Таможенные правоотношения
Подборка наиболее важных документов по запросу Таможенные правоотношения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.3 "Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации" КоАП РФ"Апелляционной коллегией не принимаются доводы таможни о том, что совершенные обществом нарушения требований, регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, посягает на установленный порядок соблюдения запретов и ограничений при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС, в рамках введенных в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС в одностороннем порядке мер нетарифного регулирования, что повлекло возникновение угрозы причинения вреда экономической безопасности Российской Федерации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.2 "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров" КоАП РФПравонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок декларирования товаров, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью декларанта, как участника таможенных правоотношений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Правовые основы исчисления сроков в рамках таможенных правоотношений.
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России customs.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России customs.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Статья: Использование документации по трансфертному ценообразованию в спорах с таможенными органами
(Ким А., Халикова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Таким образом, существуют правовые основания для применения консультативных заключений ВТамО, заключений о ТЦО и отчетов о ТЦО в сфере таможенных правоотношений для подтверждения того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не влияет на цену сделки.
(Ким А., Халикова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Таким образом, существуют правовые основания для применения консультативных заключений ВТамО, заключений о ТЦО и отчетов о ТЦО в сфере таможенных правоотношений для подтверждения того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не влияет на цену сделки.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Основным актом законодательства РФ о таможенном регулировании является упомянутый выше Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно ч. 3 ст. 4 которого таможенное регулирование в России осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами России, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и законодательством РФ. В части 3 ст. 4 названного Закона установлено, что порядок ввоза в Россию и вывоза из России наличных денежных средств и (или) денежных инструментов регулируется международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, валютным законодательством РФ и данным Законом.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Основным актом законодательства РФ о таможенном регулировании является упомянутый выше Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно ч. 3 ст. 4 которого таможенное регулирование в России осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами России, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и законодательством РФ. В части 3 ст. 4 названного Закона установлено, что порядок ввоза в Россию и вывоза из России наличных денежных средств и (или) денежных инструментов регулируется международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, валютным законодательством РФ и данным Законом.
Статья: Правовые стимулы в таможенном праве
(Клейменова А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Предметом исследования являются правовые стимулы, регулирующие таможенные правоотношения и побуждающие субъектов внешнеэкономической деятельности к правомерному поведению. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, регулируемые нормами таможенного права. Предметом исследования являются нормы права, стимулирующие лиц, инициирующих перемещение товара и субъектов деятельности в области таможенного дела к добросовестному исполнению таможенного законодательства и взаимовыгодному сотрудничеству с таможенными органами. Актуальность исследования подтверждается Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, согласно которой стратегической целью развития Федеральной таможенной службы называется формирование таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства. Для достижения указанной цели обозначены ориентиры ее достижения, в том числе создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности. В работе использовались общенаучные методы исследования, такие как метод системного анализа и синтеза научных знаний, метод диалектического познания, логический метод, а также сравнительно-правовой и формально-логический методы. В результате проведенного исследования сформулируем следующие основные положения о правовых стимулах, регулирующих таможенные правоотношения: 1. Роль правовых стимулов в таможенном законодательстве будет возрастать, поскольку создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности является одной из стратегических целей Федеральной таможенной службы до 2030 года. Стимулирующие нормы позволяют добиться взаимной выгоды государства и бизнеса, поэтому за ними будущее. 2. К правовым стимулам отнесены: 1) получение статуса УЭО, поскольку при добровольном соблюдении условий включения в реестр УЭО, установленных таможенным законодательством ЕАЭС, юридическое лицо получает привилегии, недоступные для лиц, не имеющих такого статуса, объем которых зависит от типа полученного свидетельства; 2) категорирование участников ВЭД на уровни риска (по существу масштаба контрольных мероприятий, применимых в отношении их) в зависимости от соблюдения выгодных государству правомерных действий; 3) добровольное сообщение декларантом (таможенным представителем) о факте совершенного им правонарушения до начала таможенными органами проверочных мероприятий как возможность освобождения от административной ответственности.
