Типовая форма устава муп
Подборка наиболее важных документов по запросу Типовая форма устава муп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить трудовой договор с руководителем (генеральным директором) организации
(КонсультантПлюс, 2025)Единая форма трудового договора с руководителем МУП не утверждена. Но сверьтесь, в частности, с уставом своего МУП - возможно, в нем есть информация об утверждении формы трудового договора, тогда ориентируйтесь на установленный для вас порядок. Дело в том, что требование использовать утвержденную форму трудового договора с руководителем МУП законом не предусмотрено (в отличие, например, от требования использовать с учетом ч. 4 ст. 275 ТК РФ типовую форму трудового договора с руководителем муниципального учреждения). Полномочия утверждать форму трудового договора с руководителем МУП могут быть у органа местного самоуправления, который в отношении вашего МУП осуществляет функции и полномочия учредителя и права собственника имущества, в том числе назначает на должность вашего руководителя, утверждает устав предприятия. В уставе вашего МУП, в частности, должен быть определен порядок заключения трудового договора с руководителем и, соответственно, может быть предусмотрено требование об использовании специальной формы трудового договора с ним. Такие выводы следуют, например, из ч. 5 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении, п. 1 ст. 2, п. 2, абз. 5, 7 п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 1 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях.
(КонсультантПлюс, 2025)Единая форма трудового договора с руководителем МУП не утверждена. Но сверьтесь, в частности, с уставом своего МУП - возможно, в нем есть информация об утверждении формы трудового договора, тогда ориентируйтесь на установленный для вас порядок. Дело в том, что требование использовать утвержденную форму трудового договора с руководителем МУП законом не предусмотрено (в отличие, например, от требования использовать с учетом ч. 4 ст. 275 ТК РФ типовую форму трудового договора с руководителем муниципального учреждения). Полномочия утверждать форму трудового договора с руководителем МУП могут быть у органа местного самоуправления, который в отношении вашего МУП осуществляет функции и полномочия учредителя и права собственника имущества, в том числе назначает на должность вашего руководителя, утверждает устав предприятия. В уставе вашего МУП, в частности, должен быть определен порядок заключения трудового договора с руководителем и, соответственно, может быть предусмотрено требование об использовании специальной формы трудового договора с ним. Такие выводы следуют, например, из ч. 5 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении, п. 1 ст. 2, п. 2, абз. 5, 7 п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 1 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях.
Вопрос: Об исчислении доходов в целях применения НДС с 01.01.2025 организацией, применяющей УСН, если данная организация в 2024 г. была реорганизована в форме преобразования; об НДС в отношении услуг бани.
(Письмо Минфина России от 27.01.2025 N 03-07-11/6731)Вопрос: В соответствии с постановлением Администрации города МУП 05.08.2024 реорганизовано в форме преобразования в ООО (полное правопреемство).
(Письмо Минфина России от 27.01.2025 N 03-07-11/6731)Вопрос: В соответствии с постановлением Администрации города МУП 05.08.2024 реорганизовано в форме преобразования в ООО (полное правопреемство).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Финансовые отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств, обращаемых в рамках фондов государственных и муниципальных предприятий и учреждений, несмотря на то что регулируются нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах (Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе "Об автономных учреждениях", Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", иных специальных федеральных законах, отдельных положениях бюджетного и налогового законодательства, а также подзаконных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, ведомственных нормативных актах, уставах непосредственно самих предприятий и учреждений), обусловлены они общими принципами и формами осуществления финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также ее функциями и зависят от структуры финансовой системы Российской Федерации как возникающие в связи с функционированием соответствующего звена такой финансовой системы.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Финансовые отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств, обращаемых в рамках фондов государственных и муниципальных предприятий и учреждений, несмотря на то что регулируются нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах (Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе "Об автономных учреждениях", Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", иных специальных федеральных законах, отдельных положениях бюджетного и налогового законодательства, а также подзаконных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, ведомственных нормативных актах, уставах непосредственно самих предприятий и учреждений), обусловлены они общими принципами и формами осуществления финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также ее функциями и зависят от структуры финансовой системы Российской Федерации как возникающие в связи с функционированием соответствующего звена такой финансовой системы.
