Тко жк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Тко жк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оплачиваются коммунальные услуги в коммунальной квартире?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). Размер платы рассчитывается исходя из объема потребления коммунальных услуг.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). Размер платы рассчитывается исходя из объема потребления коммунальных услуг.
Ситуация: Каковы особенности перерасчета платежей за коммунальные услуги при их предоставлении с перерывами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изменение размера платы за коммунальные услуги осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом (иным специализированным потребительским кооперативом), а в определенных случаях - ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ч. 5 ст. 157 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изменение размера платы за коммунальные услуги осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом (иным специализированным потребительским кооперативом), а в определенных случаях - ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ч. 5 ст. 157 ЖК РФ).
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 157.2. Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
(ред. от 04.11.2025)Статья 157.2. Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ обращение с ТКО является коммунальной услугой.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ обращение с ТКО является коммунальной услугой.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В 2018 году законодатели реализовали возможность заключения собственниками помещений в МКД, управляемым УК или ТСЖ, прямых договоров с РСО о предоставлении коммунальных услуг (с региональным оператором - об оказании услуг по обращению с ТКО) (ст. 157.2 ЖК РФ, действующая с 03.04.2018). Данная возможность не затрагивает расчеты УК и ТСЖ с РСО в части КР при ИСОИ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В 2018 году законодатели реализовали возможность заключения собственниками помещений в МКД, управляемым УК или ТСЖ, прямых договоров с РСО о предоставлении коммунальных услуг (с региональным оператором - об оказании услуг по обращению с ТКО) (ст. 157.2 ЖК РФ, действующая с 03.04.2018). Данная возможность не затрагивает расчеты УК и ТСЖ с РСО в части КР при ИСОИ.
Готовое решение: Какие доходы не учитываются при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)плата от жильцов за коммунальные услуги, которые оказаны ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с ТКО), если вы - ТСЖ, ТСН, управляющая компания, жилищный или другой специализированный потребительский кооператив (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)плата от жильцов за коммунальные услуги, которые оказаны ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с ТКО), если вы - ТСЖ, ТСН, управляющая компания, жилищный или другой специализированный потребительский кооператив (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Коммунальные платежи включают в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ), которые несут лица пользующиеся жилыми помещениями в многоквартирных домах.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Коммунальные платежи включают в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ), которые несут лица пользующиеся жилыми помещениями в многоквартирных домах.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Таким образом, согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к числу коммунальных услуг. Между тем сам термин "твердые коммунальные отходы" (ТКО) в различных правовых актах определяется по-разному. Кроме того, в некоторых нормативно-правовых актах используются также термины "твердые бытовые отходы" и "отходы производства и потребления".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Таким образом, согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к числу коммунальных услуг. Между тем сам термин "твердые коммунальные отходы" (ТКО) в различных правовых актах определяется по-разному. Кроме того, в некоторых нормативно-правовых актах используются также термины "твердые бытовые отходы" и "отходы производства и потребления".
Статья: Влияние новых угроз безопасности жилого помещения на изменение содержания принципа безопасности жилых помещений
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 1)2. Экологическая угроза. Особую тревожность создает проблема увеличения объемов образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Надвигается экологическая угроза загрязнения городов. За первое полугодие 2023 г. доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в Российской Федерации составила всего 52,9%, на утилизацию - 12,6% <7>. Необходимо внедрять на территории России систему раздельного сбора ТКО и ввести ее в право как обязанность для проживающих в жилом помещении лиц, управляющих организаций и региональных операторов. Кроме того, этот положительный опыт уже известен нашей стране: Н.А. Путинцева, например, анализируя эффективность командно-административной модели экономики СССР, приходит к выводу о важности раздельного сбора мусора, применяемого в стране, существовали унифицированные формы бутылок, упаковочной тары, имелась система сбора макулатуры и металлолома <8>. О.В. Глеба и К.А. Чудакова говорят о необходимости планирования раздельного сбора отходов на этапе подготовки к строительству жилых объектов <9>. М.Г. Гирич и А.