Телемедицина омс
Подборка наиболее важных документов по запросу Телемедицина омс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению. Форма N 62 (годовая) (Форма по ОКУД 0609385) (образец заполнения)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о проведении за счет средств обязательного медицинского страхования телемедицинских консультаций в амбулаторных условиях медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России, Минобрнауки России, Управлению делами Президента Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации, в том числе национальными медицинскими исследовательскими центрами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о проведении за счет средств обязательного медицинского страхования телемедицинских консультаций в амбулаторных условиях медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России, Минобрнауки России, Управлению делами Президента Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации, в том числе национальными медицинскими исследовательскими центрами
Форма: Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению. Форма N 62 (годовая) (Форма по ОКУД 0609385)
(Приказ Росстата от 07.10.2024 N 453)Сведения о проведении за счет средств обязательного медицинского страхования телемедицинских консультаций в амбулаторных условиях медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России, Минобрнауки России, Управлению делами Президента Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации, в том числе национальными медицинскими исследовательскими центрами
(Приказ Росстата от 07.10.2024 N 453)Сведения о проведении за счет средств обязательного медицинского страхования телемедицинских консультаций в амбулаторных условиях медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России, Минобрнауки России, Управлению делами Президента Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации, в том числе национальными медицинскими исследовательскими центрами
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О применении системного подхода в правовом регулировании телемедицинских технологий
(Винокурова М.А., Пашнина Т.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Недостатком данной группы источников считаем отсутствие законодательных гарантий предоставления телемедицинских услуг по системе ОМС для лиц, проживающих на географически отдаленных территориях с низкой плотностью населения (например, в районах Крайнего Севера), испытывающих трудности в физическом доступе к получению квалифицированной медицинской помощи.
(Винокурова М.А., Пашнина Т.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Недостатком данной группы источников считаем отсутствие законодательных гарантий предоставления телемедицинских услуг по системе ОМС для лиц, проживающих на географически отдаленных территориях с низкой плотностью населения (например, в районах Крайнего Севера), испытывающих трудности в физическом доступе к получению квалифицированной медицинской помощи.
Статья: Цифровизация системы здравоохранения в период пандемии
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2021, N 1)Еще один вопрос, заслуживающий внимания, - это включение телемедицинских услуг в программы ОМС. На сегодняшний день такие виды медицинских услуг осуществляются в рамках программ добровольного медицинского страхования. Однако, учитывая особенности экономического развития страны, а также территориальные особенности и ряд иных, полагаем, что включение телемедицинских услуг в программы ОМС создаст благоприятные условия для развития отрасли.
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2021, N 1)Еще один вопрос, заслуживающий внимания, - это включение телемедицинских услуг в программы ОМС. На сегодняшний день такие виды медицинских услуг осуществляются в рамках программ добровольного медицинского страхования. Однако, учитывая особенности экономического развития страны, а также территориальные особенности и ряд иных, полагаем, что включение телемедицинских услуг в программы ОМС создаст благоприятные условия для развития отрасли.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 07.10.2024 N 453
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья"Сведения о проведении за счет средств обязательного медицинского страхования телемедицинских консультаций в амбулаторных условиях медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России, Минобрнауки России, Управлению делами Президента Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации, в том числе национальными медицинскими исследовательскими центрами
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья"Сведения о проведении за счет средств обязательного медицинского страхования телемедицинских консультаций в амбулаторных условиях медицинскими организациями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России, Минобрнауки России, Управлению делами Президента Российской Федерации, иным федеральным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации, в том числе национальными медицинскими исследовательскими центрами
Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"5.2.134. порядок и форма представления отчетности о реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, по внедрению телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведению медицинских карт пациентов в электронном виде;
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации"5.2.134. порядок и форма представления отчетности о реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, по внедрению телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведению медицинских карт пациентов в электронном виде;
Статья: К вопросу о телемедицине и не только
(Михайлова А.С.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Еще одним из популярных объектов исследований в рамках всеобщей "цифровизации" является так называемая телемедицина, которая предполагает использование телекоммуникационных технологий, что отражено в ее названии. Данное направление имеет определенную историю нормативно-правового регулирования <17> в нашей стране. Ныне действующий Федеральный закон N 323-ФЗ содержит в ст. 2 и ст. 36.2 понятия "медицинская помощь с применением телемедицинских технологий" и сами "телемедицинские технологии", под которыми понимает информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями; при этом предусматриваются условие идентификации и аутентификации участвующих лиц, возможность документирования совершаемых действий; а само взаимодействие предусмотрено в формах консилиума, консультации (ее цели - профилактика, сбор и анализ жалоб пациента, а также анамнеза, оценка проводимости как дистанционных, так и лечебных мероприятий, принятие решения о необходимости очного приема; корректировка назначенного на очном приеме лечения); наблюдения за состоянием здоровья пациента (согласно п. 4 ст. 36.2). "Телемедицинские технологии" являются частным случаем иного, более широкого понятия - "дистанционное оказание медицинской помощи". Данное направление невозможно признать совершенно новым, более того, наша страна по праву может считаться одним из его первопроходцев. Самые выдающиеся успехи связаны с освоением Союзом Советских Социалистических Республик (а в последующем Россией как его правопреемницей) космического пространства, что выразилось в выделении особого направления - космической медицины (дистанционность в которой крайне важна для сохранения здоровья и поддержания работоспособности космонавтов) <18>, ее "развитие... считается во всем мире основой эффективных дистанционных методов контроля основных систем организма" <19>. Еще одними из важнейших направлений перспективного применения телемедицины являются дальние экспедиции, в том числе полярные <20>, в Антарктику и Арктику. Однако стоит отметить, что это касается всех труднодоступных регионов России и всей Земли. Определенную актуальность сказанному придают цели, провозглашаемые Россией в рамках председательства в Арктическом совете в 2020 - 2023 годах, в частности, это организация международных мероприятий по охране здоровья граждан, развитие телемедицины <21>, содействие туризму <22> в Арктическом регионе (заметим, что туризм, в том числе экстремальный, часто связанный с дальними и сложными маршрутами, а также сфера "спортивной медицины" являются перспективными направлениями для развития дистанционных методов и средств медицины, к тому же не в стороне вопроса остается и сфера диетологии, организации здорового питания). Важные успехи телемедицины отмечаются также в таких сферах, как военная медицина <23> и медицина катастроф <24>. Однако, помимо указанных сфер с ярко выраженной спецификой, применение телемедицины находится и в повседневной жизни. Во-первых, телемедицина начинает проявлять себя в рамках корпоративной социальной ответственности как одно из средств охраны здоровья работников, в целом находит свое место в рамках "медицины труда" (как отмечают специалисты, уже "создана... база для... начала внедрения телекоммуникационных технологий в практику гигиены труда и профпатологии", что касается "проведения и качества предварительных и периодических медицинских осмотров" работников, "диагностики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией", "реабилитации... пострадавших на производстве" <25>). Во-вторых, в исследовательской литературе в качестве перспективных направлений применения телемедицины обычно отмечают: консультации и наблюдение за пациентами в послеоперационный, реабилитационный период; за пациентами, имеющими хронические заболевания, инвалидность; педиатрами за детьми; за беременными женщинами; за гражданами, имеющими проблемы с питанием и весом; за пожилыми людьми. Говоря о многочисленных сферах применения дистанционных технологий и несомненных их плюсах, невозможно не сказать и о проблемах, касающихся реализации, среди таковых эксперты выделяют широкий спектр: экономические, в том числе затрагивающие финансирование; различные проблемы правового характера, касающиеся как пробелов и коллизий в нормативно-правовой базе, так и отдельных вопросов правоприменительной практики; объективный уровень технической оснащенности (к сожалению, во многих случаях недостаточный, в частности, это касается проявляющегося несовершенства технических средств, недостаточного покрытия информационно-телекоммуникационными сетями территорий, недоступности технических средств отдельным категориям граждан); неподготовленность, а в ряде случае и неготовность врачей к применению указанных технологий; неготовность ряда пациентов перейти к активному использованию возможностей телемедицины, в том числе в силу недоверия оказанию медицинской помощи именно в такой форме, и пр. Большое значение в этой связи приобретает вопрос охраны и защиты "врачебной тайны", т.