Таможенное регулирование это
Подборка наиболее важных документов по запросу Таможенное регулирование это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 96 "Представление документов при таможенном декларировании товаров" Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(Арбитражный суд Уральского округа)При этом нормами ст. 96 Закона о таможенном регулировании предусмотрено право декларанта представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений.
(Арбитражный суд Уральского округа)При этом нормами ст. 96 Закона о таможенном регулировании предусмотрено право декларанта представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16.3 "Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации" КоАП РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)При этом нормами ст. 96 Закона о таможенном регулировании предусмотрено право декларанта представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений.
(Арбитражный суд Уральского округа)При этом нормами ст. 96 Закона о таможенном регулировании предусмотрено право декларанта представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Вопрос, касающийся таможенной процедуры свободного склада. После вступления в силу ТК ЕАЭС Соглашение утратило силу, значит ли это, что правовое регулирование таможенной процедуры "лежит" только на Кодексе? Какие еще документы регулируют данную процедуру?
("Официальный сайт ФТС России", 2021)"Официальный сайт ФТС России customs.gov.ru", 2021
("Официальный сайт ФТС России", 2021)"Официальный сайт ФТС России customs.gov.ru", 2021
Статья: Таможенное сотрудничество как механизм совершенствования единого таможенного регулирования Евразийского экономического союза
(Липатова Н.Г., Гладков А.Р.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 1)Вопросы использования СУР при проведении таможенного контроля регулируются ТК ЕАЭС только в отношении понятий (принципов), относящихся к организации таможенными органами процесса управления рисками; использования информационных систем и технологий; требований о неразглашении конфиденциальной информации, права ЕЭК определять области рисков (в которых таможенным органам рекомендуется утвердить профиль рисков и меры по минимизации рисков); целей использования СУР. В то же время, согласно ТК ЕАЭС, реализация процесса управления рисками, стратегия и тактика применения таможенными органами СУР, порядок ее функционирования устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Из этого следует необходимость унификации подходов государств - членов ЕАЭС к управлению рисками.
(Липатова Н.Г., Гладков А.Р.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 1)Вопросы использования СУР при проведении таможенного контроля регулируются ТК ЕАЭС только в отношении понятий (принципов), относящихся к организации таможенными органами процесса управления рисками; использования информационных систем и технологий; требований о неразглашении конфиденциальной информации, права ЕЭК определять области рисков (в которых таможенным органам рекомендуется утвердить профиль рисков и меры по минимизации рисков); целей использования СУР. В то же время, согласно ТК ЕАЭС, реализация процесса управления рисками, стратегия и тактика применения таможенными органами СУР, порядок ее функционирования устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Из этого следует необходимость унификации подходов государств - членов ЕАЭС к управлению рисками.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)2. Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)2. Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Ситуация: Какое содействие для переселения в РФ оказывается соотечественникам, проживающим за рубежом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в РФ, при ввозе товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании. Для этого необходимо соблюдение определенных условий, в частности ввоз товаров для личного пользования из страны предыдущего проживания не позднее 18 месяцев с даты выдачи свидетельства участника Государственной программы (с отметкой о постановке на учет в территориальном органе МВД России) (пп. "а" п. 19, п. 44 Государственной программы; Памятка, утв. ФТС России).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в РФ, при ввозе товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании. Для этого необходимо соблюдение определенных условий, в частности ввоз товаров для личного пользования из страны предыдущего проживания не позднее 18 месяцев с даты выдачи свидетельства участника Государственной программы (с отметкой о постановке на учет в территориальном органе МВД России) (пп. "а" п. 19, п. 44 Государственной программы; Памятка, утв. ФТС России).
Статья: От электронной таможни к таможне цифровой: развитие таможенно-правового регулирования в Российской Федерации
(Козырин А.Н.)
("Закон", 2021, N 2)Первая произошла на рубеже 1980 - 1990-х гг. и была связана со сменой политического и внешнеторгового режима. До этого таможенное регулирование было производно от существовавшей в СССР государственной монополии на внешнюю торговлю, и основной задачей таможенной службы являлся административный (полицейский) контроль за соблюдением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу. Не случайно и саму таможню называли чемоданной и не воспринимали как источник фискальных поступлений.
(Козырин А.Н.)
("Закон", 2021, N 2)Первая произошла на рубеже 1980 - 1990-х гг. и была связана со сменой политического и внешнеторгового режима. До этого таможенное регулирование было производно от существовавшей в СССР государственной монополии на внешнюю торговлю, и основной задачей таможенной службы являлся административный (полицейский) контроль за соблюдением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу. Не случайно и саму таможню называли чемоданной и не воспринимали как источник фискальных поступлений.
Статья: Таможенное регулирование импорта оборудования в условиях санкций западных стран
(Аксенов И.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)1. Применение мер технического регулирования. Промышленное оборудование подпадает под действие технических регламентов ЕАЭС. В связи с этим алгоритм таможенного регулирования предполагает проверку документального подтверждения соответствия промышленного оборудования законодательным требованиям.
