Тест гипотетического монополиста
Подборка наиболее важных документов по запросу Тест гипотетического монополиста (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Категории "цифровая платформа" и "цифровой товарный рынок" для целей конкурентного права
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Применительно к продуктовым границам товарных рынков, когда товар реализуется посредством цифровых платформ, возникают следующие вопросы: могут ли устанавливаться продуктовые границы товарного рынка, если товар поставляется бесплатно? может ли применяться тест гипотетического монополиста при бесплатном товаре? как определить продуктовые границы товарных рынков применительно к владельцам цифровых платформ?
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Применительно к продуктовым границам товарных рынков, когда товар реализуется посредством цифровых платформ, возникают следующие вопросы: могут ли устанавливаться продуктовые границы товарного рынка, если товар поставляется бесплатно? может ли применяться тест гипотетического монополиста при бесплатном товаре? как определить продуктовые границы товарных рынков применительно к владельцам цифровых платформ?
Статья: Острые проблемы конкуренции цифровых платформ на примере исследования поисковых систем
(Бурлакова Ю.Р.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)В случае с "нулевой ценой" остро встает вопрос метода определения границ рынка. Тест гипотетического монополиста (SSNIP) неприменим. Какой же выход из этой ситуации? В публичной дискуссии многие в качестве альтернативы приводят тест гипотетического снижения качества (SSNDQ). Одним из ранних дел, в котором суд вышестоящей инстанции указал на ошибочность применения SSNIP-теста, было дело Qihoo v. Tencent. Верховный народный суд Китая указал, что даже небольшое увеличение цены с нулевой отметки будет непоказательным для целей SSNIP-теста, так как в любом случае является значительным и изменит принцип работы рассматриваемой бизнес-модели <6>. Для целей SSNDQ-теста в расчет были приняты следующие факторы: характеристики продукта, функционал, качество, сложность приобретения продукта и т.д.
(Бурлакова Ю.Р.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)В случае с "нулевой ценой" остро встает вопрос метода определения границ рынка. Тест гипотетического монополиста (SSNIP) неприменим. Какой же выход из этой ситуации? В публичной дискуссии многие в качестве альтернативы приводят тест гипотетического снижения качества (SSNDQ). Одним из ранних дел, в котором суд вышестоящей инстанции указал на ошибочность применения SSNIP-теста, было дело Qihoo v. Tencent. Верховный народный суд Китая указал, что даже небольшое увеличение цены с нулевой отметки будет непоказательным для целей SSNIP-теста, так как в любом случае является значительным и изменит принцип работы рассматриваемой бизнес-модели <6>. Для целей SSNDQ-теста в расчет были приняты следующие факторы: характеристики продукта, функционал, качество, сложность приобретения продукта и т.д.
Нормативные акты
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 7
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"а) тест "гипотетического монополиста";
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"а) тест "гипотетического монополиста";
Статья: Анализ товарного рынка: методологические вопросы правового регулирования в условиях цифровизации экономики
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Не менее актуальным в данном контексте является вопрос выбора методов анализа, применяемых на каждом из его этапов. Порядок N 220 предусматривает обширный инструментарий методов определения географических и продуктовых границ товарного рынка, при этом обоснованность их применения определяется в каждом конкретном случае специалистом антимонопольного органа самостоятельно, то есть является субъективной оценочной категорией. Исключение составляет метод "тест гипотетического монополиста", применение которого не требует обоснований и является обязательным методом исследования рынка, применяемым в редакции Порядка N 220, начиная с 2015 г.
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Не менее актуальным в данном контексте является вопрос выбора методов анализа, применяемых на каждом из его этапов. Порядок N 220 предусматривает обширный инструментарий методов определения географических и продуктовых границ товарного рынка, при этом обоснованность их применения определяется в каждом конкретном случае специалистом антимонопольного органа самостоятельно, то есть является субъективной оценочной категорией. Исключение составляет метод "тест гипотетического монополиста", применение которого не требует обоснований и является обязательным методом исследования рынка, применяемым в редакции Порядка N 220, начиная с 2015 г.