е. сведений о самом факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, о состоянии его здоровья и диагнозе, а также любых иных сведений, полученных при обследовании и лечении (ст. 13 Федерального закона N 323-ФЗ). По всему миру эксперты отмечают наличие существенной проблемы - достаточно высокие риски нарушения конфиденциальности такой информации ввиду недостаточной защищенности каналов телекоммуникационной связи, что проявляется и в сфере телемедицины <26>. Помимо сказанного, следует выделить и еще одну из проблем - отсутствие действенного механизма обеспечения финансовых гарантий на случай причинения вреда пациенту вследствие ненадлежащего оказания или неоказания ему медицинской помощи со стороны медицинских организаций и их персонала. Федеральным законом N 323-ФЗ в ст. 79 предусмотрена обязанность медицинской организации осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи (однако для введения конкретного обязательного страхования необходимо, в силу п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" <27>, принятие специального федерального закона, тем не менее необходимый закон в нашей стране до настоящего времени так и не принят, соответственно, данный вид страхования может осуществляться только как добровольный); при этом в п. 7 ч. 1 ст. 72 закреплено право медицинских и фармацевтических работников на страхование риска своей профессиональной ответственности (таким образом, в данном случае предусмотрена уже не обязательная, а именно добровольная форма страхования). Действующее законодательство предусматривает, что медицинской организацией является юридическое лицо, осуществляющее в качестве основного вида деятельности медицинскую, т.е. профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи. Помимо этого, предусматривается, что такую деятельность может осуществлять либо физическое лицо, имеющее медицинское или иное образование, работающее в медицинской организации по трудовому договору, в обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем (аналогичные самостоятельные нормы посвящены определению статуса фармацевтических организаций и работников). Если обратить внимание на статьи, закрепляющие вопросы страхования ответственности в сфере медицинской деятельности, то очевидным становится наличие двух видов страхования: во-первых, страхования ответственности медицинских (фармацевтических) организаций, во-вторых, профессиональной ответственности медицинских (фармацевтических) работников. С нашей точки зрения, ответственность организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, должна строиться по модели договорной ответственности (на основе договора взаимного оказания услуг), что предопределено самим характером такой деятельности, так как организация осуществляет сложный комплекс мероприятий, большая часть из которых носит управленческий, организационно-обеспечительный характер, цель юридического лица - создать условия для непосредственного и качественного медицинского воздействия на пациента, предоставить для этого необходимые медицинские средства, создать условия для медицинского работника, который мог бы в них наиболее эффективно работать. Для решения этих задач договорный режим правового регулирования, по нашему убеждению, предпочтителен. В отношении страхования профессиональной ответственности медицинского работника следует сказать иное - речь идет о выраженной деликтной ответственности. Это легко может быть проиллюстрировано как самим статусом такого работника, т.е. лица, к которому предъявляются специальные требования, в первую очередь профессиональные, так и характером его деятельности, которая включает непосредственное воздействие на здоровье пациента. В пользу этого же говорит сопряженный с обозначенной темой анализ ст. 1068 <28> (ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником) и 1081 <29> (право регресса к лицу, причинившему вред) Гражданского кодекса Российской Федерации. Мы полагаем, что в случае принятия закона о страховании ответственности медицинских организаций в нем должны быть предусмотрены нормы и касательно страхования профессиональной ответственности; причем таким образом, что в случае осуществления медицинским работником трудовой деятельности в медицинской организации страхование его профессиональной ответственности должно быть частью страхования всей ответственности медицинской организации (как лица, обязанного создавать условия, в том числе финансово-организационные). Обратим внимание на рассматриваемые вопросы, связанные с вышеобозначенными высокотехнологичными видами медицины, с дистанционным осуществлением медицинской деятельности, в том числе в рамках понятия "телемедицина". С уверенностью можно сказать, что обязанность по обеспечению процесса реализации таких технологий не может и не должна лежать на враче или вообще медицинских работниках, это прерогатива медицинских организаций, и от того, как будет организован процесс, в большинстве своем будет зависеть качество той реальной помощи, которую сможет оказать врач. Справедливо замечание И.