Свобода выБора контрагента
Подборка наиболее важных документов по запросу Свобода выБора контрагента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 540 "Заключение и продление договора энергоснабжения" ГК РФ"Признавая правомерным односторонний отказ от расторжения договора, суды сослались на то, что пункт 8.1 договора энергоснабжения от 01.01.2016 N 546 регламентирует порядок продления договора на следующий год, но не ограничивает потребителя в предусмотренном пунктом 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацем шестым части 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике и пунктом 55 Основных положений N 442 праве на расторжение договора и свободу выбора контрагента по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 420 "Понятие договора" ГК РФ"По смыслу положений ст. 420 ГК РФ, действующее законодательство, основываясь на принципе свободе договора, предоставляет субъектом гражданских правоотношений право выбора вступления в договорные отношения с теми, либо иными контрагентами и не запрещает заключение договоров с различными контрагентами и сравнимым характером предмета соглашения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие общих положений о договоре в Гражданском кодексе Российской Федерации
(Белов В.Е.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, также непосредственно участвовавшие в разработке проекта ГК РФ, отметили тенденцию к повышению роли договора, характерную для всего современного гражданского права, связанную, в первую очередь, с коренной перестройкой экономической системы страны. Ключевое значение для такой перестройки имело признание частной собственности, сужение до необходимых пределов государственного регулирования хозяйственной сферы, установление свободы выбора контрагентов и реализация других основ нового гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 ГК РФ) <2>.
(Белов В.Е.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, также непосредственно участвовавшие в разработке проекта ГК РФ, отметили тенденцию к повышению роли договора, характерную для всего современного гражданского права, связанную, в первую очередь, с коренной перестройкой экономической системы страны. Ключевое значение для такой перестройки имело признание частной собственности, сужение до необходимых пределов государственного регулирования хозяйственной сферы, установление свободы выбора контрагентов и реализация других основ нового гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 ГК РФ) <2>.
Статья: Комикс-договоры и иные рисунки как особая форма выражения воли контрагентов
(Малеина М.Н.)
("Гражданское право", 2024, N 2)Если обе стороны договора граждане, то допускается свободный выбор языка общения (ст. 2, 3 Закона о языках народов Российской Федерации), т.е. применяется русский язык как государственный язык Российской Федерации, государственный язык республик и язык народов Российской Федерации или иной язык. Думается, что и в отношениях между негосударственными юридическими лицами (т.е. не только для коммерческой деятельности) следовало бы уточнить в законе язык заключения договоров в пользу свободы выбора контрагентами. Это соответствовало бы принципу свободы договора (ст. 421 ГК РФ).
(Малеина М.Н.)
("Гражданское право", 2024, N 2)Если обе стороны договора граждане, то допускается свободный выбор языка общения (ст. 2, 3 Закона о языках народов Российской Федерации), т.е. применяется русский язык как государственный язык Российской Федерации, государственный язык республик и язык народов Российской Федерации или иной язык. Думается, что и в отношениях между негосударственными юридическими лицами (т.е. не только для коммерческой деятельности) следовало бы уточнить в законе язык заключения договоров в пользу свободы выбора контрагентами. Это соответствовало бы принципу свободы договора (ст. 421 ГК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с договором финансовой аренды (лизинга)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.10.2021)В то же время исходя из свободы выбора контрагента лизингодателем и свободы определения ими условий соглашения купли-продажи, а также с учетом принципа относительности обязательства на лизингополучателя, не участвующего в их соглашении, не может быть возложен риск ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом лизингодателя и ему не могут быть противопоставлены условия договора купли-продажи предмета лизинга, определяющие срок уплаты покупной цены (пункт 3 статьи 308, статья 421 ГК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.10.2021)В то же время исходя из свободы выбора контрагента лизингодателем и свободы определения ими условий соглашения купли-продажи, а также с учетом принципа относительности обязательства на лизингополучателя, не участвующего в их соглашении, не может быть возложен риск ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом лизингодателя и ему не могут быть противопоставлены условия договора купли-продажи предмета лизинга, определяющие срок уплаты покупной цены (пункт 3 статьи 308, статья 421 ГК РФ).