Статья: Понятие и виды юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 2 ст. 50 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 2 ст. 50 ГК РФ).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Деятельностью по производству и/или реализации продукции занимаются различные субъекты, в основном это коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Правовое положение субъектов в сфере производства и в сфере торговли характеризуется общими правовыми признаками, свойственными субъектам предпринимательской деятельности: коммерческие организации могут основываться на различных формах собственности и создаваться в предусмотренных в ГК РФ (п. 2 ст. 50) организационно-правовых формах; государственные и муниципальные унитарные предприятия, правоспособность которых является специальной, вправе заниматься производственной или торговой деятельностью при условии, что эти виды деятельности предусмотрены в их уставах. Общая правоспособность негосударственных коммерческих организаций, действующих в сфере производства и торговли, дает им возможность быстрее, без внесения изменений в учредительные документы, приспосабливаться к конъюнктуре (соотношению спроса и предложения), производить реструктуризацию производства, заменять устаревшие виды продукции, не пользующиеся спросом, более новыми, отвечающими современным требованиям. Характерной тенденцией в последние десятилетия является, например, конверсия машиностроительных предприятий, под которой понимается переход с выпуска продукции военного или двойного назначения на выпуск гражданских товаров потребительского спроса.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Деятельностью по производству и/или реализации продукции занимаются различные субъекты, в основном это коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Правовое положение субъектов в сфере производства и в сфере торговли характеризуется общими правовыми признаками, свойственными субъектам предпринимательской деятельности: коммерческие организации могут основываться на различных формах собственности и создаваться в предусмотренных в ГК РФ (п. 2 ст. 50) организационно-правовых формах; государственные и муниципальные унитарные предприятия, правоспособность которых является специальной, вправе заниматься производственной или торговой деятельностью при условии, что эти виды деятельности предусмотрены в их уставах. Общая правоспособность негосударственных коммерческих организаций, действующих в сфере производства и торговли, дает им возможность быстрее, без внесения изменений в учредительные документы, приспосабливаться к конъюнктуре (соотношению спроса и предложения), производить реструктуризацию производства, заменять устаревшие виды продукции, не пользующиеся спросом, более новыми, отвечающими современным требованиям. Характерной тенденцией в последние десятилетия является, например, конверсия машиностроительных предприятий, под которой понимается переход с выпуска продукции военного или двойного назначения на выпуск гражданских товаров потребительского спроса.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контроль осуществляют все органы и должностные лица местного самоуправления, поэтому можно провести классификацию по субъектам, осуществляющим местный контроль. Так, в соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения <1>. К формам осуществления контроля представительным органом относятся, в частности, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; утверждение, где это предусмотрено уставами муниципальных образований, структуры местной администрации <2>, положения о местной администрации <3> и положений об органах местной администрации <4>; заслушивание отчетов главы муниципального образования <5>, отчетов, сообщений и информаций главы местной администрации <6>, руководителей структурных подразделений местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений; дача согласия главе местной администрации на назначение заместителей главы местной администрации <7>, руководителей органов местной администрации <8>; направление депутатских запросов руководителям органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений <9> и др.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контроль осуществляют все органы и должностные лица местного самоуправления, поэтому можно провести классификацию по субъектам, осуществляющим местный контроль. Так, в соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения <1>. К формам осуществления контроля представительным органом относятся, в частности, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; утверждение, где это предусмотрено уставами муниципальных образований, структуры местной администрации <2>, положения о местной администрации <3> и положений об органах местной администрации <4>; заслушивание отчетов главы муниципального образования <5>, отчетов, сообщений и информаций главы местной администрации <6>, руководителей структурных подразделений местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений; дача согласия главе местной администрации на назначение заместителей главы местной администрации <7>, руководителей органов местной администрации <8>; направление депутатских запросов руководителям органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений <9> и др.
Статья: Организационно-правовая форма и правовой статус Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации
(Лапина М.А., Ратников Г.А., Туров С.С.)
("Современное право", 2025, N 3)Также в уставе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" можно увидеть наличие дочерних предприятий (например, Государственное унитарное дочернее предприятие "Аэронавигация Юга" ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"), что четко запрещено Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 06.04.2024) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Данный факт полностью исключает возможность сохранения организационно-правовой формы государственного унитарного предприятия за ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
(Лапина М.А., Ратников Г.А., Туров С.С.)
("Современное право", 2025, N 3)Также в уставе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" можно увидеть наличие дочерних предприятий (например, Государственное унитарное дочернее предприятие "Аэронавигация Юга" ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"), что четко запрещено Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 06.04.2024) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Данный факт полностью исключает возможность сохранения организационно-правовой формы государственного унитарного предприятия за ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Статья: Порядок преобразования муниципального унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. п. 5, 6 ст. 37 Закона о приватизации до первого общего собрания участников ООО прежний руководитель МУП назначается директором ООО. Одновременно с утверждением устава определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета), и назначаются его члены и председатель, а также образуется ревизионная комиссия или назначается ревизор общества на период до первого общего собрания (если соответствующие органы предусмотрены уставом общества).
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. п. 5, 6 ст. 37 Закона о приватизации до первого общего собрания участников ООО прежний руководитель МУП назначается директором ООО. Одновременно с утверждением устава определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета), и назначаются его члены и председатель, а также образуется ревизионная комиссия или назначается ревизор общества на период до первого общего собрания (если соответствующие органы предусмотрены уставом общества).
Статья: Переход прав учредителя автономной некоммерческой организации
(Габов А.В.)
("Закон", 2021, N 9)Своеобразную форму перехода прав учредителя содержит Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": здесь права учредителя следуют судьбе имущества - согласно ст. 29 признается такой институт, как изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию). Такая передача влечет изменение устава и считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
(Габов А.В.)
("Закон", 2021, N 9)Своеобразную форму перехода прав учредителя содержит Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": здесь права учредителя следуют судьбе имущества - согласно ст. 29 признается такой институт, как изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию). Такая передача влечет изменение устава и считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
Статья: Реорганизация муниципального унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 31 Закона о предприятиях присоединением к МУП признается прекращение одного или нескольких МУП с переходом их прав и обязанностей к МУП, к которому осуществляется присоединение; собственник имущества МУП принимает решения об утверждении передаточного акта, о внесении изменений и дополнений в устав МУП, к которому осуществляется присоединение, и при необходимости о назначении руководителя этого МУП; при присоединении одного или нескольких МУП к другому МУП к последнему переходят права и обязанности присоединенных МУП в соответствии с передаточным актом. Согласно абз. 3 п. 2 ст. 29 Закона о предприятиях возможно присоединение одного или нескольких МУП.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 31 Закона о предприятиях присоединением к МУП признается прекращение одного или нескольких МУП с переходом их прав и обязанностей к МУП, к которому осуществляется присоединение; собственник имущества МУП принимает решения об утверждении передаточного акта, о внесении изменений и дополнений в устав МУП, к которому осуществляется присоединение, и при необходимости о назначении руководителя этого МУП; при присоединении одного или нескольких МУП к другому МУП к последнему переходят права и обязанности присоединенных МУП в соответствии с передаточным актом. Согласно абз. 3 п. 2 ст. 29 Закона о предприятиях возможно присоединение одного или нескольких МУП.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.