Судимость кандидата в депутаты
Подборка наиболее важных документов по запросу Судимость кандидата в депутаты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 20.08.2024 N 33а-5317/2024 (УИД 47RS0003-01-2024-001532-20)
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты совета депутатов сельского поселения, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты.
Решение: Отказано.Из разъяснений, содержащихся в п. 105 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что обязанность кандидата указывать сведения о судимости заключается в соблюдении требования сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты обо всех фактах вынесения в отношении его обвинительного приговора независимо от назначенного наказания, в том числе в случае вступления в законную силу обвинительного приговора после представления в избирательную комиссию необходимых документов.
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты совета депутатов сельского поселения, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты.
Решение: Отказано.Из разъяснений, содержащихся в п. 105 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что обязанность кандидата указывать сведения о судимости заключается в соблюдении требования сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты обо всех фактах вынесения в отношении его обвинительного приговора независимо от назначенного наказания, в том числе в случае вступления в законную силу обвинительного приговора после представления в избирательную комиссию необходимых документов.
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.09.2023 N 88А-9447/2023, 2а-278/2023 (УИД 05RS0011-01-2023-000333-56)
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене регистрации кандидата на избираемую должность.
Решение: Удовлетворено.Отказывая в удовлетворении требований Участковой избирательной комиссии N 1813 Чародинского района Республики Дагестан, суд первой инстанции, установив и подтвердив факт указания А.Ш. неполных сведений о судимости в части наименования статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, не признал указанное обстоятельство основанием к отмене регистрации кандидатом в депутаты. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о ненадлежащем исполнении участковой избирательной комиссией возложенных на нее избирательным законодательством обязанностей, а неполнота представления А.Ш. сведений о судимости в части наименования статьи Уголовного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о сокрытии им сведений о судимости.
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об отмене регистрации кандидата на избираемую должность.
Решение: Удовлетворено.Отказывая в удовлетворении требований Участковой избирательной комиссии N 1813 Чародинского района Республики Дагестан, суд первой инстанции, установив и подтвердив факт указания А.Ш. неполных сведений о судимости в части наименования статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, не признал указанное обстоятельство основанием к отмене регистрации кандидатом в депутаты. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о ненадлежащем исполнении участковой избирательной комиссией возложенных на нее избирательным законодательством обязанностей, а неполнота представления А.Ш. сведений о судимости в части наименования статьи Уголовного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о сокрытии им сведений о судимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неуказание сведений о судимости как основание для отказа в регистрации кандидата
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Схожая ситуация рассматривалась судом Республики Саха, в рамках которой избирательная комиссия обратилась в суд с иском об отмене регистрации кандидата, указывая на факт сокрытия сведений о своей погашенной судимости кандидатом в депутаты <8>. В судебном заседании ответчик не признал исковое заявление, указав, что, согласно ч. 6 ст. 86 действующего Уголовного кодекса РФ, погашенная судимость аннулирует все правовые последствия, связанные судимостью <9>.
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Схожая ситуация рассматривалась судом Республики Саха, в рамках которой избирательная комиссия обратилась в суд с иском об отмене регистрации кандидата, указывая на факт сокрытия сведений о своей погашенной судимости кандидатом в депутаты <8>. В судебном заседании ответчик не признал исковое заявление, указав, что, согласно ч. 6 ст. 86 действующего Уголовного кодекса РФ, погашенная судимость аннулирует все правовые последствия, связанные судимостью <9>.
Статья: Криминальный ценз как основание для ограничения пассивного избирательного права
(Ахременко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Интересной представляется ситуация в Республике Беларусь. В Основном законе этой страны указаны те же самые ограничения общего характера, как и в России: 1) недееспособность и 2) нахождение в местах лишения свободы (ст. 64). Для Президента там устанавливаются дополнительные ограничения, например ценз оседлости и др. Однако ничего не сказано о судимости (ст. 80 - 81) <17>. Обратившись к Избирательному кодексу Республики Беларусь, а именно к ст. 60, можно найти следующее положение: "Кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей не могут быть выдвинуты граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда"; "Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов не могут быть выдвинуты граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость". В ст. 68 сказано о том, что отказывают в регистрации в случаях "наличия вступившего в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей" и "наличия неснятой или непогашенной судимости у лица, выдвинутого кандидатом в депутаты местного Совета депутатов" <18>. Таким образом, криминальный ценз вводится, но опять же не конкретизируются тяжесть и категория преступления. Более того, этот ценз упоминается только по отношению к кандидатам в депутаты, но не к кандидатам в Президенты Республики Беларусь.
