Территориальная доступность школы
Подборка наиболее важных документов по запросу Территориальная доступность школы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль конституционного правосудия в обеспечении благополучия человека
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Прежде всего благополучие обеспечивается правовыми средствами перераспределения и обеспечения равного доступа к социальным благам и стартовым возможностям, то есть за счет инклюзивности права. Возможность реализовать гарантированные права без лишних преград и обременений, дискриминационных условий также важная составляющая конституционно-правового обеспечения благополучия человека. В этом контексте нельзя не вспомнить Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июля 2020 г. N 39-П <8>, касающееся права ребенка, окончившего девять классов, продолжить обучение в десятых - одиннадцатых классах той же школы, если он не прошел являющийся условием продолжения такого обучения индивидуальный отбор для обучения по профильной (с углубленным изучением отдельных учебных предметов) образовательной программе среднего общего образования. Согласно позиции Суда, положения Закона об образовании <9> в их конституционном смысле обязывают субъекты РФ с учетом их полномочий в области среднего образования создать для учащихся, не прошедших отбор, гарантии получения среднего общего образования в других территориально доступных школах и заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе.
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Прежде всего благополучие обеспечивается правовыми средствами перераспределения и обеспечения равного доступа к социальным благам и стартовым возможностям, то есть за счет инклюзивности права. Возможность реализовать гарантированные права без лишних преград и обременений, дискриминационных условий также важная составляющая конституционно-правового обеспечения благополучия человека. В этом контексте нельзя не вспомнить Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июля 2020 г. N 39-П <8>, касающееся права ребенка, окончившего девять классов, продолжить обучение в десятых - одиннадцатых классах той же школы, если он не прошел являющийся условием продолжения такого обучения индивидуальный отбор для обучения по профильной (с углубленным изучением отдельных учебных предметов) образовательной программе среднего общего образования. Согласно позиции Суда, положения Закона об образовании <9> в их конституционном смысле обязывают субъекты РФ с учетом их полномочий в области среднего образования создать для учащихся, не прошедших отбор, гарантии получения среднего общего образования в других территориально доступных школах и заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- предполагают обязанность органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению нормативно-правовых гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для обучения по образовательным программам среднего общего образования, предполагающим углубленное изучение отдельных учебных предметов, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта РФ (муниципального образования), а также необходимость заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- предполагают обязанность органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению нормативно-правовых гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для обучения по образовательным программам среднего общего образования, предполагающим углубленное изучение отдельных учебных предметов, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта РФ (муниципального образования), а также необходимость заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе;
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2020 года"предполагают обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению нормативно-правовых гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, не прошедших индивидуальный отбор для обучения по профильной образовательной программе, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также необходимость заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе;
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 39-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина"При этом положения части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", позволяющие образовательным организациям устанавливать индивидуальный отбор при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, во всяком случае не могут рассматриваться в системе действующего правового регулирования как основание для лишения возможности продолжения обучения в конкретной общеобразовательной организации обучающихся без предоставления необходимых гарантий получения образования по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в другой общеобразовательной организации субъекта Российской Федерации (муниципального образования), учитывая среди прочего территориальную доступность данной общеобразовательной организации.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина"При этом положения части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", позволяющие образовательным организациям устанавливать индивидуальный отбор при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, во всяком случае не могут рассматриваться в системе действующего правового регулирования как основание для лишения возможности продолжения обучения в конкретной общеобразовательной организации обучающихся без предоставления необходимых гарантий получения образования по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в другой общеобразовательной организации субъекта Российской Федерации (муниципального образования), учитывая среди прочего территориальную доступность данной общеобразовательной организации.
Вопрос: Какими нормативными актами регулируется деятельность детско-юношеской спортивной школы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содействие развитию и обеспечению доступности массового спорта, развитие детско-юношеского спорта (включая школьный спорт) на территориях муниципальных образований относится к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о спорте).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содействие развитию и обеспечению доступности массового спорта, развитие детско-юношеского спорта (включая школьный спорт) на территориях муниципальных образований относится к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о спорте).
