Телемедицинские услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Телемедицинские услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Должны ли врачи - работники организации, оказывающей телемедицинские услуги (дистанционное консультирование без личного приема пациентов), проходить медицинские осмотры?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2025)Вопрос: Должны ли врачи - работники организации, оказывающей телемедицинские услуги (дистанционное консультирование без личного приема пациентов), проходить медицинские осмотры?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2025)Вопрос: Должны ли врачи - работники организации, оказывающей телемедицинские услуги (дистанционное консультирование без личного приема пациентов), проходить медицинские осмотры?
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" в области законодательства в сфере охраны здоровья может быть установлено специальное регулирование, отличающееся от регулирования, предусмотренного положениями настоящего Федерального закона. Такое специальное регулирование устанавливается программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Положения данной программы, устанавливающие условия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, могут изменять или исключать действие положений настоящего Федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено настоящим Федеральным законом, и должны содержать в том числе перечень услуг, включая услуги, оказываемые с применением телемедицинских технологий, в отношении которых будет установлено специальное регулирование, а также вид ответственности, применяемой к субъектам экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, с указанием условий ее наступления.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" в области законодательства в сфере охраны здоровья может быть установлено специальное регулирование, отличающееся от регулирования, предусмотренного положениями настоящего Федерального закона. Такое специальное регулирование устанавливается программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Положения данной программы, устанавливающие условия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, могут изменять или исключать действие положений настоящего Федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено настоящим Федеральным законом, и должны содержать в том числе перечень услуг, включая услуги, оказываемые с применением телемедицинских технологий, в отношении которых будет установлено специальное регулирование, а также вид ответственности, применяемой к субъектам экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, с указанием условий ее наступления.
Вопрос: Организация заключила с частной клиникой, имеющей лицензию на оказание медицинских услуг, договор об оказании медицинской помощи своим работникам в РФ с применением телемедицинских технологий. Освобождаются ли такие медицинские услуги от НДС?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вопрос: Организация заключила с частной клиникой, имеющей лицензию на оказание медицинских услуг, договор об оказании медицинской помощи своим работникам в РФ с применением телемедицинских технологий. Освобождаются ли такие медицинские услуги от НДС?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вопрос: Организация заключила с частной клиникой, имеющей лицензию на оказание медицинских услуг, договор об оказании медицинской помощи своим работникам в РФ с применением телемедицинских технологий. Освобождаются ли такие медицинские услуги от НДС?
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Однобокий подход к квалификации big data в медицинской сфере <2> представляет собой не только доктринальную проблему, но и проблему практического свойства, выявленную, в частности, в сфере заключения и исполнения договора возмездного оказания телемедицинских услуг. В рассматриваемой области сбор, передача и последующая обработка полученной от пациентов информации имеет правовые последствия, от корректного оформления этих отношений зависит правомерность оказания телемедицинской помощи. Данная информация структурируется с помощью "искусственного интеллекта" <3>. Для совершения действий с big data в цифровой медицинской среде невозможно использовать для обработки исключительно обезличенную информацию. Персонифицированность информации о состоянии здоровья пациента, необходимой для наблюдения за ходом и результатами оказания ему медицинской помощи, во многих ситуациях исключает использование обезличенных сведений.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Однобокий подход к квалификации big data в медицинской сфере <2> представляет собой не только доктринальную проблему, но и проблему практического свойства, выявленную, в частности, в сфере заключения и исполнения договора возмездного оказания телемедицинских услуг. В рассматриваемой области сбор, передача и последующая обработка полученной от пациентов информации имеет правовые последствия, от корректного оформления этих отношений зависит правомерность оказания телемедицинской помощи. Данная информация структурируется с помощью "искусственного интеллекта" <3>. Для совершения действий с big data в цифровой медицинской среде невозможно использовать для обработки исключительно обезличенную информацию. Персонифицированность информации о состоянии здоровья пациента, необходимой для наблюдения за ходом и результатами оказания ему медицинской помощи, во многих ситуациях исключает использование обезличенных сведений.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)5 - Назначать какое-либо лечение до проведения медицинского осмотра пациента. Органы здравоохранения могут разработать систему дистанционных (телемедицинских) услуг, уточнив порядок и условия их предоставления.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)5 - Назначать какое-либо лечение до проведения медицинского осмотра пациента. Органы здравоохранения могут разработать систему дистанционных (телемедицинских) услуг, уточнив порядок и условия их предоставления.