(Аксенов И.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)1. Применение мер технического регулирования. Промышленное оборудование подпадает под действие технических регламентов ЕАЭС. В связи с этим алгоритм таможенного регулирования предполагает проверку документального подтверждения соответствия промышленного оборудования законодательным требованиям.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Различия в правовом регулировании иностранных инвестиций, внешней торговли, финансовых услуг, как это следует из анализа законодательства, обусловлены прежде всего различиями во внешнеэкономической политике государств и способами ее реализации в законодательстве об иностранных инвестициях, в нормах таможенного и валютного регулирования, финансового законодательства. Это затрагивает преимущественно область административного законодательства. В меньшей степени развитию торговых отношений между лицами разных государств в указанных сферах деятельности препятствуют различия в правовом регулировании гражданско-правовых отношений между лицами разной государственной принадлежности.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Различия в правовом регулировании иностранных инвестиций, внешней торговли, финансовых услуг, как это следует из анализа законодательства, обусловлены прежде всего различиями во внешнеэкономической политике государств и способами ее реализации в законодательстве об иностранных инвестициях, в нормах таможенного и валютного регулирования, финансового законодательства. Это затрагивает преимущественно область административного законодательства. В меньшей степени развитию торговых отношений между лицами разных государств в указанных сферах деятельности препятствуют различия в правовом регулировании гражданско-правовых отношений между лицами разной государственной принадлежности.
Статья: Институциональные подходы к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности
(Воротынцева Т.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)Особую значимость для инновационных преобразований имеет таможенная служба как катализатор ускорения основных показателей развития государства. Следовательно, необходимо повышать эффективность работы таможенных органов за счет применения институционально закрепленных таможенных механизмов регулирования. При этом возможности и границы применения институциональных подходов в сфере государственного управления таможенным делом еще недостаточно исследованы и имеют сложную структуру, что актуализирует важность исследования теоретических аспектов данной проблемы. По нашему мнению, траектория исследования должна базироваться на анализе институционально-эволюционной теории трансформации с учетом субъектного и объектного подходов. В результате анализа предполагается выявление места теории таможенных механизмов в контексте институционального анализа и системного подхода и выстраивание системы таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности.
(Воротынцева Т.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)Особую значимость для инновационных преобразований имеет таможенная служба как катализатор ускорения основных показателей развития государства. Следовательно, необходимо повышать эффективность работы таможенных органов за счет применения институционально закрепленных таможенных механизмов регулирования. При этом возможности и границы применения институциональных подходов в сфере государственного управления таможенным делом еще недостаточно исследованы и имеют сложную структуру, что актуализирует важность исследования теоретических аспектов данной проблемы. По нашему мнению, траектория исследования должна базироваться на анализе институционально-эволюционной теории трансформации с учетом субъектного и объектного подходов. В результате анализа предполагается выявление места теории таможенных механизмов в контексте институционального анализа и системного подхода и выстраивание системы таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности.
Статья: Таможенное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов: проблемы и перспективы
(Данилов Р.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Шестое: сохранение текущих методик ценового агентства "Аргус" для определения экспортных цен на базисах FOB "Приморск" и "Усть-Луга" для экспортной пошлины на 2023 г., так для 2024 г. экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты будет нулевая, а для расчета НДПИ будут применяться ценовые котировки на базисах FOB различных российских портов параллельно с очередным изменением налогового законодательства и корректировки коэффициентов при расчете НДПИ и НДД. Выбор между фискальной составляющей или сохранением доли России на мировом рынке нефти и нефтепродуктов будет определять дальнейшие направления развития государственного и таможенного регулирования в этой сфере.
(Данилов Р.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Шестое: сохранение текущих методик ценового агентства "Аргус" для определения экспортных цен на базисах FOB "Приморск" и "Усть-Луга" для экспортной пошлины на 2023 г., так для 2024 г. экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты будет нулевая, а для расчета НДПИ будут применяться ценовые котировки на базисах FOB различных российских портов параллельно с очередным изменением налогового законодательства и корректировки коэффициентов при расчете НДПИ и НДД. Выбор между фискальной составляющей или сохранением доли России на мировом рынке нефти и нефтепродуктов будет определять дальнейшие направления развития государственного и таможенного регулирования в этой сфере.
Статья: Понятия таможенного права: проблемы толкования
(Шкиперов А.А., Альбов А.П., Арутюнян Г.В., Бурыгин А.А.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 6)Таможенное законодательство, как указывалось ранее, является продуктом таможенного регулирования. В этой связи круг источников таможенного законодательства ограничивается нормативными актами субъектов таможенного регулирования (органы ЕАЭС, субъектов Российской Федерации, обладающих правом законодательной инициативы, либо компетенцией принятия актов, имеющих нормативный характер).
(Шкиперов А.А., Альбов А.П., Арутюнян Г.В., Бурыгин А.А.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 6)Таможенное законодательство, как указывалось ранее, является продуктом таможенного регулирования. В этой связи круг источников таможенного законодательства ограничивается нормативными актами субъектов таможенного регулирования (органы ЕАЭС, субъектов Российской Федерации, обладающих правом законодательной инициативы, либо компетенцией принятия актов, имеющих нормативный характер).
Готовое решение: НДС при экспорте в страны ЕАЭС: Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию
(КонсультантПлюс, 2025)В таможенные органы нужно представить статистическую форму учета перемещения товаров (ч. 2 ст. 278 Закона о таможенном регулировании N 289-ФЗ). Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2.1 ст. 278 Закона о таможенном регулировании N 289-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)В таможенные органы нужно представить статистическую форму учета перемещения товаров (ч. 2 ст. 278 Закона о таможенном регулировании N 289-ФЗ). Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2.1 ст. 278 Закона о таможенном регулировании N 289-ФЗ.