Свободное использование товарного знака
Подборка наиболее важных документов по запросу Свободное использование товарного знака (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о защите интеллектуальных прав: Правообладатель (Заявитель) требует досрочно прекратить правовую охрану неиспользуемого сходного товарного знака Организации (ИП)
(КонсультантПлюс, 2025)Правообладатель товарного знака (лицо, подавшее заявку на его регистрацию, Заявитель), считает, что Организация (ИП) - правообладатель сходного товарного знака не использует его в течение 3 лет, и требует досрочно прекратить его правовую охрану для беспрепятственного использования своего товарного знака.
(КонсультантПлюс, 2025)Правообладатель товарного знака (лицо, подавшее заявку на его регистрацию, Заявитель), считает, что Организация (ИП) - правообладатель сходного товарного знака не использует его в течение 3 лет, и требует досрочно прекратить его правовую охрану для беспрепятственного использования своего товарного знака.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Информация о товарах (работах, услугах)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Арбитражный суд Волгоградской области пришел к выводу о том, что компонент "Меркурий" ФГИС "ВетИС" не предназначен для маркировки товара, нанесения на него этикетки, не предусматривает свободного доступа каждого потребителя, который мог бы ознакомиться с информацией о товаре применительно к статье 10 Закона о защите прав потребителей, следовательно, размещение информации в компоненте "Меркурий" ФГИС "ВетИС" не тождественно размещению товарного знака на товаре."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Свободное использование товарного знака
(Алексейчук А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12)"ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12
(Алексейчук А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12)"ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12
Статья: Исчерпание прав на товарный знак: возможности использования в предложении к продаже
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)Действующие положения об исчерпании прав на товарный знак, содержащиеся в ст. 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), восходят к ст. 23 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <1> (далее - Закон о товарных знаках). Аксиомой свободного использования товарного знака является его неразрывная связь с материальным носителем (товаром, упаковкой). В 1992 году, когда принимался указанный Закон, еще не была развита торговля с использованием цифровых технологий, которая в настоящее время широко распространена. Поскольку речь не идет об интернет-торговле в узком смысле, т.е. в рамках деятельности классических торговых точек, то для информирования потенциальных потребителей о предлагаемых товарах и услугах активно используются сайты. Цифровые технологии делают актуальным вопрос о возможности в рамках информирования потребителей в том числе использования изображения товарного знака (особенно как элемента изображения товара или его упаковки) лицами, не получившими на это прямого согласия правообладателя.
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)Действующие положения об исчерпании прав на товарный знак, содержащиеся в ст. 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), восходят к ст. 23 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <1> (далее - Закон о товарных знаках). Аксиомой свободного использования товарного знака является его неразрывная связь с материальным носителем (товаром, упаковкой). В 1992 году, когда принимался указанный Закон, еще не была развита торговля с использованием цифровых технологий, которая в настоящее время широко распространена. Поскольку речь не идет об интернет-торговле в узком смысле, т.е. в рамках деятельности классических торговых точек, то для информирования потенциальных потребителей о предлагаемых товарах и услугах активно используются сайты. Цифровые технологии делают актуальным вопрос о возможности в рамках информирования потребителей в том числе использования изображения товарного знака (особенно как элемента изображения товара или его упаковки) лицами, не получившими на это прямого согласия правообладателя.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
(ред. от 23.07.2025)Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
Статья: О наследовании исключительных прав на средства индивидуализации
(Опря М.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 3)Для исключительного права на товарные знаки, переход которого по наследству еще не зарегистрирован, условия осуществления касаются правового режима государственной регистрации. В силу ст. 1232 ГК РФ весьма затруднительно распоряжение таким исключительным правом, равно как и совершение юридически значимых действий (например, продление срока действия права) или его защита в спорах с третьими лицами, которые не знали или не могли знать о смене правообладателя, полагаясь на достоверность реестра. В таких условиях вполне свободно только использование товарного знака правообладателем.
(Опря М.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 3)Для исключительного права на товарные знаки, переход которого по наследству еще не зарегистрирован, условия осуществления касаются правового режима государственной регистрации. В силу ст. 1232 ГК РФ весьма затруднительно распоряжение таким исключительным правом, равно как и совершение юридически значимых действий (например, продление срока действия права) или его защита в спорах с третьими лицами, которые не знали или не могли знать о смене правообладателя, полагаясь на достоверность реестра. В таких условиях вполне свободно только использование товарного знака правообладателем.
Статья: Свободное использование объектов патентных прав
(Анкушина М.Ю.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 2)<1> Алексейчук А.А. Свободное использование товарного знака // ИС. Промышленная собственность. 2020. N 12. С. 53 - 59.
(Анкушина М.Ю.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 2)<1> Алексейчук А.А. Свободное использование товарного знака // ИС. Промышленная собственность. 2020. N 12. С. 53 - 59.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Так, например, Суд по интеллектуальным правам подтвердил и даже конкретизировал тезис о свободной и упрощенной форме дачи такого согласия на использование товарного знака при ввозе маркированных им товаров: "Доводы об отсутствии государственной регистрации лицензионного соглашения о передаче права использования товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности не опровергают факта дачи правообладателем товарного знака письменного согласия на совершение действий по ввозу товара, маркированного этим товарным знаком, на территорию Российской Федерации" <1>.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Так, например, Суд по интеллектуальным правам подтвердил и даже конкретизировал тезис о свободной и упрощенной форме дачи такого согласия на использование товарного знака при ввозе маркированных им товаров: "Доводы об отсутствии государственной регистрации лицензионного соглашения о передаче права использования товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности не опровергают факта дачи правообладателем товарного знака письменного согласия на совершение действий по ввозу товара, маркированного этим товарным знаком, на территорию Российской Федерации" <1>.