Д. Левашенко, изучая принцип раздельного сбора отходов, ссылаясь на зарубежных коллег M. Agovino, M. Cerciello и G. Musella <10>, призывают усилить информированность граждан о целесообразности разделения мусора <11>. R. Gardiner, P. Hajek в своем труде приходят к выводу о безусловной эффективности применения принципа раздельного сбора отходов и его благоприятном влиянии на повышение экологического состояния жилой среды <12>. Хочется присоединиться к выводам ученых о необходимости изучения разработок ученых разных стран о внедрении системы раздельного сбора мусора и его переработке на территории всей России. Здесь наблюдается следующее правовое положение: для регулирования раздельного сбора ТКО уже работающих норм ЖК РФ по оказанию услуги вывоза отходов недостаточно, возникает потребность в моделировании новых норм. Но проблема в том, что новые нормы должны отвечать заложенным в жилищном праве принципам, а принципа экологической безопасности жилого помещения с аспектом обязательного соблюдения раздельного сбора мусора и преобладающей его дальнейшей переработки, а не утилизации в жилищном законодательстве пока нет. Таким образом, необходимо расширять содержание принципа безопасности жилого помещения с учетом развития окружающей человека среды и вносить соответствующие изменения в ЖК РФ, заложив новый базовый принцип, который будет реализовываться в будущем жилищном законодательстве. Необходимо перестроить систему переработки отходов так, чтоб застройщику проще и дешевле было направить отходы от строительства на вторичную переработку, чем утилизировать. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <13> хотя и постоянно обновляется, все еще требует существенной корректировки и дополнения. Кроме того, разрозненность норм об обращении с ТКО требует определенных усилий при работе с ними правоприменителей. Однако для обеспечения экологической, биологической и санитарно-гигиенической безопасности жилого пространства необходимо создать такую систему утилизации и переработки ТКО, которая будет гармонично встроена в экосистему городов, а значит, не нанесет вреда природе.
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 1)2. Экологическая угроза. Особую тревожность создает проблема увеличения объемов образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Надвигается экологическая угроза загрязнения городов. За первое полугодие 2023 г. доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в Российской Федерации составила всего 52,9%, на утилизацию - 12,6% <7>. Необходимо внедрять на территории России систему раздельного сбора ТКО и ввести ее в право как обязанность для проживающих в жилом помещении лиц, управляющих организаций и региональных операторов. Кроме того, этот положительный опыт уже известен нашей стране: Н.А. Путинцева, например, анализируя эффективность командно-административной модели экономики СССР, приходит к выводу о важности раздельного сбора мусора, применяемого в стране, существовали унифицированные формы бутылок, упаковочной тары, имелась система сбора макулатуры и металлолома <8>. О.В. Глеба и К.А. Чудакова говорят о необходимости планирования раздельного сбора отходов на этапе подготовки к строительству жилых объектов <9>. М.Г. Гирич и А.Д. Левашенко, изучая принцип раздельного сбора отходов, ссылаясь на зарубежных коллег M. Agovino, M. Cerciello и G. Musella <10>, призывают усилить информированность граждан о целесообразности разделения мусора <11>. R. Gardiner, P. Hajek в своем труде приходят к выводу о безусловной эффективности применения принципа раздельного сбора отходов и его благоприятном влиянии на повышение экологического состояния жилой среды <12>. Хочется присоединиться к выводам ученых о необходимости изучения разработок ученых разных стран о внедрении системы раздельного сбора мусора и его переработке на территории всей России. Здесь наблюдается следующее правовое положение: для регулирования раздельного сбора ТКО уже работающих норм ЖК РФ по оказанию услуги вывоза отходов недостаточно, возникает потребность в моделировании новых норм. Но проблема в том, что новые нормы должны отвечать заложенным в жилищном праве принципам, а принципа экологической безопасности жилого помещения с аспектом обязательного соблюдения раздельного сбора мусора и преобладающей его дальнейшей переработки, а не утилизации в жилищном законодательстве пока нет. Таким образом, необходимо расширять содержание принципа безопасности жилого помещения с учетом развития окружающей человека среды и вносить соответствующие изменения в ЖК РФ, заложив новый базовый принцип, который будет реализовываться в будущем жилищном законодательстве. Необходимо перестроить систему переработки отходов так, чтоб застройщику проще и дешевле было направить отходы от строительства на вторичную переработку, чем утилизировать. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <13> хотя и постоянно обновляется, все еще требует существенной корректировки и дополнения. Кроме того, разрозненность норм об обращении с ТКО требует определенных усилий при работе с ними правоприменителей. Однако для обеспечения экологической, биологической и санитарно-гигиенической безопасности жилого пространства необходимо создать такую систему утилизации и переработки ТКО, которая будет гармонично встроена в экосистему городов, а значит, не нанесет вреда природе.
Статья: Порядок взыскания задолженности по коммунальным платежам с юридического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).