Статья: Проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов при определении срока публичного сервитута
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Исследователи часто отмечают, что при регулировании инфраструктурных публичных сервитутов законодатель в основном использовал императивный метод. При установлении публичного сервитута для отдельных целей отсутствует свобода выбора контрагента, имеются серьезные ограничения свободы определения условий соглашения об осуществлении публичного сервитута. Также отмечается связанность действий сторон на этапе реализации соглашения об осуществлении публичного сервитута решением компетентного государственного органа <3>.
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Исследователи часто отмечают, что при регулировании инфраструктурных публичных сервитутов законодатель в основном использовал императивный метод. При установлении публичного сервитута для отдельных целей отсутствует свобода выбора контрагента, имеются серьезные ограничения свободы определения условий соглашения об осуществлении публичного сервитута. Также отмечается связанность действий сторон на этапе реализации соглашения об осуществлении публичного сервитута решением компетентного государственного органа <3>.
Статья: Множественность лиц и гражданско-правовое сообщество: сходства и различия
(Филиппова С.Ю.)
("Закон", 2022, N 6)Чем больше общности интересов участников группы и понимания ценности группы для каждого из участников, тем больше вероятности того, что участник группы сможет договориться для получения желаемого, и, напротив, если объединение в группу произведено не исходя из ценности самой группы и не из наличия общего интереса участников группы, то ожидать единомыслия и единой воли вряд ли можно. В одних случаях лица, образовывающие группу лиц для участия в одном правоотношении на одной стороне, добровольно выбирают друг друга, исходя из реализации принципа свободы договора (свободы выбора контрагента). Например, лица, принявшие решение совместно снять жилое помещение по договору найма, выбрали друг друга в качестве сонанимателей, руководствуясь имущественными и личными мотивами, согласились образовать данную группу лиц и выступить совместно на стороне нанимателя. Лица, совместно учредившие полное товарищество, подписывают между собой учредительный договор, тем самым они выражают готовность отвечать за действия других товарищей. В этих случаях участие в группе обусловлено собственной волей и собственным выбором других участников группы, на которых и базируется возникновение солидарного обязательства и риск возможного привлечения к имущественной ответственности за действия, которые данное лицо не совершало, а совершал другой участник этой группы.
(Филиппова С.Ю.)
("Закон", 2022, N 6)Чем больше общности интересов участников группы и понимания ценности группы для каждого из участников, тем больше вероятности того, что участник группы сможет договориться для получения желаемого, и, напротив, если объединение в группу произведено не исходя из ценности самой группы и не из наличия общего интереса участников группы, то ожидать единомыслия и единой воли вряд ли можно. В одних случаях лица, образовывающие группу лиц для участия в одном правоотношении на одной стороне, добровольно выбирают друг друга, исходя из реализации принципа свободы договора (свободы выбора контрагента). Например, лица, принявшие решение совместно снять жилое помещение по договору найма, выбрали друг друга в качестве сонанимателей, руководствуясь имущественными и личными мотивами, согласились образовать данную группу лиц и выступить совместно на стороне нанимателя. Лица, совместно учредившие полное товарищество, подписывают между собой учредительный договор, тем самым они выражают готовность отвечать за действия других товарищей. В этих случаях участие в группе обусловлено собственной волей и собственным выбором других участников группы, на которых и базируется возникновение солидарного обязательства и риск возможного привлечения к имущественной ответственности за действия, которые данное лицо не совершало, а совершал другой участник этой группы.
"Момент заключения договора в российском гражданском праве: монография"
(Танага А.Н.)
("Проспект", 2023)Желая вступить в договорные отношения и породить права и обязанности, стороны проводят переговоры, согласовывая условия своих взаимоотношений. Все действия, совершаемые ими до перехода границы, которую в праве принято именовать моментом заключения договора, основываются на принципе свободы договора. Это основополагающее начало работает в рассматриваемый период в полную силу. Здесь проявятся и право на заключение договора, и свобода выбора контрагента, с которым будет согласована желаемая конструкция взаимоотношений, определяющая выбор заключаемого договора; и, наконец, свобода определения содержания договора.
