Судимость и госслужба
Подборка наиболее важных документов по запросу Судимость и госслужба (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Что это, если не двойственность уголовной политики? С учетом того что профессия водителя является одной из наиболее распространенных и доступных, Федеральный закон от 11.06.2022 N 155-ФЗ создает существенное препятствие реализации Федерального закона от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ в аспекте такого важного средства реализации постпенитенциарной ресоциализации осужденных, как содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, не говоря уже о том, что другими нормативными правовыми актами ранее также установлены запреты для осуществления определенных видов трудовой деятельности лицами, имеющими судимость (педагогическая деятельность, государственная служба и т.п.). Так, согласно ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию.
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Что это, если не двойственность уголовной политики? С учетом того что профессия водителя является одной из наиболее распространенных и доступных, Федеральный закон от 11.06.2022 N 155-ФЗ создает существенное препятствие реализации Федерального закона от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ в аспекте такого важного средства реализации постпенитенциарной ресоциализации осужденных, как содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, не говоря уже о том, что другими нормативными правовыми актами ранее также установлены запреты для осуществления определенных видов трудовой деятельности лицами, имеющими судимость (педагогическая деятельность, государственная служба и т.п.). Так, согласно ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию.
Статья: К вопросу установления сроков в отношении ограничений, возникающих после увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Более того, на данной момент возникает ситуация, при которой лица, совершившие преступления, т.е. деяния, обладающие большей степенью общественной опасности по сравнению с дисциплинарными проступками, после погашения судимости или снятия судимости не имеют препятствий для замещения должностей государственной гражданской службы и, соответственно, для реализации указанных конституционных прав - в отличие от граждан, уволенных с государственной гражданской службы по итогам дисциплинарного, хоть и коррупционного, правонарушения.
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Более того, на данной момент возникает ситуация, при которой лица, совершившие преступления, т.е. деяния, обладающие большей степенью общественной опасности по сравнению с дисциплинарными проступками, после погашения судимости или снятия судимости не имеют препятствий для замещения должностей государственной гражданской службы и, соответственно, для реализации указанных конституционных прав - в отличие от граждан, уволенных с государственной гражданской службы по итогам дисциплинарного, хоть и коррупционного, правонарушения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
Статья: Обработка ПДн для исполнения трудового законодательства: какие нюансы требуют внимания кадровых служб
(Кузина Т.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Какие категории ПДн могут обрабатывать кадровые службы? Учитывая стандартные анкеты соискателя - практически все возможные, то есть кроме самых распространенных (типа Ф.И.О.), специфическими будут данные об образовании, квалификации, профессиональной подготовке и повышении квалификации; семейном положении, наличии детей, родственных связях; факты биографии и сведения о предыдущей трудовой деятельности (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.); о финансовом положении <3>, деловых и иных личных качествах, которые носят оценочный характер.
(Кузина Т.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Какие категории ПДн могут обрабатывать кадровые службы? Учитывая стандартные анкеты соискателя - практически все возможные, то есть кроме самых распространенных (типа Ф.И.О.), специфическими будут данные об образовании, квалификации, профессиональной подготовке и повышении квалификации; семейном положении, наличии детей, родственных связях; факты биографии и сведения о предыдущей трудовой деятельности (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.); о финансовом положении <3>, деловых и иных личных качествах, которые носят оценочный характер.
Статья: Конституционный контроль как фактор совершенствования российского законодательства
(Зорькин В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Другой пример из этой области связан с тем, что в последнее десятилетие проявилась тенденция к так называемому ретроактивному установлению законодательных запретов. Между тем придание ограничениям прав человека и гражданина обратной силы, не позволявшее учитывать степень и тяжесть совершенного правонарушения тех, кто подпал под эти запреты, а также конкретные обстоятельства их жизненных ситуаций, вступало в прямое противоречие с принципом соразмерности вины и ответственности. Исходя из этого, Конституционный Суд признал частично неконституционными запрет на занятие педагогической деятельностью лицам, когда-либо имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию <10>, запрет на несение государственной службы лицам, не прошедшим военную службу <11>, запрет на право быть усыновителем для лиц, имевших судимость, не связанную с тяжкими преступлениями и преступлениями против половой неприкосновенности <12>, и т.д. В связи с этим Конституционный Суд пришел к выводу о том, что, поскольку все запреты такого рода, по сути, имели характер лишения права, их следовало бы вводить в качестве сугубо дополнительной меры наказания за совершенное преступление или административное правонарушение. В этом случае не будет действовать принцип "обратной силы" и у человека появляется возможность доказывать свою невиновность перед судом, который может дифференцировать наказание в зависимости от обстоятельств дела.
(Зорькин В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Другой пример из этой области связан с тем, что в последнее десятилетие проявилась тенденция к так называемому ретроактивному установлению законодательных запретов. Между тем придание ограничениям прав человека и гражданина обратной силы, не позволявшее учитывать степень и тяжесть совершенного правонарушения тех, кто подпал под эти запреты, а также конкретные обстоятельства их жизненных ситуаций, вступало в прямое противоречие с принципом соразмерности вины и ответственности. Исходя из этого, Конституционный Суд признал частично неконституционными запрет на занятие педагогической деятельностью лицам, когда-либо имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию <10>, запрет на несение государственной службы лицам, не прошедшим военную службу <11>, запрет на право быть усыновителем для лиц, имевших судимость, не связанную с тяжкими преступлениями и преступлениями против половой неприкосновенности <12>, и т.д. В связи с этим Конституционный Суд пришел к выводу о том, что, поскольку все запреты такого рода, по сути, имели характер лишения права, их следовало бы вводить в качестве сугубо дополнительной меры наказания за совершенное преступление или административное правонарушение. В этом случае не будет действовать принцип "обратной силы" и у человека появляется возможность доказывать свою невиновность перед судом, который может дифференцировать наказание в зависимости от обстоятельств дела.