Статья: Развитие законодательства о телемедицине: противоречия и тенденции
(Давыдова М.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Статья посвящена правовым аспектам активно развивающейся сферы деятельности, связанной с дистанционным оказанием медицинской помощи (телемедициной). Становление данного института, несмотря на значительный общественный запрос на подобные медицинские услуги, сталкивается с рядом сложностей, в том числе юридических. Эти трудности рассматриваются как следствие противоречий технического или административного характера, последовательно разрешаемых на этапах зарождения телемедицины, ее становления, формирования необходимой для нее нормативной базы, а также реализации уже существующих правовых норм на практике. Идея о том, что противоречия в процессе правового регулирования способны выступить как катализатором развития права, так и препятствием для достижения его целей, иллюстрируется в статье примерами из российского и зарубежного опыта развития телемедицинских услуг. Одним из наиболее значимых противоречий является необходимость одновременной ориентации принимаемых правовых норм на два конкурирующих приоритета: доступность медицинских услуг и их высокое качество. Перспективы развития телемедицины в России и в мире непосредственно зависят от возможности найти инструменты, в том числе юридические, обеспечивающие баланс двух названных приоритетов.
(Давыдова М.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Статья посвящена правовым аспектам активно развивающейся сферы деятельности, связанной с дистанционным оказанием медицинской помощи (телемедициной). Становление данного института, несмотря на значительный общественный запрос на подобные медицинские услуги, сталкивается с рядом сложностей, в том числе юридических. Эти трудности рассматриваются как следствие противоречий технического или административного характера, последовательно разрешаемых на этапах зарождения телемедицины, ее становления, формирования необходимой для нее нормативной базы, а также реализации уже существующих правовых норм на практике. Идея о том, что противоречия в процессе правового регулирования способны выступить как катализатором развития права, так и препятствием для достижения его целей, иллюстрируется в статье примерами из российского и зарубежного опыта развития телемедицинских услуг. Одним из наиболее значимых противоречий является необходимость одновременной ориентации принимаемых правовых норм на два конкурирующих приоритета: доступность медицинских услуг и их высокое качество. Перспективы развития телемедицины в России и в мире непосредственно зависят от возможности найти инструменты, в том числе юридические, обеспечивающие баланс двух названных приоритетов.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Между тем телемедицина - это не только обмен информацией между работниками здравоохранения и использование информационных ресурсов для повышения уровня образования медицинских работников, но и "бесконтактные" диагностика, лечение и профилактика. И этот блок регулирования формируется в рамках законодательства о здравоохранении и смежных отраслей, включая такие институты, как "лицензирование, стандарты оказания телемедицинских услуг, протоколирование и документальное оформление, ответственность медицинской организации, защита прав пациента" <475>. В таких случаях в целях информационной безопасности важно обеспечить соблюдение следующих требований к стационарному телемедицинскому консультативно-диагностическому центру (далее - СТКДЦ) в части информационной безопасности <476>: 1) наличие защиты от несанкционированного доступа к компонентам СТКДЦ и к представляемой информации; 2) наличие средств документирования фактов всех действий операторов; 3) доступ к информации только зарегистрированным пользователям в соответствии с их уровнем полномочий; 4) контроль внешних носителей данных и программного обеспечения на наличие вредоносного программного обеспечения; 5) идентификация носителя данных, верификация и контроль целостности программного обеспечения; 6) отдельный контроль при проведении обновления, модернизации или восстановления программного обеспечения компонентов; 7) применение защищенных протоколов обмена данными (предпочтительнее те протоколы, которые обеспечивают повторный запрос данных в случае их потери и гарантируют целостность передаваемых данных с уведомлением отправителя о результатах передачи; 8) резервное копирование данных; 9) наличие средств обнаружения и пресечения угроз безопасности (включая межсетевые экраны, встроенные средства проверки вводимой информации в соответствии с правилами на допустимые символы, форматы и диапазоны вводимых данных) и др.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Между тем телемедицина - это не только обмен информацией между работниками здравоохранения и использование информационных ресурсов для повышения уровня образования медицинских работников, но и "бесконтактные" диагностика, лечение и профилактика. И этот блок регулирования формируется в рамках законодательства о здравоохранении и смежных отраслей, включая такие институты, как "лицензирование, стандарты оказания телемедицинских услуг, протоколирование и документальное оформление, ответственность медицинской организации, защита прав пациента" <475>. В таких случаях в целях информационной безопасности важно обеспечить соблюдение следующих требований к стационарному телемедицинскому консультативно-диагностическому центру (далее - СТКДЦ) в части информационной безопасности <476>: 1) наличие защиты от несанкционированного доступа к компонентам СТКДЦ и к представляемой информации; 2) наличие средств документирования фактов всех действий операторов; 3) доступ к информации только зарегистрированным пользователям в соответствии с их уровнем полномочий; 4) контроль внешних носителей данных и программного обеспечения на наличие вредоносного программного обеспечения; 5) идентификация носителя данных, верификация и контроль целостности программного обеспечения; 6) отдельный контроль при проведении обновления, модернизации или восстановления программного обеспечения компонентов; 7) применение защищенных протоколов обмена данными (предпочтительнее те протоколы, которые обеспечивают повторный запрос данных в случае их потери и гарантируют целостность передаваемых данных с уведомлением отправителя о результатах передачи; 8) резервное копирование данных; 9) наличие средств обнаружения и пресечения угроз безопасности (включая межсетевые экраны, встроенные средства проверки вводимой информации в соответствии с правилами на допустимые символы, форматы и диапазоны вводимых данных) и др.