(Танага А.Н.)
("Проспект", 2023)Желая вступить в договорные отношения и породить права и обязанности, стороны проводят переговоры, согласовывая условия своих взаимоотношений. Все действия, совершаемые ими до перехода границы, которую в праве принято именовать моментом заключения договора, основываются на принципе свободы договора. Это основополагающее начало работает в рассматриваемый период в полную силу. Здесь проявятся и право на заключение договора, и свобода выбора контрагента, с которым будет согласована желаемая конструкция взаимоотношений, определяющая выбор заключаемого договора; и, наконец, свобода определения содержания договора.
Статья: Эволюция и трансформация непоименованных договоров посредством принципа свободы договора: синтез научных работ
(Татар О.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 1)Договор - это волевой акт волеизъявления контрагентов, являющийся обязательным условием его действительности. Все условия договора должны быть сформулированы точно и четко, не вызывая двоякого смысла их содержания и толкования. Толкование договора должно быть применимо в том случае, когда сторонами не были обговорены и решены те или иные вопросы. Таким образом, договор - институт (феномен), конструкция которого столь гибкая, но столь же устойчивая, подвергается влиянию социальных и экономических факторов, регулирует различного рода и вида общественные отношения и отвечает потребностям и интересам субъектов гражданского права, должна быть реализована посредством принципа свободы договора и не выходить за рамки и пределы закона. Принцип свободы договора выступает в виде основного принципа в гражданском праве, который разрешает и предоставляет свободу выбора контрагентам заключить договор независимо от кого-либо, а также установить его вид и условия [49].
(Татар О.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 1)Договор - это волевой акт волеизъявления контрагентов, являющийся обязательным условием его действительности. Все условия договора должны быть сформулированы точно и четко, не вызывая двоякого смысла их содержания и толкования. Толкование договора должно быть применимо в том случае, когда сторонами не были обговорены и решены те или иные вопросы. Таким образом, договор - институт (феномен), конструкция которого столь гибкая, но столь же устойчивая, подвергается влиянию социальных и экономических факторов, регулирует различного рода и вида общественные отношения и отвечает потребностям и интересам субъектов гражданского права, должна быть реализована посредством принципа свободы договора и не выходить за рамки и пределы закона. Принцип свободы договора выступает в виде основного принципа в гражданском праве, который разрешает и предоставляет свободу выбора контрагентам заключить договор независимо от кого-либо, а также установить его вид и условия [49].
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)<82> Впрочем, китайская доктрина исходит из обычных для континентальной системы права идей свободы заключения договора, выбора контрагента, определения содержания договора, формы договора, расторжения договора, выбора способа защиты и разрешения спора при нарушении договора. Zhang M. Chinese Contract Law: Theory and Practice. Leiden/Boston, 2006. P. 57 - 59.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)<82> Впрочем, китайская доктрина исходит из обычных для континентальной системы права идей свободы заключения договора, выбора контрагента, определения содержания договора, формы договора, расторжения договора, выбора способа защиты и разрешения спора при нарушении договора. Zhang M. Chinese Contract Law: Theory and Practice. Leiden/Boston, 2006. P. 57 - 59.
Статья: Доктрина хозяйственно-правового регулирования экономических отношений: история и перспективы использования
(Жабреев М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Существовавшее в Российской империи законодательство, регламентирующее экономические отношения между самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности (хозяйствующими субъектами), в своей основе имело частноправовой (гражданско-правовой) способ регулирования. В классическом варианте такого способа регулирования экономических отношений лежит равенство их участников, свобода выбора сферы экономической деятельности, свобода выбора контрагента, свобода заключения договора, свобода ценообразования и т.д., что характерно для рыночной (либеральной) модели экономической политики государства <1>.