Статья: Проблемы применения Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)В то же время реализация норм названного Закона не всегда дает необходимый эффект. Это касается прежде всего тех регионов, где последнее время происходила реорганизация путем объединения школ в одно юридическое лицо, при этом здания объединенных школ находятся иногда на расстоянии нескольких километров. Последнее время отмечаются случаи зачисления ребенка в ГМОО, в которой обучается брат или сестра поступающего, но при этом здание школы, куда направляется ребенок, не совпадает со зданием обучения старших детей. И такое распределение происходит нередко не в силу объективных обстоятельств, а исходя из свободных мест в учебном учреждении. Так, например, в Москве школы зачастую разделены на структурные подразделения, которые совпадают с ранее действовавшими школами, каждое из которых имеет начальные классы, но при этом ребенка зачисляют не в то отделение, где учатся его родственники, а в другое, принадлежащее соответствующей ГМОО. Проблема заключается в том, что под термином ГМОО понимаются не здания школ, а юридическое лицо, в связи с чем формально ребенка принимают в образовательную организацию, где обучаются его СиБ, а фактически не удается достичь реализации права на посещение той же школы по территориальному принципу, на что был направлен Закон. Представляется, что толкование данной ситуации не только с точки зрения обучения в организации, в которой получают образование старшие браться или сестры, но и с точки зрения территориальной доступности при наличии нескольких структурных подразделений организации, находящихся в разной степени удаленности от места жительства детей, должно быть дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" <10>.
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)В то же время реализация норм названного Закона не всегда дает необходимый эффект. Это касается прежде всего тех регионов, где последнее время происходила реорганизация путем объединения школ в одно юридическое лицо, при этом здания объединенных школ находятся иногда на расстоянии нескольких километров. Последнее время отмечаются случаи зачисления ребенка в ГМОО, в которой обучается брат или сестра поступающего, но при этом здание школы, куда направляется ребенок, не совпадает со зданием обучения старших детей. И такое распределение происходит нередко не в силу объективных обстоятельств, а исходя из свободных мест в учебном учреждении. Так, например, в Москве школы зачастую разделены на структурные подразделения, которые совпадают с ранее действовавшими школами, каждое из которых имеет начальные классы, но при этом ребенка зачисляют не в то отделение, где учатся его родственники, а в другое, принадлежащее соответствующей ГМОО. Проблема заключается в том, что под термином ГМОО понимаются не здания школ, а юридическое лицо, в связи с чем формально ребенка принимают в образовательную организацию, где обучаются его СиБ, а фактически не удается достичь реализации права на посещение той же школы по территориальному принципу, на что был направлен Закон. Представляется, что толкование данной ситуации не только с точки зрения обучения в организации, в которой получают образование старшие браться или сестры, но и с точки зрения территориальной доступности при наличии нескольких структурных подразделений организации, находящихся в разной степени удаленности от места жительства детей, должно быть дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" <10>.
Статья: Административно-правовые инструменты повышения доступности и качества медицинской помощи на малых и удаленных территориях
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Внедрение механизма межведомственного административного контроля над исполнением территориальных программ медицинской доступности. Реализация указанных предложений позволит создать нормативно устойчивую, гибкую и адаптированную к реальным условиям систему охраны здоровья, в которой административное право будет выполнять не только регулирующую, но и гарантированно-компенсаторную функцию. Особое значение здесь приобретает способность правовой системы оперативно реагировать на вызовы демографического, инфраструктурного и эпидемиологического характера, формируя условия для фактического выравнивания доступности медицинской помощи вне зависимости от места проживания граждан.
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Внедрение механизма межведомственного административного контроля над исполнением территориальных программ медицинской доступности. Реализация указанных предложений позволит создать нормативно устойчивую, гибкую и адаптированную к реальным условиям систему охраны здоровья, в которой административное право будет выполнять не только регулирующую, но и гарантированно-компенсаторную функцию. Особое значение здесь приобретает способность правовой системы оперативно реагировать на вызовы демографического, инфраструктурного и эпидемиологического характера, формируя условия для фактического выравнивания доступности медицинской помощи вне зависимости от места проживания граждан.
