Тепловая энергия товар или услуга
Подборка наиболее важных документов по запросу Тепловая энергия товар или услуга (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 164 "Налоговые ставки" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что налогоплательщик обязан был включить в налоговую базу по НДС стоимость услуг теплоснабжения со всего объема поставленного товара (теплоэнергии), изначально отраженного в УПД со ставкой НДС 20%.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что налогоплательщик обязан был включить в налоговую базу по НДС стоимость услуг теплоснабжения со всего объема поставленного товара (теплоэнергии), изначально отраженного в УПД со ставкой НДС 20%.
Позиция ВАС РФ: Законный владелец сетей для передачи энергии вправе требовать с лиц, неосновательно ими пользовавшихся, возмещения стоимости использования таких сетей или стоимости услуг по передаче товаров по этим сетям
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13851/09 по делу N А57-1580/08-42
Применимые нормы: ст. ст. 548, 1102, п. 2 ст. 1105 ГК РФПо смыслу ст. ст. 548, 1102, п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, владеющее на законных основаниях сетями, которые неосновательно использовались другими лицами (приобретателями) для передачи энергии, вправе потребовать возмещения стоимости использования приобретателями данных сетей в целях исполнения своих обязательств по снабжению электрической, тепловой энергией или водой либо стоимости услуг по передаче перечисленных товаров по сетям.
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13851/09 по делу N А57-1580/08-42
Применимые нормы: ст. ст. 548, 1102, п. 2 ст. 1105 ГК РФПо смыслу ст. ст. 548, 1102, п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, владеющее на законных основаниях сетями, которые неосновательно использовались другими лицами (приобретателями) для передачи энергии, вправе потребовать возмещения стоимости использования приобретателями данных сетей в целях исполнения своих обязательств по снабжению электрической, тепловой энергией или водой либо стоимости услуг по передаче перечисленных товаров по сетям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение и взыскание потерь тепловой энергии
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пп. "а", "б" п. 18 ст. 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя и оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя являются регулируемыми видами деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги осуществляются по регулируемым ценам (тарифам).
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пп. "а", "б" п. 18 ст. 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя и оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя являются регулируемыми видами деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги осуществляются по регулируемым ценам (тарифам).
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Применяя правила о монопольно низких ценах, следует оценивать, находятся ли эти цены в зоне государственного регулирования. Регулируемые цены должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов, их устанавливающих. Отмена государственного регулирования не означает автоматического отпускания цен. Так, в одном из дел на основании анализа расходов общества, которые учитываются при формировании цены услуги теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара, суд поддержал антимонопольный орган в необходимости оценки затрат компании на производство пара, в том числе в сравнении с периодом, когда отпуск такой энергии осуществлялся по регулируемым ценам. Выяснилось, что затраты на производство в 2019 году несущественно превышали затраты на аналогичную услугу в предыдущем периоде, а цена в 2019 году несопоставима (в разы выше - более чем на 300,66%) с ценой, установленной органом регулирования на 2018 год, при неизменности условий обращения услуги: объема выработки тепловой энергии в виде пара, состава продавцов и покупателей товара, общей конъюнктуры рынка <54>.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Применяя правила о монопольно низких ценах, следует оценивать, находятся ли эти цены в зоне государственного регулирования. Регулируемые цены должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов, их устанавливающих. Отмена государственного регулирования не означает автоматического отпускания цен. Так, в одном из дел на основании анализа расходов общества, которые учитываются при формировании цены услуги теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара, суд поддержал антимонопольный орган в необходимости оценки затрат компании на производство пара, в том числе в сравнении с периодом, когда отпуск такой энергии осуществлялся по регулируемым ценам. Выяснилось, что затраты на производство в 2019 году несущественно превышали затраты на аналогичную услугу в предыдущем периоде, а цена в 2019 году несопоставима (в разы выше - более чем на 300,66%) с ценой, установленной органом регулирования на 2018 год, при неизменности условий обращения услуги: объема выработки тепловой энергии в виде пара, состава продавцов и покупателей товара, общей конъюнктуры рынка <54>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Регулируемые надбавки к тарифам на тепловую энергию (мощность), надбавки к тарифам на товары, услуги организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до окончания периода, на который они установлены.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Регулируемые надбавки к тарифам на тепловую энергию (мощность), надбавки к тарифам на товары, услуги организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до окончания периода, на который они установлены.