(Клейменова А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Предметом исследования являются правовые стимулы, регулирующие таможенные правоотношения и побуждающие субъектов внешнеэкономической деятельности к правомерному поведению. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, регулируемые нормами таможенного права. Предметом исследования являются нормы права, стимулирующие лиц, инициирующих перемещение товара и субъектов деятельности в области таможенного дела к добросовестному исполнению таможенного законодательства и взаимовыгодному сотрудничеству с таможенными органами. Актуальность исследования подтверждается Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, согласно которой стратегической целью развития Федеральной таможенной службы называется формирование таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства. Для достижения указанной цели обозначены ориентиры ее достижения, в том числе создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности. В работе использовались общенаучные методы исследования, такие как метод системного анализа и синтеза научных знаний, метод диалектического познания, логический метод, а также сравнительно-правовой и формально-логический методы. В результате проведенного исследования сформулируем следующие основные положения о правовых стимулах, регулирующих таможенные правоотношения: 1. Роль правовых стимулов в таможенном законодательстве будет возрастать, поскольку создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности является одной из стратегических целей Федеральной таможенной службы до 2030 года. Стимулирующие нормы позволяют добиться взаимной выгоды государства и бизнеса, поэтому за ними будущее. 2. К правовым стимулам отнесены: 1) получение статуса УЭО, поскольку при добровольном соблюдении условий включения в реестр УЭО, установленных таможенным законодательством ЕАЭС, юридическое лицо получает привилегии, недоступные для лиц, не имеющих такого статуса, объем которых зависит от типа полученного свидетельства; 2) категорирование участников ВЭД на уровни риска (по существу масштаба контрольных мероприятий, применимых в отношении их) в зависимости от соблюдения выгодных государству правомерных действий; 3) добровольное сообщение декларантом (таможенным представителем) о факте совершенного им правонарушения до начала таможенными органами проверочных мероприятий как возможность освобождения от административной ответственности.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)3. Конституционным Судом РФ дано толкование принципа справедливости как принципа правомерных ожиданий и правовой определенности статуса субъектов правоотношений (например, см. Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2015 N 583-О: "Иное, фактически означая непредсказуемый отказ Российской Федерации от публично-правовых обязательств, принятых на себя при предоставлении таможенных льгот в отношении таких товаров, приводило бы к недопустимому с точки зрения конституционного принципа правового государства игнорированию правомерных ожиданий субъектов соответствующих экономических (инвестиционных, таможенных) правоотношений и не отвечало бы конституционно значимым целям обеспечения единства экономического пространства, устойчивого роста деловой активности, поддержки добросовестной конкуренции и взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества (статья 8, часть 1; статья 34, часть 2, Конституции Российской Федерации)" <1>; Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 N 9-П: "Объявляя право, даже необеспеченное, закон дает основания правомерным ожиданиям граждан. Поэтому государство должно либо обеспечить это право и установить его надлежащим образом, либо дезавуировать ложное обещание и отменить (признать недействующим) неисполнимое законоположение" <2>).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)3. Конституционным Судом РФ дано толкование принципа справедливости как принципа правомерных ожиданий и правовой определенности статуса субъектов правоотношений (например, см. Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2015 N 583-О: "Иное, фактически означая непредсказуемый отказ Российской Федерации от публично-правовых обязательств, принятых на себя при предоставлении таможенных льгот в отношении таких товаров, приводило бы к недопустимому с точки зрения конституционного принципа правового государства игнорированию правомерных ожиданий субъектов соответствующих экономических (инвестиционных, таможенных) правоотношений и не отвечало бы конституционно значимым целям обеспечения единства экономического пространства, устойчивого роста деловой активности, поддержки добросовестной конкуренции и взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества (статья 8, часть 1; статья 34, часть 2, Конституции Российской Федерации)" <1>; Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 N 9-П: "Объявляя право, даже необеспеченное, закон дает основания правомерным ожиданиям граждан. Поэтому государство должно либо обеспечить это право и установить его надлежащим образом, либо дезавуировать ложное обещание и отменить (признать недействующим) неисполнимое законоположение" <2>).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
Статья: Таможенные операции и таможенные процедуры: экономическая сущность и особенности применения в Евразийском экономическом союзе
(Лысенко Е.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)В учебных и научных изданиях, как правило, дается нормативно закрепленное определение термина "таможенные операции", поскольку оно в полной мере раскрывает его содержание. Таможенные операции - это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании [1, п. 37 ст. 2]. К ним относятся действия, связанные с прибытием, убытием, временным хранением, декларированием и выпуском товаров. Правовое соотношение понятий "таможенные операции" и "таможенные процедуры" приведено в исследовании Ж.Д. Шевченко и А.А. Гудзенко: "таможенная операция - это некая обязанность, возложенная таможенным законодательством на конкретного субъекта таможенных правоотношений. Можно подчеркнуть, таким образом, что каждая таможенная операция является действием, но не каждое действие является таможенной операцией" [7]. Не все таможенные операции можно назвать обязанностью, так как декларант имеет право выбрать ту или иную таможенную операцию в зависимости от его потребностей (например, "временное хранение" не является обязательной таможенной операцией, ее декларант может выбрать, например, в случае отсутствия отдельных документов для таможенного декларирования на время получения данных документов). Исходя из этого таможенные операции - это действия, совершаемые участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и уполномоченными экономическими операторами (УЭО), с целью перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и, при необходимости, их помещения под таможенную процедуру в рамках установленных норм права ЕАЭС и законодательства государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
(Лысенко Е.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)В учебных и научных изданиях, как правило, дается нормативно закрепленное определение термина "таможенные операции", поскольку оно в полной мере раскрывает его содержание. Таможенные операции - это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании [1, п. 37 ст. 2]. К ним относятся действия, связанные с прибытием, убытием, временным хранением, декларированием и выпуском товаров. Правовое соотношение понятий "таможенные операции" и "таможенные процедуры" приведено в исследовании Ж.Д. Шевченко и А.А. Гудзенко: "таможенная операция - это некая обязанность, возложенная таможенным законодательством на конкретного субъекта таможенных правоотношений. Можно подчеркнуть, таким образом, что каждая таможенная операция является действием, но не каждое действие является таможенной операцией" [7]. Не все таможенные операции можно назвать обязанностью, так как декларант имеет право выбрать ту или иную таможенную операцию в зависимости от его потребностей (например, "временное хранение" не является обязательной таможенной операцией, ее декларант может выбрать, например, в случае отсутствия отдельных документов для таможенного декларирования на время получения данных документов). Исходя из этого таможенные операции - это действия, совершаемые участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и уполномоченными экономическими операторами (УЭО), с целью перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и, при необходимости, их помещения под таможенную процедуру в рамках установленных норм права ЕАЭС и законодательства государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании.