Свобода массовой информации
Подборка наиболее важных документов по запросу Свобода массовой информации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 29 Конституции РФ"Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29 Конституции РФ"Исходя из содержания части 2 статьи 29 Конституции РФ, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1
(ред. от 23.07.2025)
"О средствах массовой информации"Статья 1. Свобода массовой информации
(ред. от 23.07.2025)
"О средствах массовой информации"Статья 1. Свобода массовой информации
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Так, Конституционный Суд РФ рассматривал дело о соответствии Конституции РФ Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Этот Закон был принят в связи с разгосударствлением в сфере массовой информации и книгоиздания. Из преамбулы Закона следовало, что он направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и объективной информации, регулирует порядок государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания. Закон, как отметил Конституционный Суд РФ, содержит материальные гарантии конституционных прав и свобод, его нормы призваны способствовать созданию и деятельности свободных и независимых средств массовой информации в период становления в России гражданского общества и демократического правового государства. Предусмотренная Законом в качестве меры государственной поддержки передача редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам и телерадиовещательным компаниям в хозяйственное ведение помещений, которыми они владели либо пользовались, изначально была направлена на достижение такой конституционно значимой цели, как свобода слова и свобода массовой информации. Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал, что положения Закона непосредственно затрагивают и закрепленное в Конституции РФ право собственности, а это обязывало законодателя при урегулировании соответствующих отношений найти справедливый баланс между конституционными свободами и правами <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Так, Конституционный Суд РФ рассматривал дело о соответствии Конституции РФ Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Этот Закон был принят в связи с разгосударствлением в сфере массовой информации и книгоиздания. Из преамбулы Закона следовало, что он направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и объективной информации, регулирует порядок государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания. Закон, как отметил Конституционный Суд РФ, содержит материальные гарантии конституционных прав и свобод, его нормы призваны способствовать созданию и деятельности свободных и независимых средств массовой информации в период становления в России гражданского общества и демократического правового государства. Предусмотренная Законом в качестве меры государственной поддержки передача редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам и телерадиовещательным компаниям в хозяйственное ведение помещений, которыми они владели либо пользовались, изначально была направлена на достижение такой конституционно значимой цели, как свобода слова и свобода массовой информации. Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал, что положения Закона непосредственно затрагивают и закрепленное в Конституции РФ право собственности, а это обязывало законодателя при урегулировании соответствующих отношений найти справедливый баланс между конституционными свободами и правами <1>.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 1. Свобода массовой информации
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 1. Свобода массовой информации
Статья: Как публиковаться и потом не извиняться
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Вместе с тем общественный порядок устроен таким образом: где начинаются права отдельных субъектов - заканчивается право на свободу массовой информации.
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Вместе с тем общественный порядок устроен таким образом: где начинаются права отдельных субъектов - заканчивается право на свободу массовой информации.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)1. Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 23, ч. 1; ст. 24, ч. 1). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается (ст. 29, ч. 4 и 5). Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, эти фундаментальные права, общепризнанные в правовых демократических государствах - постольку, поскольку они защищают являющиеся одинаково значимыми интерес частного лица в обеспечении его приватности, с одной стороны, и интерес широкой общественности в доступе к информации, с другой, - не находятся в состоянии главенства и подчинения и не обладают безусловным приоритетом друг перед другом <86>.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)1. Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 23, ч. 1; ст. 24, ч. 1). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается (ст. 29, ч. 4 и 5). Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, эти фундаментальные права, общепризнанные в правовых демократических государствах - постольку, поскольку они защищают являющиеся одинаково значимыми интерес частного лица в обеспечении его приватности, с одной стороны, и интерес широкой общественности в доступе к информации, с другой, - не находятся в состоянии главенства и подчинения и не обладают безусловным приоритетом друг перед другом <86>.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Одновременно с определением в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понятия "недостоверная общественно значимая информация" был принят Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <33>. Статья 13.15 "Злоупотребление свободой массовой информации" КоАП РФ дополнена ч. 9 - 11, согласно которым распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, влечет наложение административного штрафа. Новеллы относительно фейковой информации были включены в указанную статью, тем самым показана их связь со средствами массовой информации (далее - СМИ).
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Одновременно с определением в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понятия "недостоверная общественно значимая информация" был принят Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <33>. Статья 13.15 "Злоупотребление свободой массовой информации" КоАП РФ дополнена ч. 9 - 11, согласно которым распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, влечет наложение административного штрафа. Новеллы относительно фейковой информации были включены в указанную статью, тем самым показана их связь со средствами массовой информации (далее - СМИ).
Статья: Нравственные рамки свободы слова в средствах массовой информации в современных реалиях России
(Омарова З.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6
(Омарова З.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6
Статья: Спор о защите чести, достоинства и деловой репутации (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции РФ, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции РФ, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.