(Жабреев М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Существовавшее в Российской империи законодательство, регламентирующее экономические отношения между самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности (хозяйствующими субъектами), в своей основе имело частноправовой (гражданско-правовой) способ регулирования. В классическом варианте такого способа регулирования экономических отношений лежит равенство их участников, свобода выбора сферы экономической деятельности, свобода выбора контрагента, свобода заключения договора, свобода ценообразования и т.д., что характерно для рыночной (либеральной) модели экономической политики государства <1>.
Статья: Некоторые вопросы заключения государственного (муниципального) контракта путем закупки у единственного поставщика
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Из положений законодательства о контрактной системе следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика не предусмотрено какой-либо специальной процедуры. М.В. Шмелева подчеркивает: "...такой способ закупки товаров, как закупка у единственного поставщика, вообще не предполагает проведение каких-либо юридических процедур. Закупка осуществляется путем простого заключения контракта, т.е. носит одноэтапный характер" [4, с. 408]. А.Е. Кирпичев также пишет, что закупка у единственного поставщика является не какой-либо специальной формой закупки, а результатом обычной договорной работы заказчика [5, с. 169]. Соответственно, закупка у единственного поставщика предполагает процедурно заключение контракта в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Заказчик получает больше свободы в выборе контрагента, поскольку не связан процедурой торгов.
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Из положений законодательства о контрактной системе следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика не предусмотрено какой-либо специальной процедуры. М.В. Шмелева подчеркивает: "...такой способ закупки товаров, как закупка у единственного поставщика, вообще не предполагает проведение каких-либо юридических процедур. Закупка осуществляется путем простого заключения контракта, т.е. носит одноэтапный характер" [4, с. 408]. А.Е. Кирпичев также пишет, что закупка у единственного поставщика является не какой-либо специальной формой закупки, а результатом обычной договорной работы заказчика [5, с. 169]. Соответственно, закупка у единственного поставщика предполагает процедурно заключение контракта в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Заказчик получает больше свободы в выборе контрагента, поскольку не связан процедурой торгов.
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Весьма существенные возражения по этому вопросу высказал А.А. Завьялов: "...вместо одного лица - при установлении сервитута по ГК РФ - заинтересованные лица теперь должны вступать во взаимоотношения еще и с соответствующим публично-правовым образованием" <4>. Однако, на наш взгляд, усложнения процесса не происходит, поскольку воля государства заменяет собой волю множества собственников по основному вопросу - о самой возможности использования их земельных участков. В результате принятия властного решения собственники земельных участков лишаются свободы выбора контрагента и свободы принимать решение, вступать в договорные отношения или нет <5>. С ними уже не нужно договариваться "с нуля", а требуется обсудить лишь те вопросы, которые не охватываются решением об установлении публичного сервитута. Поэтому вмешательство государства существенно упрощает установление права использовать земельные участки. Однако здесь становится актуальной проблема другого рода - при такой конструкции имеется риск игнорирования интересов собственников в случае недобросовестного определения оценщиком стоимости использования участка.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Весьма существенные возражения по этому вопросу высказал А.А. Завьялов: "...вместо одного лица - при установлении сервитута по ГК РФ - заинтересованные лица теперь должны вступать во взаимоотношения еще и с соответствующим публично-правовым образованием" <4>. Однако, на наш взгляд, усложнения процесса не происходит, поскольку воля государства заменяет собой волю множества собственников по основному вопросу - о самой возможности использования их земельных участков. В результате принятия властного решения собственники земельных участков лишаются свободы выбора контрагента и свободы принимать решение, вступать в договорные отношения или нет <5>. С ними уже не нужно договариваться "с нуля", а требуется обсудить лишь те вопросы, которые не охватываются решением об установлении публичного сервитута. Поэтому вмешательство государства существенно упрощает установление права использовать земельные участки. Однако здесь становится актуальной проблема другого рода - при такой конструкции имеется риск игнорирования интересов собственников в случае недобросовестного определения оценщиком стоимости использования участка.