Э. Шинкаренко в отношении "телемедицины" - ее дальнейшее развитие "неизбежно приведет к росту рисков, связанных как с ошибками врачей, так и со сбоем техники и программного обеспечения, не говоря уже о большой подверженности... интернет-рискам" <30>. Действительно, риски, связанные только с телемедициной, могут быть весьма разнообразны: утрата и повреждение технических средств (в силу различных причин, в том числе ввиду их скрытых производственных недостатков, ненадлежащей эксплуатации и пр.); несанкционированное завладение информацией, ее искажение, подлог, незаконное распространение, ее утрата, а также повреждение и утрата носителей информации; специфические риски телекоммуникационной сети и т.д. Многочисленные риски могут быть реализованы как объективное событие, независимое от воли человека, и как событие, представляющее собой причинение вреда в результате деятельности человека (так называемый человеческий фактор). К тому же в результате реализации разноплановых рисков вред может быть причинен широкому кругу субъектов: и пациенту, и заказчику медицинских услуг, и исполнителю услуг в очной форме (непосредственно взаимодействующему с пациентом), и исполнителю дистанционному (взаимодействующему с коллегами и пациентом дистанционно), причем речь идет как об исполнении со стороны самих медицинских организаций, так и об исполнении со стороны медицинских работников. Все многообразие возможных рисков может порождать необходимость страхования не только ответственности, но и имущества и даже предпринимательского риска. Технический процесс обязывает снова и снова возвращаться к ценности ответственности, к важности правильного понимания "слабой стороны" в любых отношениях, в том числе урегулированных правом; именно поэтому неправильно рассматривать некую профессиональную ответственность врача в отрыве от ответственности медицинской организации, в том числе в целях страхования. К тому же если уж и говорить об этом, то стоит с уверенностью предположить, что развитие технически сложных видов медицины приведет к необходимости развития комплексных видов страхования.
(Михайлова А.С.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Еще одним из популярных объектов исследований в рамках всеобщей "цифровизации" является так называемая телемедицина, которая предполагает использование телекоммуникационных технологий, что отражено в ее названии. Данное направление имеет определенную историю нормативно-правового регулирования <17> в нашей стране. Ныне действующий Федеральный закон N 323-ФЗ содержит в ст. 2 и ст. 36.2 понятия "медицинская помощь с применением телемедицинских технологий" и сами "телемедицинские технологии", под которыми понимает информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями; при этом предусматриваются условие идентификации и аутентификации участвующих лиц, возможность документирования совершаемых действий; а само взаимодействие предусмотрено в формах консилиума, консультации (ее цели - профилактика, сбор и анализ жалоб пациента, а также анамнеза, оценка проводимости как дистанционных, так и лечебных мероприятий, принятие решения о необходимости очного приема; корректировка назначенного на очном приеме лечения); наблюдения за состоянием здоровья пациента (согласно п. 4 ст. 36.2). "Телемедицинские технологии" являются частным случаем иного, более широкого понятия - "дистанционное оказание медицинской помощи". Данное направление невозможно признать совершенно новым, более того, наша страна по праву может считаться одним из его первопроходцев. Самые выдающиеся успехи связаны с освоением Союзом Советских Социалистических Республик (а в последующем Россией как его правопреемницей) космического пространства, что выразилось в выделении особого направления - космической медицины (дистанционность в которой крайне важна для сохранения здоровья и поддержания работоспособности космонавтов) <18>, ее "развитие... считается во всем мире основой эффективных дистанционных методов контроля основных систем организма" <19>. Еще одними из важнейших направлений перспективного применения телемедицины являются дальние экспедиции, в том числе полярные <20>, в Антарктику и Арктику. Однако стоит отметить, что это касается всех труднодоступных регионов России и всей Земли. Определенную актуальность сказанному придают цели, провозглашаемые Россией в рамках председательства в Арктическом совете в 2020 - 2023 годах, в частности, это организация международных мероприятий по охране здоровья граждан, развитие телемедицины <21>, содействие туризму <22> в Арктическом регионе (заметим, что туризм, в том числе экстремальный, часто связанный с дальними и сложными маршрутами, а также сфера "спортивной медицины" являются перспективными направлениями для развития