Статья: Антимонопольное регулирование власти покупателя в зарубежных юрисдикциях на примере правопорядка Евросоюза
(Закатаев А.О.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Процесс установления доминирующего положения покупателя в Евросоюзе не отличается существенным образом от анализа доминирования на стороне продавца. В этом случае для определения границ рынка применяется аналог теста гипотетического монополиста (Small but Significant Non-transitory Increase in Price или SSNIP) - тест гипотетического монопсониста (Small but Significant Non-transitory Decrease in Price или SSNDP). Тест гипотетического монопсониста заключается в исследовании возможностей продавца переключиться на других покупателей, если текущие покупатели понизят цену на длительный период времени <6>.
(Закатаев А.О.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Процесс установления доминирующего положения покупателя в Евросоюзе не отличается существенным образом от анализа доминирования на стороне продавца. В этом случае для определения границ рынка применяется аналог теста гипотетического монополиста (Small but Significant Non-transitory Increase in Price или SSNIP) - тест гипотетического монопсониста (Small but Significant Non-transitory Decrease in Price или SSNDP). Тест гипотетического монопсониста заключается в исследовании возможностей продавца переключиться на других покупателей, если текущие покупатели понизят цену на длительный период времени <6>.
Статья: Современные проблемы анализа товарных рынков для целей антимонопольного регулирования
(Егорова М.А., Хохлов Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)В случае дифференцированных продуктов могут возникнуть две проблемы, связанные с определением рынка. Первая касается непрерывности цепочки замещения товаров в тех случаях, когда между ними нет существенных различий или если поставщики равномерно распределены в пределах определенных географических границ <4>. Это затрудняет определение границы рынка с помощью теста гипотетического монополиста. В таких случаях рынки, как правило, определяются широко, что дает небольшие рыночные доли, которые не отражают действительной рыночной власти <5>.
(Егорова М.А., Хохлов Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)В случае дифференцированных продуктов могут возникнуть две проблемы, связанные с определением рынка. Первая касается непрерывности цепочки замещения товаров в тех случаях, когда между ними нет существенных различий или если поставщики равномерно распределены в пределах определенных географических границ <4>. Это затрудняет определение границы рынка с помощью теста гипотетического монополиста. В таких случаях рынки, как правило, определяются широко, что дает небольшие рыночные доли, которые не отражают действительной рыночной власти <5>.
Статья: Аналитический обзор судебных дел, рассмотренных с участием антимонопольного органа
(Вовкивская Л.В., Савостина Е.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 1)Во-первых, суды установили, что рынок имеет многосторонний характер, и установление его продуктовых границ не всегда возможно с использованием метода "тест гипотетического монополиста". Это обусловлено тем, что одна группа потребителей - пользователи - получают услугу бесплатно. Следовательно, взаимозаменяемость этой услуги для них невозможно установить через вопрос о гипотезе повышения цены на данную услугу. В данном случае решающее значение будут иметь определение функциональных свойств товара и поиск заменимых услуг для потребителя по их содержанию.
(Вовкивская Л.В., Савостина Е.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 1)Во-первых, суды установили, что рынок имеет многосторонний характер, и установление его продуктовых границ не всегда возможно с использованием метода "тест гипотетического монополиста". Это обусловлено тем, что одна группа потребителей - пользователи - получают услугу бесплатно. Следовательно, взаимозаменяемость этой услуги для них невозможно установить через вопрос о гипотезе повышения цены на данную услугу. В данном случае решающее значение будут иметь определение функциональных свойств товара и поиск заменимых услуг для потребителя по их содержанию.
