Травматическое оружие



Подборка наиболее важных документов по запросу Травматическое оружие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые основы государственной политики в отношении оружия самообороны: в поисках баланса публичных и частных интересов
(Шмидт А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)
Исследования в области общественного здравоохранения направлены на изучение факторов танатогенеза - процесса и причин летальности. Очевидно, что летальность определяется тяжестью повреждений, которая должна зависеть от вида применяемого оружия и законодательных ограничений к его кинетической энергии. В соответствии с действующим Федеральным законом "Об оружии" дульная энергия при выстреле из гражданского ОООП не должна превышать 91 Дж. В действительности критериями выступают "проникающая способность (пробивное действие) - способность пули проникать сквозь преграду; останавливающее действие (останавливающая способность) - характеристика пули, определяющая усредненную степень потери противником способности к совершению враждебных действий после попадания в него пули; убойное действие пули - характеристика пули, описывающая вероятность причинения смерти при попадании в живую цель. Останавливающее действие - наиболее показательный критерий, который можно применить для сравнительной оценки эффективности травматического оружия" <30>, которая во многом определяется дистанцией выстрела и областью тела, в которую производится выстрел. По результатам изучения случаев применения оружия самообороны описана "обобщенная модель криминалистической ситуации: потерпевшие в ходе возникшего конфликта неадекватно воспринимают опасность и часто сами провоцируют конфликт, сокращая дистанцию; обороняющийся в нестандартно развивающейся ситуации испытывает дефицит времени на принятие решения и производит выстрел с близкого расстояния в наиболее уязвимые области тела (голову и шею)" <31>.
Статья: Влияние фактических ошибок на оценку уголовно-правовой вины и квалификацию преступлений
(Кораблева С.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)
1. Необоснованная ссылка на ошибку в факте: лицо верит в преступный результат, ссылка на ошибку в факте не является ни оправдывающей, ни смягчающей. Речь идет о ситуации, когда возможность ошибки в факте противоречит объективным обстоятельствам дела либо доказанным мотивам или целям лица. Например, обвиняемый утверждает <22>, что, стреляя, не знал о том факте, что травматическое оружие может быть опасно для жизни (травматическое, т.е. последствием могут быть лишь травмы). При этом он имеет профессиональные знания в отношении обращения с оружием, либо производит десяток выстрелов в голову и грудную клетку с близкого расстояния, либо проверяет состояние потерпевшего и оставляет его без помощи, либо высказывает угрозы причинения смерти, либо иным образом демонстрирует, что верит в возможность причинения смерти и рассчитывает на такой исход. Особенность субъективной компоненты здесь в отличие от осознания неизбежности наступления последствий заключается лишь в том, что лицо вынуждено полагаться на не идеально подходящие для достижения преступного результата орудия и средства. Иными словами, не имея возможности добыть более смертоносное орудие, испытывая страх перед экстремальным поступком или находясь в эмоционально нестабильном состоянии, лицо осознает возможность осечки, но верит и надеется, что сможет достигнуть преступного результата. Вера заменяет собой планирование, а это размывает границы осознания и предвидения. В терминологии российского уголовного права имеет место неопределенный прямой умысел. Вероятность наступления последствий в таких случаях несколько ниже <23>, что характеризует такой умысел как менее опасный. Чем с большей обдуманностью действует человек, тем больше шансов на достижение преступного результата и тем сложнее правоохранительным органам обнаружить совершенное деяние <24>. С моральной точки зрения такой вид знания мало чем отличается от прямоумышленности в силу того, что всегда сочетается с отрицательными целями и мотивами (человек, готовый стрелять в другого из травматического оружия вплоть до смерти за оскорбление, если и заслуживает более мягкого наказания, чем заказной убийца, то лишь с точки зрения отсутствия у него профессионализма). Поэтому целесообразно рассматривать такую ошибку как неизвинительную, однако с поправкой на то, что это прямой внезапно возникший и (или) неопределенный умысел. По аналогии с покушением его установление должно исключать возможность пожизненного лишения свободы и предполагать наказание лица с акцентом не на длительность изоляции, а на развитие социальных навыков общежития, рефлексии и выбор адекватных способов достижения своих целей.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об оружии"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения - 91 Дж. Гражданское оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
показать больше документов