дистанционных методов и средств медицины, к тому же не в стороне вопроса остается и сфера диетологии, организации здорового питания). Важные успехи телемедицины отмечаются также в таких сферах, как военная медицина <23> и медицина катастроф <24>. Однако, помимо указанных сфер с ярко выраженной спецификой, применение телемедицины находится и в повседневной жизни. Во-первых, телемедицина начинает проявлять себя в рамках корпоративной социальной ответственности как одно из средств охраны здоровья работников, в целом находит свое место в рамках "медицины труда" (как отмечают специалисты, уже "создана... база для... начала внедрения телекоммуникационных технологий в практику гигиены труда и профпатологии", что касается "проведения и качества предварительных и периодических медицинских осмотров" работников, "диагностики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией", "реабилитации... пострадавших на производстве" <25>). Во-вторых, в исследовательской литературе в качестве перспективных направлений применения телемедицины обычно отмечают: консультации и наблюдение за пациентами в послеоперационный, реабилитационный период; за пациентами, имеющими хронические заболевания, инвалидность; педиатрами за детьми; за беременными женщинами; за гражданами, имеющими проблемы с питанием и весом; за пожилыми людьми. Говоря о многочисленных сферах применения дистанционных технологий и несомненных их плюсах, невозможно не сказать и о проблемах, касающихся реализации, среди таковых эксперты выделяют широкий спектр: экономические, в том числе затрагивающие финансирование; различные проблемы правового характера, касающиеся как пробелов и коллизий в нормативно-правовой базе, так и отдельных вопросов правоприменительной практики; объективный уровень технической оснащенности (к сожалению, во многих случаях недостаточный, в частности, это касается проявляющегося несовершенства технических средств, недостаточного покрытия информационно-телекоммуникационными сетями территорий, недоступности технических средств отдельным категориям граждан); неподготовленность, а в ряде случае и неготовность врачей к применению указанных технологий; неготовность ряда пациентов перейти к активному использованию возможностей телемедицины, в том числе в силу недоверия оказанию медицинской помощи именно в такой форме, и пр. Большое значение в этой связи приобретает вопрос охраны и защиты "врачебной тайны", т.е. сведений о самом факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, о состоянии его здоровья и диагнозе, а также любых иных сведений, полученных при обследовании и лечении (ст. 13 Федерального закона N 323-ФЗ). По всему миру эксперты отмечают наличие существенной проблемы - достаточно высокие риски нарушения конфиденциальности такой информации ввиду недостаточной защищенности каналов телекоммуникационной связи, что проявляется и в сфере телемедицины <26>. Помимо сказанного, следует выделить и еще одну из проблем - отсутствие действенного механизма обеспечения финансовых гарантий на случай причинения вреда пациенту вследствие ненадлежащего оказания или неоказания ему медицинской помощи со стороны медицинских организаций и их персонала. Федеральным законом N 323-ФЗ в ст. 79 предусмотрена обязанность медицинской организации осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи (однако для введения конкретного обязательного страхования необходимо, в силу п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" <27>, принятие специального федерального закона, тем не менее необходимый закон в нашей стране до настоящего времени так и не принят, соответственно, данный вид страхования может осуществляться только как добровольный); при этом в п. 7 ч. 1 ст. 72 закреплено право медицинских и фармацевтических работников на страхование риска своей профессиональной ответственности (таким образом, в данном случае предусмотрена уже не обязательная, а именно добровольная форма страхования). Действующее законодательство предусматривает, что медицинской организацией является юридическое лицо, осуществляющее в качестве основного вида деятельности медицинскую, т.е. профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи. Помимо этого, предусматривается, что такую деятельность может осуществлять либо физическое лицо, имеющее медицинское или иное образование, работающее в медицинской организации по трудовому договору, в обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем (аналогичные самостоятельные нормы посвящены определению статуса фармацевтических организаций и работников). Если обратить внимание на статьи, закрепляющие вопросы страхования ответственности в сфере медицинской деятельности, то очевидным становится наличие двух видов страхования: во-первых, страхования ответственности медицинских (фармацевтических) организаций, во-вторых, профессиональной ответственности медицинских (фармацевтических) работников. С нашей точки зрения, ответственность организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, должна строиться по модели договорной ответственности (на основе договора взаимного оказания услуг), что предопределено самим характером