодательства о контролируемых иностранных компаниях в Российской Федерации является ужесточение требований к контролирующим лицам <8>. В наибольшей степени это затрагивает интересы владельцев долей в капитале небольших иностранных организаций. Этот тренд весьма характерно демонстрируют поправки в Налоговый кодекс РФ, вступившие в силу в 2021 г. <9> Требование об обязательном представлении в налоговые органы финансовой отчетности КИК (а в ряде случаев и аудиторского заключения) теперь распространяется на все компании, независимо от их финансовых результатов. До 2021 года подача отчетности КИК с прибылью ниже порогового значения для целей налогообложения не была обязательной. Кроме того, в пять раз увеличился штраф за непредставление ежегодного уведомления о контролируемых иностранных компаниях со 100 тыс. до 500 тыс. руб. Введен также и дополнительный штраф за непредставление финансовой отчетности КИК по требованию налогового органа в размере 1 млн руб.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса, освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 129.5 и 129.6 настоящего Кодекса, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях, информация о которых содержится в требовании.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса, освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 129.5 и 129.6 настоящего Кодекса, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях, информация о которых содержится в требовании.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2024 N 259-ФЗ
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)Уточнен порядок определения прибыли или убытка КИК с точки зрения требований к ее финансовой отчетности (подп. 1 п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)Уточнен порядок определения прибыли или убытка КИК с точки зрения требований к ее финансовой отчетности (подп. 1 п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ).
Интервью: Деятельность в ОАЭ, Гонконге, Сингапуре: особенности налоговых систем и смежных корпоративных рисков
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 1)- В.Д.: Контролируемой иностранной компанией (КИК) по российскому законодательству признается иностранная организация, которая не является налоговым резидентом РФ и контролирующими лицами которой являются российские физические лица и организации в статусе налоговых резидентов. Таким образом, требования и последствия декларирования КИК относятся к тем случаям, когда в период владения иностранной организацией физическое лицо признавалось налоговым резидентом РФ, то есть проживало на территории РФ 183 дня и более в течение 12 месяцев подряд. В случае планов по релокации физического лица - конечного бенефициара за рубеж необходимо отметить, что у него остается обязанность соблюсти все нормы законодательства РФ в части уведомления и декларирования прибыли КИК за те периоды, когда он был налоговым резидентом в России (в связи с временным лагом между получением самой прибыли и ее декларацией). Контролирующим лицом КИК при этом признается лицо (физическое или юридическое), доля участия которого в иностранной организации составляет более 25%, доля участия которого в иностранной организации (для физлиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, при совокупной доле участия с другими резидентами РФ - более 50% (если предыдущие условия не соблюдаются: осуществляющее контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга или несовершеннолетних детей). Под контролем над организацией понимается фактическое оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в части распределения прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и/или иными лицами.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 1)- В.Д.: Контролируемой иностранной компанией (КИК) по российскому законодательству признается иностранная организация, которая не является налоговым резидентом РФ и контролирующими лицами которой являются российские физические лица и организации в статусе налоговых резидентов. Таким образом, требования и последствия декларирования КИК относятся к тем случаям, когда в период владения иностранной организацией физическое лицо признавалось налоговым резидентом РФ, то есть проживало на территории РФ 183 дня и более в течение 12 месяцев подряд. В случае планов по релокации физического лица - конечного бенефициара за рубеж необходимо отметить, что у него остается обязанность соблюсти все нормы законодательства РФ в части уведомления и декларирования прибыли КИК за те периоды, когда он был налоговым резидентом в России (в связи с временным лагом между получением самой прибыли и ее декларацией). Контролирующим лицом КИК при этом признается лицо (физическое или юридическое), доля участия которого в иностранной организации составляет более 25%, доля участия которого в иностранной организации (для физлиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, при совокупной доле участия с другими резидентами РФ - более 50% (если предыдущие условия не соблюдаются: осуществляющее контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга или несовершеннолетних детей). Под контролем над организацией понимается фактическое оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в части распределения прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и/или иными лицами.