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")110. Индексация тарифов (ставок, величин), указанных в пункте 109 настоящего документа, осуществляется на основании заявления об индексации тарифов (ставок, величин), поданного одной из заинтересованных сторон (единой теплоснабжающей организацией, теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией), в случае возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, расчетов за товары и услуги в сфере теплоснабжения на период приостановления вывода из эксплуатации объектов теплоснабжения.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")110. Индексация тарифов (ставок, величин), указанных в пункте 109 настоящего документа, осуществляется на основании заявления об индексации тарифов (ставок, величин), поданного одной из заинтересованных сторон (единой теплоснабжающей организацией, теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией), в случае возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, расчетов за товары и услуги в сфере теплоснабжения на период приостановления вывода из эксплуатации объектов теплоснабжения.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)для целей данной ст. 30 комментируемого Закона объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем признаются основными производственными фондами унитарного предприятия в случае, если выручка унитарного предприятия от реализации товаров, оказания услуг с использованием данных объектов превышает выручку от каждого иного вида деятельности, осуществляемого унитарным предприятием согласно его уставу (п. 1.3).
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)для целей данной ст. 30 комментируемого Закона объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем признаются основными производственными фондами унитарного предприятия в случае, если выручка унитарного предприятия от реализации товаров, оказания услуг с использованием данных объектов превышает выручку от каждого иного вида деятельности, осуществляемого унитарным предприятием согласно его уставу (п. 1.3).
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)В предмет доказывания с учетом вида обязательств подлежат включению следующие обстоятельства: время заключения договора, период выполнения работ, дата оказания услуг <1>, дата фактической поставки товара <2>; в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом <3>, длящееся оказание услуг, а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией (другими товарами; за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), периоды времени, по которым заявлены требования. При этом суду следует исследовать вопрос о том, совпадают ли даты подписания актов с периодом выполнения работ, датами оказания услуг, поставки товара. Для обязательств по возмещению вреда значимым является момент его причинения <4>. Отдельные особенности по различным обязательствам разъяснены в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" <5>; в п. 25, 29.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. N 63 (в отношении реституционных требований).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)В предмет доказывания с учетом вида обязательств подлежат включению следующие обстоятельства: время заключения договора, период выполнения работ, дата оказания услуг <1>, дата фактической поставки товара <2>; в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом <3>, длящееся оказание услуг, а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией (другими товарами; за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), периоды времени, по которым заявлены требования. При этом суду следует исследовать вопрос о том, совпадают ли даты подписания актов с периодом выполнения работ, датами оказания услуг, поставки товара. Для обязательств по возмещению вреда значимым является момент его причинения <4>. Отдельные особенности по различным обязательствам разъяснены в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" <5>; в п. 25, 29.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. N 63 (в отношении реституционных требований).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Российское антимонопольное законодательство в целях борьбы с монополистической деятельностью содержит специальные правила недискриминационного доступа на различные товарные рынки и (или) к товарам, услугам. Например, с 01.03.2022 вступают в силу новые Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя (см. Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115) <1>. Такие правила создаются в целях предупреждения создания дискриминационных условий на определенных рынках.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Российское антимонопольное законодательство в целях борьбы с монополистической деятельностью содержит специальные правила недискриминационного доступа на различные товарные рынки и (или) к товарам, услугам. Например, с 01.03.2022 вступают в силу новые Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя (см. Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115) <1>. Такие правила создаются в целях предупреждения создания дискриминационных условий на определенных рынках.
Статья: Теплоснабжение: понятие, порядок учета, условия поставки
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;