такой деятельности, так как организация осуществляет сложный комплекс мероприятий, большая часть из которых носит управленческий, организационно-обеспечительный характер, цель юридического лица - создать условия для непосредственного и качественного медицинского воздействия на пациента, предоставить для этого необходимые медицинские средства, создать условия для медицинского работника, который мог бы в них наиболее эффективно работать. Для решения этих задач договорный режим правового регулирования, по нашему убеждению, предпочтителен. В отношении страхования профессиональной ответственности медицинского работника следует сказать иное - речь идет о выраженной деликтной ответственности. Это легко может быть проиллюстрировано как самим статусом такого работника, т.е. лица, к которому предъявляются специальные требования, в первую очередь профессиональные, так и характером его деятельности, которая включает непосредственное воздействие на здоровье пациента. В пользу этого же говорит сопряженный с обозначенной темой анализ ст. 1068 <28> (ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником) и 1081 <29> (право регресса к лицу, причинившему вред) Гражданского кодекса Российской Федерации. Мы полагаем, что в случае принятия закона о страховании ответственности медицинских организаций в нем должны быть предусмотрены нормы и касательно страхования профессиональной ответственности; причем таким образом, что в случае осуществления медицинским работником трудовой деятельности в медицинской организации страхование его профессиональной ответственности должно быть частью страхования всей ответственности медицинской организации (как лица, обязанного создавать условия, в том числе финансово-организационные). Обратим внимание на рассматриваемые вопросы, связанные с вышеобозначенными высокотехнологичными видами медицины, с дистанционным осуществлением медицинской деятельности, в том числе в рамках понятия "телемедицина". С уверенностью можно сказать, что обязанность по обеспечению процесса реализации таких технологий не может и не должна лежать на враче или вообще медицинских работниках, это прерогатива медицинских организаций, и от того, как будет организован процесс, в большинстве своем будет зависеть качество той реальной помощи, которую сможет оказать врач. Справедливо замечание И.Э. Шинкаренко в отношении "телемедицины" - ее дальнейшее развитие "неизбежно приведет к росту рисков, связанных как с ошибками врачей, так и со сбоем техники и программного обеспечения, не говоря уже о большой подверженности... интернет-рискам" <30>. Действительно, риски, связанные только с телемедициной, могут быть весьма разнообразны: утрата и повреждение технических средств (в силу различных причин, в том числе ввиду их скрытых производственных недостатков, ненадлежащей эксплуатации и пр.); несанкционированное завладение информацией, ее искажение, подлог, незаконное распространение, ее утрата, а также повреждение и утрата носителей информации; специфические риски телекоммуникационной сети и т.д. Многочисленные риски могут быть реализованы как объективное событие, независимое от воли человека, и как событие, представляющее собой причинение вреда в результате деятельности человека (так называемый человеческий фактор). К тому же в результате реализации разноплановых рисков вред может быть причинен широкому кругу субъектов: и пациенту, и заказчику медицинских услуг, и исполнителю услуг в очной форме (непосредственно взаимодействующему с пациентом), и исполнителю дистанционному (взаимодействующему с коллегами и пациентом дистанционно), причем речь идет как об исполнении со стороны самих медицинских организаций, так и об исполнении со стороны медицинских работников. Все многообразие возможных рисков может порождать необходимость страхования не только ответственности, но и имущества и даже предпринимательского риска. Технический процесс обязывает снова и снова возвращаться к ценности ответственности, к важности правильного понимания "слабой стороны" в любых отношениях, в том числе урегулированных правом; именно поэтому неправильно рассматривать некую профессиональную ответственность врача в отрыве от ответственности медицинской организации, в том числе в целях страхования. К тому же если уж и говорить об этом, то стоит с уверенностью предположить, что развитие технически сложных видов медицины приведет к необходимости развития комплексных видов страхования.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Настоящий Закон регулирует обязательное страхование гражданской ответственности поставщиков медицинских услуг перед пациентом и иными лицами, которые по закону имеют право на возмещение вреда, а также устанавливает порядок разрешения споров, связанных с осуществлением обязательного страхования.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Настоящий Закон регулирует обязательное страхование гражданской ответственности поставщиков медицинских услуг перед пациентом и иными лицами, которые по закону имеют право на возмещение вреда, а также устанавливает порядок разрешения споров, связанных с осуществлением обязательного страхования.