Статья: Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Результаты мониторинга эффективности деятельности высшей школы послужили основанием к принятию решений об укрупнении либо о ликвидации значительного числа вузов (их филиалов), что неминуемо повлияло на организационную доступность образовательных организаций, рассматриваемую в разрезе не только субъектов РФ, но и федеральных округов <27>. При этом оптимизация сети образовательных организаций была связана не только с необходимостью повышения качества образовательной деятельности, но и с демографическими тенденциями, снижением количества выпускников школ и, как следствие, абитуриентов. В связи с этим справедливо отмечается, что меры по реструктуризации сети вузов должны коррелировать с общей низкой территориальной мобильностью населения и наличием "территориального неравенства" доступа к высшему образованию <28>. На общем фоне сокращения количества высших учебных заведений постепенный рост спроса на высшее образование ведет к усугублению проблемы его доступности <29>.
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Результаты мониторинга эффективности деятельности высшей школы послужили основанием к принятию решений об укрупнении либо о ликвидации значительного числа вузов (их филиалов), что неминуемо повлияло на организационную доступность образовательных организаций, рассматриваемую в разрезе не только субъектов РФ, но и федеральных округов <27>. При этом оптимизация сети образовательных организаций была связана не только с необходимостью повышения качества образовательной деятельности, но и с демографическими тенденциями, снижением количества выпускников школ и, как следствие, абитуриентов. В связи с этим справедливо отмечается, что меры по реструктуризации сети вузов должны коррелировать с общей низкой территориальной мобильностью населения и наличием "территориального неравенства" доступа к высшему образованию <28>. На общем фоне сокращения количества высших учебных заведений постепенный рост спроса на высшее образование ведет к усугублению проблемы его доступности <29>.
Статья: О предоставлении земельных участков при комплексном развитии территории по инициативе правообладателей
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 11)В подтверждение этого достаточно привести один пример: земельные участки правообладателей расположены в границах территории КРТ, а улично-дорожная сеть отделяет их от земельного участка, находящегося в публичной собственности, пригодного для размещения школы. В правовых позициях КС РФ неоднократно делался вывод о том, что регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, связано с решениями органов публичной власти в градостроительной сфере, предназначенными обеспечить комфортную окружающую среду, благоприятные условия жизни, транспортную доступность и удобство расположения, в том числе образовательных и медицинских учреждений <30>. В этой взаимосвязи существующее регулирование по предоставлению земельных участков должно содействовать достижению целей КРТ. Соответственно, абсурдно исключать возможность включения в границы территории КРТ земельных участков, которые могут быть использованы для размещения объектов инфраструктуры, содействующих повышению комфортности городской среды, лишь по формальному критерию, каковым является отсутствие у них общих границ с земельными участками правообладателей.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 11)В подтверждение этого достаточно привести один пример: земельные участки правообладателей расположены в границах территории КРТ, а улично-дорожная сеть отделяет их от земельного участка, находящегося в публичной собственности, пригодного для размещения школы. В правовых позициях КС РФ неоднократно делался вывод о том, что регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, связано с решениями органов публичной власти в градостроительной сфере, предназначенными обеспечить комфортную окружающую среду, благоприятные условия жизни, транспортную доступность и удобство расположения, в том числе образовательных и медицинских учреждений <30>. В этой взаимосвязи существующее регулирование по предоставлению земельных участков должно содействовать достижению целей КРТ. Соответственно, абсурдно исключать возможность включения в границы территории КРТ земельных участков, которые могут быть использованы для размещения объектов инфраструктуры, содействующих повышению комфортности городской среды, лишь по формальному критерию, каковым является отсутствие у них общих границ с земельными участками правообладателей.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав детей на получение доступного образования
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)На практике это привело к тому, что в строящихся микрорайонах, проект планировки которых утверждался в минувшие годы, возникла потребность граждан в наличии школ и детских садов в шаговой доступности от места жительства.
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)На практике это привело к тому, что в строящихся микрорайонах, проект планировки которых утверждался в минувшие годы, возникла потребность граждан в наличии школ и детских садов в шаговой доступности от места жительства.
