Тко 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Тко 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Разовый договор оказания услуг (оказание услуг без договора)
(КонсультантПлюс, 2025)...факт оказания истцом [исполнителем - ред.] услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами... в период с ноября 2020 года по июнь 2021 года в отсутствие заключенного сторонами договора подтверждается актами... направленными ответчику.
(КонсультантПлюс, 2025)...факт оказания истцом [исполнителем - ред.] услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами... в период с ноября 2020 года по июнь 2021 года в отсутствие заключенного сторонами договора подтверждается актами... направленными ответчику.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24.7 "Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Доводы общества о том, что датой начала оказания услуг по договору по обращению с ТКО является 10.02.2020 (а не 01.01.2020); срок действия договора должен распространяться на правоотношения, возникшие только после его заключения, подлежат отклонению судом округа, поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. Из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что условия такого договора фактически определены в типовом договоре, подготовленном на основании утвержденной постановлением от 12.11.2016 N 1156 формы. При этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктом 5 Правил N 1156. Компания является региональным оператором по обращению с ТКО по Белореченской зоне (на территории Апшеронского, Белореченского, Туапсинского районов, городов Горячий Ключ, Сочи), приступившей к работе 01.01.2020. Учитывая изложенное с 01.01.2020 у собственников ТКО возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отходы электрического и электронного оборудования: актуальные проблемы текущего правового регулирования и перспективы развития
(Нагайцева Д.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)<1> См.: Форти В., Балде С.П., Кур Р., Бел Г. Глобальный мониторинг электронных отходов 2020: объем, потоки и потенциал циркуляционной экономики. Бонн, Женева и Вена: Университет ООН, Международный союз электросвязи и Международная ассоциация по твердым бытовым отходам, 2020.
(Нагайцева Д.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)<1> См.: Форти В., Балде С.П., Кур Р., Бел Г. Глобальный мониторинг электронных отходов 2020: объем, потоки и потенциал циркуляционной экономики. Бонн, Женева и Вена: Университет ООН, Международный союз электросвязи и Международная ассоциация по твердым бытовым отходам, 2020.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 30.05.2024 N 03-07-07/50134 <Об освобождении от НДС услуг по обращению с ТКО в 2025 году>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)С 2020 года услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами освобождаются от обложения НДС. Будет ли такая льгота предоставлена и в 2025 году, разъяснил Минфин России в Письме от 30.05.2024 N 03-07-07/50134.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)С 2020 года услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами освобождаются от обложения НДС. Будет ли такая льгота предоставлена и в 2025 году, разъяснил Минфин России в Письме от 30.05.2024 N 03-07-07/50134.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Фактические данные. Если вышеуказанные решения не содержат необходимой информации для обоснования стоимости услуг по ТКО, уменьшение можно произвести на основе фактических данных о расходах лица, управляющего МКД, на услуги ТКО по каждому многоквартирному дому (так, при переходе на новую систему обращения с ТКО с 2020 года берутся данные за 2019 год).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Фактические данные. Если вышеуказанные решения не содержат необходимой информации для обоснования стоимости услуг по ТКО, уменьшение можно произвести на основе фактических данных о расходах лица, управляющего МКД, на услуги ТКО по каждому многоквартирному дому (так, при переходе на новую систему обращения с ТКО с 2020 года берутся данные за 2019 год).
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Данная норма устанавливает ответственность за предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. Деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности является лицензируемой (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Такая лицензия необходима для вывоза ТКО, поскольку, по мнению специалистов Минприроды России, в составе ТКО присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности (Информация Минприроды России). В числе лицензионных требований есть наличие транспортных средств, которые должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации (п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона о лицензировании, пп. "б" п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, п. 47 Правил обращения с ТКО, Информация Росприроднадзора).
(КонсультантПлюс, 2025)Данная норма устанавливает ответственность за предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. Деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности является лицензируемой (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Такая лицензия необходима для вывоза ТКО, поскольку, по мнению специалистов Минприроды России, в составе ТКО присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности (Информация Минприроды России). В числе лицензионных требований есть наличие транспортных средств, которые должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации (п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона о лицензировании, пп. "б" п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, п. 47 Правил обращения с ТКО, Информация Росприроднадзора).
Статья: Участие стейкхолдеров в проектном финансировании программ по обращению с ТКО: законодательный и экономический аспекты
(Седаш Т.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)В 2020 г. в мире методом проектного финансирования был реализован 901 проект на сумму 277,6 млрд долл. США, что на 11% меньше уровня предыдущего года. При этом заемные средства, привлеченные с помощью проектного финансирования в сферу обращения с ТКО, в 2020 г. выросли на 648% по сравнению с предыдущим годом (составили 3 592,2 млн долл.), заняв первое место среди финансирования других отраслей экономики и более чем в 6 раз превысив уровень отраслей, находящихся на втором месте - телекоммуникационной отрасли (107%) и промышленности (102%) <5>.
(Седаш Т.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)В 2020 г. в мире методом проектного финансирования был реализован 901 проект на сумму 277,6 млрд долл. США, что на 11% меньше уровня предыдущего года. При этом заемные средства, привлеченные с помощью проектного финансирования в сферу обращения с ТКО, в 2020 г. выросли на 648% по сравнению с предыдущим годом (составили 3 592,2 млн долл.), заняв первое место среди финансирования других отраслей экономики и более чем в 6 раз превысив уровень отраслей, находящихся на втором месте - телекоммуникационной отрасли (107%) и промышленности (102%) <5>.
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)<3> Никитин представил Мишустину предложения по обращению с ТКО // Newsnn.ru. 2020. 30 окт. URL: https://newsnn.ru/news/politics/30-10-2020/nikitin-predstavil-mishustinu-predlozheniya-po-obrascheniyu-s-tko (дата обращения: 17.10.2022).
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)<3> Никитин представил Мишустину предложения по обращению с ТКО // Newsnn.ru. 2020. 30 окт. URL: https://newsnn.ru/news/politics/30-10-2020/nikitin-predstavil-mishustinu-predlozheniya-po-obrascheniyu-s-tko (дата обращения: 17.10.2022).
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<172> См.: распоряжение Правительства РФ от 18.12.2020 N 3410-р "О назначении членов наблюдательного совета публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" // Собрание законодательства РФ. 2020. N 52 (ч. II). Ст. 8938.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<172> См.: распоряжение Правительства РФ от 18.12.2020 N 3410-р "О назначении членов наблюдательного совета публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" // Собрание законодательства РФ. 2020. N 52 (ч. II). Ст. 8938.
Статья: Понятие и правовые основы "зеленой" (низкоуглеродной) экономики
(Закупень Т.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)<14> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" // СЗ РФ. 2020. N 42 (ч. III). Ст. 6622.
(Закупень Т.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)<14> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" // СЗ РФ. 2020. N 42 (ч. III). Ст. 6622.