Статья: Административно-правовая трансформация: о влиянии на современное понимание и классификацию административно-правовых режимов
(Катинская Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Помимо того что понимание правового режима тесно связано с отраслевой принадлежностью, которая затрудняет определение приоритета конкретного нормативного акта при установлении экстраординарного режима, так еще и некоторые специальные законы (например, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму") не содержат оснований введения специальных административно-правовых режимов <4>. Нормативная правовая база, регулирующая деятельность медицинских организаций, оказалась несостоятельной для быстрого реагирования на пандемию коронавируса из-за недостатков некоторых ключевых аспектов (например, изменение профиля деятельности медучреждений, отсутствие механизмов компенсации выпадающих доходов в рамках обязательного медстрахования, необходимость получения лицензий при временном перепрофилировании медорганизаций и оказании телемедицинских услуг и др.) <5>. В ответ на кризис предпринимается поиск новых подходов к урегулированию нестабильной ситуации, в результате которого наблюдается значительный рост массива региональных и подзаконных актов, требующих дальнейшего анализа. В контексте Т. Куна это соответствует периоду научного кризиса, когда накопленные аномалии вызывают сомнения в доминирующей парадигме.
(Катинская Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Помимо того что понимание правового режима тесно связано с отраслевой принадлежностью, которая затрудняет определение приоритета конкретного нормативного акта при установлении экстраординарного режима, так еще и некоторые специальные законы (например, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму") не содержат оснований введения специальных административно-правовых режимов <4>. Нормативная правовая база, регулирующая деятельность медицинских организаций, оказалась несостоятельной для быстрого реагирования на пандемию коронавируса из-за недостатков некоторых ключевых аспектов (например, изменение профиля деятельности медучреждений, отсутствие механизмов компенсации выпадающих доходов в рамках обязательного медстрахования, необходимость получения лицензий при временном перепрофилировании медорганизаций и оказании телемедицинских услуг и др.) <5>. В ответ на кризис предпринимается поиск новых подходов к урегулированию нестабильной ситуации, в результате которого наблюдается значительный рост массива региональных и подзаконных актов, требующих дальнейшего анализа. В контексте Т. Куна это соответствует периоду научного кризиса, когда накопленные аномалии вызывают сомнения в доминирующей парадигме.
Статья: Продажа имущества банкрота, оплата услуг, покупки на иностранных площадках: как платить налог на прибыль
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 11)Оплата услуг телемедицины по договору ДМС работников
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 11)Оплата услуг телемедицины по договору ДМС работников
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Описание ситуации: ООО заключило договор оказания услуг сроком на 12 месяцев (1 год) с момента оплаты с медицинской организацией, имеющей лицензию на оказание медицинских услуг, предметом которого являются медицинские услуги с применением телемедицинских технологий и организация оказания медицинских и иных услуг для пациентов (работников ООО) по выдаваемым промокодам.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Описание ситуации: ООО заключило договор оказания услуг сроком на 12 месяцев (1 год) с момента оплаты с медицинской организацией, имеющей лицензию на оказание медицинских услуг, предметом которого являются медицинские услуги с применением телемедицинских технологий и организация оказания медицинских и иных услуг для пациентов (работников ООО) по выдаваемым промокодам.
Статья: Перспективы правового регулирования общественных отношений в сфере здравоохранения в условиях применения искусственного интеллекта
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)21. Шалберкина М.Н. Об отдельных проблемах оказания медицинской помощи с применением телемедицинских услуг // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2022. N 6 (94). С. 160 - 170.
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)21. Шалберкина М.Н. Об отдельных проблемах оказания медицинской помощи с применением телемедицинских услуг // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2022. N 6 (94). С. 160 - 170.