Статья: Разъяснения ВС РФ о надлежащей процедуре рассмотрения дел в антимонопольных органах и их применение судами
(Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)На практике же при рассмотрении антимонопольных споров проявляется тенденция судов доверять всецело или преимущественно антимонопольному органу в вопросах экономики, в оценке фактических данных. Эта сфера разрешения споров является достаточно экономически ориентированной для использования специализированных знаний - например, определения границ товарного рынка (продуктовых и географических), в том числе проведения опроса покупателей, теста гипотетического монополиста для этих целей, иных аспектов применения Приказа ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
(Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)На практике же при рассмотрении антимонопольных споров проявляется тенденция судов доверять всецело или преимущественно антимонопольному органу в вопросах экономики, в оценке фактических данных. Эта сфера разрешения споров является достаточно экономически ориентированной для использования специализированных знаний - например, определения границ товарного рынка (продуктовых и географических), в том числе проведения опроса покупателей, теста гипотетического монополиста для этих целей, иных аспектов применения Приказа ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
Интервью: Российский антитраст ищет себя
("Закон", 2024, N 7)ФАС стала обращать внимание и возбуждать дела по факту кратковременного повышения цен. Анализ состояния конкуренции на рынке проводится за определенный период. Так, минимальный временной период анализа в соответствии с Приказом N 220 <5> составляет один год или период существования товарного рынка. Тест гипотетического монополиста тоже оперирует периодом от одного года. Оценку показателей деятельности предприятия, в том числе затрат, компании проводят при наличии отчетности за полный период. Но последние примеры показывают, что ФАС возбуждает дела, когда признаки монопольно высокой цены наблюдаются в течение трех, двух месяцев и даже в более коротких временных промежутках. Это важная тенденция. Устоится ли этот подход в применении норм о монопольно высокой цене - решать судам. С одной стороны, ФАС реагирует на резкий рост цен. С другой стороны, даже если использовать затратный метод, то затраты понятны, когда закрыт полный период.
("Закон", 2024, N 7)ФАС стала обращать внимание и возбуждать дела по факту кратковременного повышения цен. Анализ состояния конкуренции на рынке проводится за определенный период. Так, минимальный временной период анализа в соответствии с Приказом N 220 <5> составляет один год или период существования товарного рынка. Тест гипотетического монополиста тоже оперирует периодом от одного года. Оценку показателей деятельности предприятия, в том числе затрат, компании проводят при наличии отчетности за полный период. Но последние примеры показывают, что ФАС возбуждает дела, когда признаки монопольно высокой цены наблюдаются в течение трех, двух месяцев и даже в более коротких временных промежутках. Это важная тенденция. Устоится ли этот подход в применении норм о монопольно высокой цене - решать судам. С одной стороны, ФАС реагирует на резкий рост цен. С другой стороны, даже если использовать затратный метод, то затраты понятны, когда закрыт полный период.
Статья: Антиконкурентные практики на цифровых рынках и правовые способы их пресечения
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Таким образом, продуктовые и географические границы товарного рынка определяются через взаимозаменяемость для потребителей - готов ли потребитель заменить один товар другим или одну территорию приобретения товара на другую. В целях определения взаимозаменяемости, в соответствии с п. 3.9 и п. 4.6 Приказа ФАС России N 220, по общему правилу надлежит использовать так называемый тест гипотетического монополиста (далее - ТГМ).
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Таким образом, продуктовые и географические границы товарного рынка определяются через взаимозаменяемость для потребителей - готов ли потребитель заменить один товар другим или одну территорию приобретения товара на другую. В целях определения взаимозаменяемости, в соответствии с п. 3.9 и п. 4.6 Приказа ФАС России N 220, по общему правилу надлежит использовать так называемый тест гипотетического монополиста (далее - ТГМ).
Статья: Проблемы определения продуктовых границ товарного рынка на оптовых рынках перепродажи товара
(Малкина Н.Л., Шаститко А.А.)
("Закон", 2021, N 3)Ключевые слова: продуктовые границы рынка, тест гипотетического монополиста, оптовый рынок перепродажи, взаимозаменяемость, опрос потребителей.
(Малкина Н.Л., Шаститко А.А.)
("Закон", 2021, N 3)Ключевые слова: продуктовые границы рынка, тест гипотетического монополиста, оптовый рынок перепродажи, взаимозаменяемость, опрос потребителей.