Статья: Механизм реализации конституционного принципа свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств в Российской Федерации
(Красильникова Т.К., Егоров Г.Г.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Принцип свободы перемещения товаров и услуг закреплен и в Федеральном законе "О защите конкуренции" <5> (далее - Закон о защите конкуренции), одной из целей которого является обеспечение единства экономического пространства и свободного перемещения товаров. Для этого требуются: единая правовая база осуществления предпринимательской деятельности; единые требования к хозяйственным субъектам; свобода выбора контрагентов; единая денежная единица; единые правила кредитования. Кроме того, реализация принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств невозможна без создания эффективной системы защиты свободной конкуренции. Важную роль в этом играет антимонопольная политика государства <6>. В основе конкуренции лежит фактор соперничества, стимулирующий предпринимателей, хозяйственные общества к улучшению качества товаров, а также к поиску путей разработки и внедрения инновационных технологий <7>. Конкурентная политика государства поддерживает здоровое соперничество между организациями и предпринимателями, устанавливая запрет на действия, целью которых является устранение хозяйствующих субъектов с рынка или их дискриминации. Важную роль в этом играет конкурентное право как комплексная отрасль законодательства, которая включает нормы гражданского и административного права.
(Красильникова Т.К., Егоров Г.Г.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Принцип свободы перемещения товаров и услуг закреплен и в Федеральном законе "О защите конкуренции" <5> (далее - Закон о защите конкуренции), одной из целей которого является обеспечение единства экономического пространства и свободного перемещения товаров. Для этого требуются: единая правовая база осуществления предпринимательской деятельности; единые требования к хозяйственным субъектам; свобода выбора контрагентов; единая денежная единица; единые правила кредитования. Кроме того, реализация принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств невозможна без создания эффективной системы защиты свободной конкуренции. Важную роль в этом играет антимонопольная политика государства <6>. В основе конкуренции лежит фактор соперничества, стимулирующий предпринимателей, хозяйственные общества к улучшению качества товаров, а также к поиску путей разработки и внедрения инновационных технологий <7>. Конкурентная политика государства поддерживает здоровое соперничество между организациями и предпринимателями, устанавливая запрет на действия, целью которых является устранение хозяйствующих субъектов с рынка или их дискриминации. Важную роль в этом играет конкурентное право как комплексная отрасль законодательства, которая включает нормы гражданского и административного права.
Статья: Выход из переговоров как основание преддоговорной ответственности в российском и зарубежном праве
(Чистяков П.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Личные причины прекращения переговоров связаны с деловыми качествами другой стороны (использование недобросовестных методов ведения бизнеса, плохая репутация и т.д.). Иногда, вступая в переговоры, сторона проводит предварительную проверку контрагента. Если он ее не устраивает, она может беспрепятственно выйти из переговоров, не опасаясь быть привлеченной к преддоговорной ответственности, ведь свобода выбора контрагента является одним из проявлений договорной свободы. Зачастую оценка контрагента проводится до начала либо на ранних стадиях переговорного процесса. Однако в ходе продолжения переговоров могут выясниться новые обстоятельства, влияющие на характеристику контрагента, которые вначале отсутствовали либо были неизвестны стороне. Может ли лицо в случае их обнаружения выйти из переговоров?
(Чистяков П.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Личные причины прекращения переговоров связаны с деловыми качествами другой стороны (использование недобросовестных методов ведения бизнеса, плохая репутация и т.д.). Иногда, вступая в переговоры, сторона проводит предварительную проверку контрагента. Если он ее не устраивает, она может беспрепятственно выйти из переговоров, не опасаясь быть привлеченной к преддоговорной ответственности, ведь свобода выбора контрагента является одним из проявлений договорной свободы. Зачастую оценка контрагента проводится до начала либо на ранних стадиях переговорного процесса. Однако в ходе продолжения переговоров могут выясниться новые обстоятельства, влияющие на характеристику контрагента, которые вначале отсутствовали либо были неизвестны стороне. Может ли лицо в случае их обнаружения выйти из переговоров?