Токийские правила

Подборка наиболее важных документов по запросу Токийские правила (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Аналитический обзор применения положительного опыта использования индивидуальных программ по пробации
(Лещенко С.А., Конунникова В.В., Гвоздева Н.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 3)
Не вызывает сомнений, что благополучная ресоциализация лиц, в отношении которых применяется пробация, является на сегодняшний день основным вектором работы служб пробации в глобальном мире. В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) <2>, которые стали первым универсальным специализированным документом, определившим основные принципы применения альтернативных (не связанных с лишением свободы) наказаний <3>. Следующим этапом развития института пробации на уровне межгосударственных отношений стало принятие Рекомендации CM/Rec(2010)1 Комитета Министров государств - членов Совета Европы правил условно-досрочного освобождения (Приложение 4) <4> (далее - Правила УДО). В 2010 г. на региональном уровне был принят документ, сформулировавший принципы и рекомендации в отношении службы пробации и аналогичных ведомств, исполняющих альтернативные наказания и меры, - Правила Совета Европы о пробации (далее - Правила о пробации) <5>.
Статья: Принцип неотвратимости наказания в уголовно-исполнительном праве: от декларирования к возможности реализации
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)
1. Понятие "злостно уклоняющийся" предусмотрено практически по всем видам наказаний, не связанным с изоляцией от общества, а признание таковым осужденного происходит поэтапно. Такой подход обусловлен Токийскими правилами, согласно которым ни один осужденный не может быть подвергнут мерам взыскания, не будучи предварительно проинформированным о проступке, который ставится ему в вину, и не получив возможности высказаться в свое оправдание <3>. Очевидно, данное международное требование в случае назначения штрафа в качестве наказания выполняется на этапе провозглашения приговора: осужденному разъясняется срок для добровольной уплаты штрафа также судебным приставом, в обязанности которого входит в течение трех дней с момента получения копии приговора начать исполнительное производство и под подпись ознакомить осужденного.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2014 N 5-П
"По делу о проверке конституционности части второй.1 статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кетовского районного суда Курганской области"
Принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 года Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), относящиеся ко всем этапам отправления уголовного правосудия, включая исполнение приговора (правило 2.1), также рекомендуют в целях возвращения правонарушителей к нормальной жизни в обществе широкий выбор альтернативных тюремному заключению мер, в том числе сокращение его срока (правила 9.1 и 9.2), и выражают стремление государств обеспечивать надлежащее соотношение между интересами и правами правонарушителей, их жертв и интересами общества в отношении общественной безопасности и предупреждения преступности (правила 1.4, 3.2, 12.1 и 12.2).
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 N 27-П
"По делу о проверке конституционности статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Эстонской Республики А.Т. Федина"
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 января 2011 года N 9-О-О, уголовно-процессуальный закон, предусматривающий меру пресечения в виде домашнего ареста в качестве альтернативы заключению под стражу, предполагает установление в постановлении или определении суда об избрании данной меры пресечения срока домашнего ареста, который, по смыслу взаимосвязанных положений статей 6.1 и 128 УПК Российской Федерации, должен быть конкретным и разумным; данный вывод согласуется с пунктом 11.1 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятых 14 декабря 1990 года Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН, в котором указывается, что срок действия меры, не связанной с тюремным заключением, не превышает срока, установленного компетентным органом в соответствии с законом.