Статья: К вопросу о правовой регламентации телемедицины: зарубежный опыт, проблемные вопросы и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в рамках экспериментального правового режима не может осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в рамках экспериментального правового режима не может осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3.1. Согласно ч. 2.1 действие требований, установленных ч. 2, может быть изменено или исключено в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения - участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с Программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утв. в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в рамках экспериментального правового режима не может осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3.1. Согласно ч. 2.1 действие требований, установленных ч. 2, может быть изменено или исключено в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения - участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с Программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утв. в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в рамках экспериментального правового режима не может осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования.
Статья: Реализация права на медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий
(Джикия М.Д.)
("Современное право", 2024, N 12)Способность порождать юридические последствия. Если рассмотреть модель законопослушного телемедицинского приема, после осуществления которого доктор отражает его процесс и результаты в медицинской карте пациента и во внутренней локальной документации медицинской организации, сомнений в возникновении юридически значимых последствий не возникает (например, по результатам телеконсультаций больница получает денежные средства из фондов обязательного медицинского страхования). Однако широко предлагаемые сегодня услуги по дистанционному консультированию со стороны частных организаций на платной основе могут и не порождать юридических последствий. Если назначенное без очного приема лечение подействовало и пациенту стало лучше, никто о факте назначения лечения не узнает. В то же время, если лечение назначено неверно и нанесен вред здоровью пациента, у него появляется возможность обратиться в компетентные органы в целях защиты своих нарушенных прав, в связи с чем потенциально возникает множество юридических фактов. По всей видимости, именно отсутствие нормативно закрепленных механизмов разграничения полномочий между пациентом, врачом, провайдером интернет-услуг и медицинской организацией при телемедицинских приемах приводит к тому, что вся ответственность за возможные неблагоприятные последствия ложится на пациента.
(Джикия М.Д.)
("Современное право", 2024, N 12)Способность порождать юридические последствия. Если рассмотреть модель законопослушного телемедицинского приема, после осуществления которого доктор отражает его процесс и результаты в медицинской карте пациента и во внутренней локальной документации медицинской организации, сомнений в возникновении юридически значимых последствий не возникает (например, по результатам телеконсультаций больница получает денежные средства из фондов обязательного медицинского страхования). Однако широко предлагаемые сегодня услуги по дистанционному консультированию со стороны частных организаций на платной основе могут и не порождать юридических последствий. Если назначенное без очного приема лечение подействовало и пациенту стало лучше, никто о факте назначения лечения не узнает. В то же время, если лечение назначено неверно и нанесен вред здоровью пациента, у него появляется возможность обратиться в компетентные органы в целях защиты своих нарушенных прав, в связи с чем потенциально возникает множество юридических фактов. По всей видимости, именно отсутствие нормативно закрепленных механизмов разграничения полномочий между пациентом, врачом, провайдером интернет-услуг и медицинской организацией при телемедицинских приемах приводит к тому, что вся ответственность за возможные неблагоприятные последствия ложится на пациента.
Вопрос: Организация заключила с частной клиникой, имеющей лицензию на оказание медицинских услуг, договор об оказании медицинской помощи своим работникам в РФ с применением телемедицинских технологий. Освобождаются ли такие медицинские услуги от НДС?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Телемедицинские технологии могут использоваться также при оказании иных видов медицинской помощи, указанной в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ (предоставляемой в рамках ОМС): первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи (п. 12 Порядка).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Телемедицинские технологии могут использоваться также при оказании иных видов медицинской помощи, указанной в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ (предоставляемой в рамках ОМС): первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи (п. 12 Порядка).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В связи с вышеизложенным, учитывая стремительное развитие телемедицинских технологий, необходимо разработать и законодательно закрепить механизм оплаты телемедицинской помощи в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в федеральном законодательстве. Кроме того, требуется установить единые нормативы и тарифы оказания консультаций с применением телемедицины и закрепить возможность оказания таких услуг за счет обязательного медицинского страхования.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В связи с вышеизложенным, учитывая стремительное развитие телемедицинских технологий, необходимо разработать и законодательно закрепить механизм оплаты телемедицинской помощи в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в федеральном законодательстве. Кроме того, требуется установить единые нормативы и тарифы оказания консультаций с применением телемедицины и закрепить возможность оказания таких услуг за счет обязательного медицинского страхования.