(Ахременко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Интересной представляется ситуация в Республике Беларусь. В Основном законе этой страны указаны те же самые ограничения общего характера, как и в России: 1) недееспособность и 2) нахождение в местах лишения свободы (ст. 64). Для Президента там устанавливаются дополнительные ограничения, например ценз оседлости и др. Однако ничего не сказано о судимости (ст. 80 - 81) <17>. Обратившись к Избирательному кодексу Республики Беларусь, а именно к ст. 60, можно найти следующее положение: "Кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей не могут быть выдвинуты граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда"; "Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов не могут быть выдвинуты граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость". В ст. 68 сказано о том, что отказывают в регистрации в случаях "наличия вступившего в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей" и "наличия неснятой или непогашенной судимости у лица, выдвинутого кандидатом в депутаты местного Совета депутатов" <18>. Таким образом, криминальный ценз вводится, но опять же не конкретизируются тяжесть и категория преступления. Более того, этот ценз упоминается только по отношению к кандидатам в депутаты, но не к кандидатам в Президенты Республики Беларусь.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"105. Обязанность кандидата указывать сведения о судимости заключается в соблюдении требования сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты обо всех фактах вынесения в отношении его обвинительного приговора независимо от назначенного наказания, в том числе в случае вступления в законную силу обвинительного приговора после представления в избирательную комиссию необходимых документов.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"105. Обязанность кандидата указывать сведения о судимости заключается в соблюдении требования сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты обо всех фактах вынесения в отношении его обвинительного приговора независимо от назначенного наказания, в том числе в случае вступления в законную силу обвинительного приговора после представления в избирательную комиссию необходимых документов.
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Как установлено в судебном заседании, в заявлении П. о согласии баллотироваться сведения о судимости приведены не были. Однако П. до рассмотрения избирательной комиссией вопроса о его регистрации кандидатом в депутаты представил информацию о наличии у него судимости и ее погашении.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Как установлено в судебном заседании, в заявлении П. о согласии баллотироваться сведения о судимости приведены не были. Однако П. до рассмотрения избирательной комиссией вопроса о его регистрации кандидатом в депутаты представил информацию о наличии у него судимости и ее погашении.
Статья: Специализированное программное изделие по подготовке сведений об участниках выборов: опыт и перспективы применения
(Анненкова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)- наличие чек-бокса по позициям, заполнения которых не требуется при отсутствии соответствующих фактов (например, сведения о профессиональном образовании, статусе депутата на непостоянной основе, наличии судимости). Проставление галочки (крестика) сделает активным тематическое поле, которое до этого не будет восприниматься как обязательное для заполнения и позволит исключить ошибочные записи;
(Анненкова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)- наличие чек-бокса по позициям, заполнения которых не требуется при отсутствии соответствующих фактов (например, сведения о профессиональном образовании, статусе депутата на непостоянной основе, наличии судимости). Проставление галочки (крестика) сделает активным тематическое поле, которое до этого не будет восприниматься как обязательное для заполнения и позволит исключить ошибочные записи;
Статья: Повышение профессионализма глав муниципальных образований посредством совершенствования законодательства о выборах
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Федеральный закон предусматривает представление кандидатом в избирательную комиссию, в числе прочих сведений, следующей обязательной информации: год и место рождения, сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (при отсутствии - роде занятий), месте жительства. В заявлении о согласии баллотироваться также указываются: при наличии профессионального образования - сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность и годе ее окончания; при осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе - наименование законодательного (представительного) органа; при принадлежности к политической партии (иному общественному объединению) - наименование организации и статус в ней; при когда-либо имевшихся судимостях - номер и наименование статьи уголовного закона; при наличии статуса иностранного агента или аффилированного с ним лица - сведения об этом.
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Федеральный закон предусматривает представление кандидатом в избирательную комиссию, в числе прочих сведений, следующей обязательной информации: год и место рождения, сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (при отсутствии - роде занятий), месте жительства. В заявлении о согласии баллотироваться также указываются: при наличии профессионального образования - сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность и годе ее окончания; при осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе - наименование законодательного (представительного) органа; при принадлежности к политической партии (иному общественному объединению) - наименование организации и статус в ней; при когда-либо имевшихся судимостях - номер и наименование статьи уголовного закона; при наличии статуса иностранного агента или аффилированного с ним лица - сведения об этом.
Статья: Совершенствование нормативного правового регулирования охраны общественного порядка в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В пункте 31 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <2> закреплены обязанности полиции принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении выборов противоречащей закону предвыборной агитации, информировать избирательные комиссии о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом.
