Тк РФ конфликт интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Тк РФ конфликт интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФВажнейшая практика по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Виды конфликтов интересов, возникающих в ходе деятельности государственной медицинской организации
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Однако имеет место судебная практика и с иным подходом. Заведующий патологоанатомическим отделением - врач-патологоанатом П. был уволен как раз на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. Конфликтом интересов была признана ситуация предоставления П. на безвозмездной основе помещения траурного зала патологоанатомического отделения двум похоронным организациям - ИП ГН (своей жене) и ИП АА <17>. П. не был согласен с увольнением, его позиция основывалась на том, что он не мог быть уволен по указанному основанию, поскольку не является субъектом конфликта интересов. Суд счел данную позицию ошибочной. Данный вывод суда базируется на следующем. Статья 10 Федерального закона N 273-ФЗ позволяет возлагать обязанность по урегулированию конфликта интересов на иных лиц в случаях, предусмотренных конфликтом интересов. Федеральный закон N 323-ФЗ содержит положения, касающиеся урегулирования конфликта интересов медицинскими работниками. Таким образом, медицинские работники являются субъектами, обязанными предпринимать меры по урегулированию конфликта интересов, а значит, к ним может применяться п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. На мой взгляд, такая позиция не совсем верна. Федеральный закон N 323-ФЗ не распространяет на медицинских работников положения ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ. Указанный закон определяет определенную специфичную ситуацию как конфликт интересов с целью защиты интересов пациентов. Именно применительно к данной ситуации у медицинских работников возникает обязанность предпринимать меры по урегулированию конфликта интересов. На основе анализа сложившейся ситуации предоставления П. на безвозмездной основе помещения траурного зала патологоанатомического отделения двум похоронным организациям можно сделать вывод, что это не конфликт интересов в понимании Федерального закона N 323-ФЗ. В данном случае налицо конфликт интересов между ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова" и заведующим патологоанатомическим отделением - врачом-патологоанатомом П. Это пример конфликта интересов, предусмотренного ст. 27 Федерального закона N 7-ФЗ. Суд же не обращался к положениям данного Закона.
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Однако имеет место судебная практика и с иным подходом. Заведующий патологоанатомическим отделением - врач-патологоанатом П. был уволен как раз на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. Конфликтом интересов была признана ситуация предоставления П. на безвозмездной основе помещения траурного зала патологоанатомического отделения двум похоронным организациям - ИП ГН (своей жене) и ИП АА <17>. П. не был согласен с увольнением, его позиция основывалась на том, что он не мог быть уволен по указанному основанию, поскольку не является субъектом конфликта интересов. Суд счел данную позицию ошибочной. Данный вывод суда базируется на следующем. Статья 10 Федерального закона N 273-ФЗ позволяет возлагать обязанность по урегулированию конфликта интересов на иных лиц в случаях, предусмотренных конфликтом интересов. Федеральный закон N 323-ФЗ содержит положения, касающиеся урегулирования конфликта интересов медицинскими работниками. Таким образом, медицинские работники являются субъектами, обязанными предпринимать меры по урегулированию конфликта интересов, а значит, к ним может применяться п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. На мой взгляд, такая позиция не совсем верна. Федеральный закон N 323-ФЗ не распространяет на медицинских работников положения ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ. Указанный закон определяет определенную специфичную ситуацию как конфликт интересов с целью защиты интересов пациентов. Именно применительно к данной ситуации у медицинских работников возникает обязанность предпринимать меры по урегулированию конфликта интересов. На основе анализа сложившейся ситуации предоставления П. на безвозмездной основе помещения траурного зала патологоанатомического отделения двум похоронным организациям можно сделать вывод, что это не конфликт интересов в понимании Федерального закона N 323-ФЗ. В данном случае налицо конфликт интересов между ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова" и заведующим патологоанатомическим отделением - врачом-патологоанатомом П. Это пример конфликта интересов, предусмотренного ст. 27 Федерального закона N 7-ФЗ. Суд же не обращался к положениям данного Закона.
Статья: Как работодателю предотвратить конфликт интересов
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)От кадровиков нередко требуют прописать возможные случаи конфликта интересов в локальных нормативных актах, а также зафиксировать запрет на конфликт интересов в трудовом договоре. Что представляет собой на практике конфликт интересов? И кого можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя? Можно ли привлечь работника к ответственности, если работодатель усматривает конфликт интересов, а сам сотрудник его скрывает?
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)От кадровиков нередко требуют прописать возможные случаи конфликта интересов в локальных нормативных актах, а также зафиксировать запрет на конфликт интересов в трудовом договоре. Что представляет собой на практике конфликт интересов? И кого можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя? Можно ли привлечь работника к ответственности, если работодатель усматривает конфликт интересов, а сам сотрудник его скрывает?
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(ред. от 29.09.2025)Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Установив, что М., в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, суд пришел к правильному выводу о совершении М. дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для его увольнения на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Установив, что М., в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, суд пришел к правильному выводу о совершении М. дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для его увольнения на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).