Вопрос: Какие требования предъявляются к проектированию школ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В стесненных условиях сложившейся застройки, при невозможности обустройства места за пределами участка в шаговой доступности, допускается устройство мест посадки-высадки обучающихся на территории общеобразовательной организации, с учетом площади мест посадки-высадки в технико-экономических показателях участка. Въезд для машин посетителей, проезжая часть к местам посадки-высадки должны быть физически отделены от основных путей движения детей по территории школы. Допускается двойное назначение мест посадки-высадки на территории при ограничении въезда транспорта (торжественных построений, места сбора при эвакуации из здания и т.д.).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В стесненных условиях сложившейся застройки, при невозможности обустройства места за пределами участка в шаговой доступности, допускается устройство мест посадки-высадки обучающихся на территории общеобразовательной организации, с учетом площади мест посадки-высадки в технико-экономических показателях участка. Въезд для машин посетителей, проезжая часть к местам посадки-высадки должны быть физически отделены от основных путей движения детей по территории школы. Допускается двойное назначение мест посадки-высадки на территории при ограничении въезда транспорта (торжественных построений, места сбора при эвакуации из здания и т.д.).
Ситуация: Имеют ли граждане право на размещение металлических гаражей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В этом случае металлический тент (гараж) размещается в шаговой доступности от места проживания такого автовладельца. Вместе с тем его установка запрещена, например, на местах прохождения подземных инженерных коммуникаций, в охранных зонах железных и автодорог, на пешеходных дорожках, на газонах, в парковых зонах и прибрежных зонах водоемов, у стен жилых домов, на детских и спортивных площадках, на территории школ и детских садов (п. п. 1, 2 разд. I, п. 1 разд. III Положения, утв. Постановлением главы городского округа Химки МО от 16.07.2007 N 1089).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В этом случае металлический тент (гараж) размещается в шаговой доступности от места проживания такого автовладельца. Вместе с тем его установка запрещена, например, на местах прохождения подземных инженерных коммуникаций, в охранных зонах железных и автодорог, на пешеходных дорожках, на газонах, в парковых зонах и прибрежных зонах водоемов, у стен жилых домов, на детских и спортивных площадках, на территории школ и детских садов (п. п. 1, 2 разд. I, п. 1 разд. III Положения, утв. Постановлением главы городского округа Химки МО от 16.07.2007 N 1089).
Статья: Муниципальная функция: понятие и содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обеспечение условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и спорта, в том числе содействие развитию и обеспечению доступности массового спорта, развитие детско-юношеского спорта (включая школьный спорт), организация и проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципального образования;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обеспечение условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и спорта, в том числе содействие развитию и обеспечению доступности массового спорта, развитие детско-юношеского спорта (включая школьный спорт), организация и проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципального образования;
Статья: Субъектность территории реновации
(Майборода В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Договор о КРТ, регулированию содержания которого посвящены нормы ст. 68, 69 ГрК РФ, представляет собой сделку, подлежащую заключению по результатам торгов (конкурса или аукциона), в которой императивно определено содержание, основанное на презюмируемом наличии документации по планировке территории (далее - ДПТ) для ее исполнения (п. 5 и 7 ч. 4 ст. 68 ГрК РФ). В части, касающейся наличия императивных правил в договоре КРТ, не вызывает сомнений соответствие данного положения норме ст. 422 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем использование наименования "договор" для данной сделки является соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации. Однако особый интерес вызывают именно обязанности сторон договора с одной стороны подготовить проект ДПТ, а со стороны органа публичной власти - утвердить его. Согласно ч. 4 ст. 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории. При этом по смыслу п. 2 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ в проекте планировки территории должны быть сведения об обеспеченности элемента планировочной структуры (либо территории) объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателях территориальной доступности таких объектов для населения.
(Майборода В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Договор о КРТ, регулированию содержания которого посвящены нормы ст. 68, 69 ГрК РФ, представляет собой сделку, подлежащую заключению по результатам торгов (конкурса или аукциона), в которой императивно определено содержание, основанное на презюмируемом наличии документации по планировке территории (далее - ДПТ) для ее исполнения (п. 5 и 7 ч. 4 ст. 68 ГрК РФ). В части, касающейся наличия императивных правил в договоре КРТ, не вызывает сомнений соответствие данного положения норме ст. 422 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем использование наименования "договор" для данной сделки является соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации. Однако особый интерес вызывают именно обязанности сторон договора с одной стороны подготовить проект ДПТ, а со стороны органа публичной власти - утвердить его. Согласно ч. 4 ст. 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории. При этом по смыслу п. 2 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ в проекте планировки территории должны быть сведения об обеспеченности элемента планировочной структуры (либо территории) объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателях территориальной доступности таких объектов для населения.