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В пункте 31 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <2> закреплены обязанности полиции принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении выборов противоречащей закону предвыборной агитации, информировать избирательные комиссии о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом.
Статья: Отдельные аспекты реализации и защиты права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(Ильиных А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)С одной стороны, приведенные нормы направлены на защиту пассивного избирательного права. Наступает определенный момент - отменить регистрацию через суд нельзя. Это есть правовая гарантия статуса зарегистрированного кандидата. С другой стороны, необходимы механизмы недопущения и исправления недочетов в работе избирательных комиссий. Практике известны подобные случаи даже на уровне сенаторов Совета Федерации. В 2019 году депутатом Законодательной Думы Хабаровского края от ЛДПР был избран гражданин Приятнов, впоследствии ставший сенатором (тогда еще членом) Совета Федерации. Однако, как выяснилось позднее, он имел судимость, но скрывал данный факт. Ситуация разрешилась посредством добровольного ухода Приятнова со своего поста <15>. В рассматриваемом аспекте достаточно в избирательном законодательстве РФ, в статьях, определяющих суть права быть избранным, прописать норму, в соответствии с которой выявление фактов отсутствия у лица, замещающего выборную должность, права быть избранным влечет прекращение его полномочий. Проблема будет заключаться в том, что в таких случаях потребуется проведение новых выборов и соответствующее финансирование всей избирательной кампании. Поэтому может быть предложено возложение всех расходов по организации и проведению новой избирательной кампании на недобросовестного кандидата, который скрывал наличие у него судимости или иных обстоятельств, не позволяющих ему замещать выборную должность. Данная мера, по нашему мнению, является действенным средством защиты пассивного избирательного права добросовестных кандидатов.
(Ильиных А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)С одной стороны, приведенные нормы направлены на защиту пассивного избирательного права. Наступает определенный момент - отменить регистрацию через суд нельзя. Это есть правовая гарантия статуса зарегистрированного кандидата. С другой стороны, необходимы механизмы недопущения и исправления недочетов в работе избирательных комиссий. Практике известны подобные случаи даже на уровне сенаторов Совета Федерации. В 2019 году депутатом Законодательной Думы Хабаровского края от ЛДПР был избран гражданин Приятнов, впоследствии ставший сенатором (тогда еще членом) Совета Федерации. Однако, как выяснилось позднее, он имел судимость, но скрывал данный факт. Ситуация разрешилась посредством добровольного ухода Приятнова со своего поста <15>. В рассматриваемом аспекте достаточно в избирательном законодательстве РФ, в статьях, определяющих суть права быть избранным, прописать норму, в соответствии с которой выявление фактов отсутствия у лица, замещающего выборную должность, права быть избранным влечет прекращение его полномочий. Проблема будет заключаться в том, что в таких случаях потребуется проведение новых выборов и соответствующее финансирование всей избирательной кампании. Поэтому может быть предложено возложение всех расходов по организации и проведению новой избирательной кампании на недобросовестного кандидата, который скрывал наличие у него судимости или иных обстоятельств, не позволяющих ему замещать выборную должность. Данная мера, по нашему мнению, является действенным средством защиты пассивного избирательного права добросовестных кандидатов.
Статья: Дефекты судебной практики об изменении категории преступления
(Павлова Л.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)- Другое дело было примечательно тем, что политическая партия обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением с требованием обязать ЦИК России зарегистрировать лицо в качестве кандидата в депутаты, поскольку ему было отказано в этом на том основании, что оно имеет судимость за тяжкое преступление. Верховный Суд РФ установил, что кассационным определением категория преступления была изменена с тяжкого на преступление средней тяжести и на момент формирования списка кандидатов отсутствовали ограничения пассивного избирательного права <36>. В результате указанное решение обязало ЦИК России зарегистрировать лицо в составе федерального списка кандидатов в депутаты. Таким образом, изменение категории преступления влечет за собой не только уголовно-правовые, но и общеправовые последствия.
(Павлова Л.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)- Другое дело было примечательно тем, что политическая партия обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением с требованием обязать ЦИК России зарегистрировать лицо в качестве кандидата в депутаты, поскольку ему было отказано в этом на том основании, что оно имеет судимость за тяжкое преступление. Верховный Суд РФ установил, что кассационным определением категория преступления была изменена с тяжкого на преступление средней тяжести и на момент формирования списка кандидатов отсутствовали ограничения пассивного избирательного права <36>. В результате указанное решение обязало ЦИК России зарегистрировать лицо в составе федерального списка кандидатов в депутаты. Таким образом, изменение категории преступления влечет за собой не только уголовно-правовые, но и общеправовые последствия.