Статья: Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия
(Слесарев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)- п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ);
(Слесарев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)- п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ);
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)1. Пункт 1 ч. 1 ст. 81 Закона о службе в органах принудительного исполнения согласуется со ст. 81 ТК РФ. В комментируемой норме указывается на то, что при наличии конфликта интересов сотрудник органов принудительного исполнения подлежит увольнению.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)1. Пункт 1 ч. 1 ст. 81 Закона о службе в органах принудительного исполнения согласуется со ст. 81 ТК РФ. В комментируемой норме указывается на то, что при наличии конфликта интересов сотрудник органов принудительного исполнения подлежит увольнению.
Статья: Новые правовые механизмы таможенного контроля: сущность, юридическая природа, перспективы введения
(Бакаева О.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Правовая природа таможенного аудита иная, поскольку он осуществляется независимыми лицами - аудиторами. Полагаем, проведение таможенного аудита нецелесообразно закреплять в качестве формы таможенного контроля; оно не должно возлагаться на таможенную администрацию, так как это приведет к дублированию функций таможенных органов и появлению инструмента, аналогичному таможенной проверке. В данной связи видится недостаточно обоснованной позиция С.В. Новикова, предлагающего, исходя из опыта Китайской Народной Республики, сформировать в центральном аппарате ФТС России обособленное подразделение, занимающееся вопросами организации проведения таможенного аудита <12>. Таможенные аудиторы могли бы занять свободную нишу на рынке услуг и стать частью околотаможенной инфраструктуры наряду с таможенными представителями, таможенными перевозчиками и проч. Как лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, они должны соответствовать законно установленным критериям и быть внесенными в реестр ФТС России. Реализация данного предложения требует внесения в раздел VIII ТК ЕАЭС отдельной главы. В целях сглаживания конфликта интересов в таможенной сфере и переноса акцента с карательной функции юридической ответственности на превентивную формирование новой группы лиц - аудиторов, включенных в околотаможенную инфраструктуру, было бы рациональным.
(Бакаева О.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Правовая природа таможенного аудита иная, поскольку он осуществляется независимыми лицами - аудиторами. Полагаем, проведение таможенного аудита нецелесообразно закреплять в качестве формы таможенного контроля; оно не должно возлагаться на таможенную администрацию, так как это приведет к дублированию функций таможенных органов и появлению инструмента, аналогичному таможенной проверке. В данной связи видится недостаточно обоснованной позиция С.В. Новикова, предлагающего, исходя из опыта Китайской Народной Республики, сформировать в центральном аппарате ФТС России обособленное подразделение, занимающееся вопросами организации проведения таможенного аудита <12>. Таможенные аудиторы могли бы занять свободную нишу на рынке услуг и стать частью околотаможенной инфраструктуры наряду с таможенными представителями, таможенными перевозчиками и проч. Как лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, они должны соответствовать законно установленным критериям и быть внесенными в реестр ФТС России. Реализация данного предложения требует внесения в раздел VIII ТК ЕАЭС отдельной главы. В целях сглаживания конфликта интересов в таможенной сфере и переноса акцента с карательной функции юридической ответственности на превентивную формирование новой группы лиц - аудиторов, включенных в околотаможенную инфраструктуру, было бы рациональным.
Статья: Распространение антикоррупционных стандартов на работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)В последние годы сформировалась судебная практика признания законным увольнения в связи с утратой доверия; суды отклоняют доводы работников, что они не являются специальным субъектом, подпадающим под действие норм ТК РФ и федеральных законов, регулирующих конфликт интересов. Распространенными являются случаи работы родственников (свойственников и при наличии иных отношений) в таких организациях, сопровождающиеся получением необоснованных стимулирующих и иных выплат (например, заведующий муниципального дошкольного учреждения перевела на вакантную должность учителя-дефектолога младшего воспитателя, являющегося родной дочерью <10>; в прямой служебной подчиненности главного бухгалтера службы автомобильных дорог находился ведущий бухгалтер бухгалтерии, являющийся родным братом <11>; главный врач центральной районной больницы при установлении работнику выплат стимулирующего характера за высокое качество работы и ее интенсивность (550% оклада ежемесячно) и за дополнительный объем работы (400, 450 и 650% оклада ежемесячно) создавал исключительные условия оплаты труда в силу личной заинтересованности, обусловленной их близкими неслужебными отношениями) <12>.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)В последние годы сформировалась судебная практика признания законным увольнения в связи с утратой доверия; суды отклоняют доводы работников, что они не являются специальным субъектом, подпадающим под действие норм ТК РФ и федеральных законов, регулирующих конфликт интересов. Распространенными являются случаи работы родственников (свойственников и при наличии иных отношений) в таких организациях, сопровождающиеся получением необоснованных стимулирующих и иных выплат (например, заведующий муниципального дошкольного учреждения перевела на вакантную должность учителя-дефектолога младшего воспитателя, являющегося родной дочерью <10>; в прямой служебной подчиненности главного бухгалтера службы автомобильных дорог находился ведущий бухгалтер бухгалтерии, являющийся родным братом <11>; главный врач центральной районной больницы при установлении работнику выплат стимулирующего характера за высокое качество работы и ее интенсивность (550% оклада ежемесячно) и за дополнительный объем работы (400, 450 и 650% оклада ежемесячно) создавал исключительные условия оплаты труда в силу личной заинтересованности, обусловленной их близкими неслужебными отношениями) <12>.