Судебная практика по тко
Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика по тко (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недостатки услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Понятия явных и скрытых недостатков не применяются к услугам по вывозу ТКО, в связи с чем заказчик, подписавший акт приемки без замечаний, не лишается права предъявить требование по качеству, связанное с нарушением периодичности вывоза ТКО
(КонсультантПлюс, 2025)Понятия явных и скрытых недостатков не применяются к услугам по вывозу ТКО, в связи с чем заказчик, подписавший акт приемки без замечаний, не лишается права предъявить требование по качеству, связанное с нарушением периодичности вывоза ТКО
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за несоблюдение периодичности вывоза ТКО
(КонсультантПлюс, 2025)Регионального оператора по обращению с ТКО привлекают к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение установленной периодичности вывоза ТКО из-за отсутствия надлежащего подъездного пути, если фактически этот путь используется для вывоза с других контейнерных площадок либо есть альтернативная дорога к месту накопления ТКО
(КонсультантПлюс, 2025)Регионального оператора по обращению с ТКО привлекают к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение установленной периодичности вывоза ТКО из-за отсутствия надлежащего подъездного пути, если фактически этот путь используется для вывоза с других контейнерных площадок либо есть альтернативная дорога к месту накопления ТКО
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Спор о понуждении к заключению договора (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Пункт 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, рассматриваемый во взаимосвязи с п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не исключает возможности дополнения договора положениями, не противоречащими законодательству РФ. В силу данного Закона дополнения в договор вносятся по соглашению сторон, тем самым указанные нормативные положения не предполагают, что предложения потребителя должны приниматься региональным оператором в обязательном порядке. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение свободы договора и достижение баланса интересов сторон договора. При этом если региональный оператор уклоняется от урегулирования разногласий, его действия носят характер недобросовестных, то потребитель вправе обратиться в суд с иском об изменении договора и осуществлении перерасчета платы за оказанные услуги (Определение Конституционного Суда РФ от 29.04.2025 N 1035-О, п. 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Пункт 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, рассматриваемый во взаимосвязи с п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не исключает возможности дополнения договора положениями, не противоречащими законодательству РФ. В силу данного Закона дополнения в договор вносятся по соглашению сторон, тем самым указанные нормативные положения не предполагают, что предложения потребителя должны приниматься региональным оператором в обязательном порядке. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение свободы договора и достижение баланса интересов сторон договора. При этом если региональный оператор уклоняется от урегулирования разногласий, его действия носят характер недобросовестных, то потребитель вправе обратиться в суд с иском об изменении договора и осуществлении перерасчета платы за оказанные услуги (Определение Конституционного Суда РФ от 29.04.2025 N 1035-О, п. 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
Готовое решение: Как взыскать законную неустойку по договору возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика: за неоплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО взыскивается неустойка, установленная типовым договором, а не более низкая договорная неустойка
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная практика: за неоплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО взыскивается неустойка, установленная типовым договором, а не более низкая договорная неустойка
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)принять меры для учета объема и (или) массы отходов тем способом, который выбрал сам. Собственник отходов вправе при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором выбрать учет ТКО по нормативу их накопления либо по количеству и объему контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021); п. 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)). В противном случае вы можете подать жалобу в антимонопольный орган на действия регионального оператора, если он злоупотребляет доминирующим положением на рынке и навязывает невыгодные условия при заключении договора по обращению с ТКО. Такие условия могут выражаться в учете объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из норматива накопления отходов, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Антимонопольный орган в этом случае вправе выдать предписание региональному оператору о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 41 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)).
(КонсультантПлюс, 2025)принять меры для учета объема и (или) массы отходов тем способом, который выбрал сам. Собственник отходов вправе при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором выбрать учет ТКО по нормативу их накопления либо по количеству и объему контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021); п. 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)). В противном случае вы можете подать жалобу в антимонопольный орган на действия регионального оператора, если он злоупотребляет доминирующим положением на рынке и навязывает невыгодные условия при заключении договора по обращению с ТКО. Такие условия могут выражаться в учете объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из норматива накопления отходов, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Антимонопольный орган в этом случае вправе выдать предписание региональному оператору о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 41 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)).
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Таким образом, создавать и содержать места накопления ТКО на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в этом доме, в общем случае обязаны лица, осуществляющие управление многоквартирным домом (ч. 1, 2 ст. 161 ЖК РФ; п. 34 Правил N 293; п. 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Таким образом, создавать и содержать места накопления ТКО на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в этом доме, в общем случае обязаны лица, осуществляющие управление многоквартирным домом (ч. 1, 2 ст. 161 ЖК РФ; п. 34 Правил N 293; п. 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
Готовое решение: Кто является собственником отходов
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что на собственнике земельного участка лежит обязанность по охране земель от загрязнения отходами производства и потребления. То есть в любом случае вы должны обеспечить вывоз мусора, в том числе брошенного, в установленном порядке. Это касается также арендаторов и иных землепользователей (пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ, п. 32 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что на собственнике земельного участка лежит обязанность по охране земель от загрязнения отходами производства и потребления. То есть в любом случае вы должны обеспечить вывоз мусора, в том числе брошенного, в установленном порядке. Это касается также арендаторов и иных землепользователей (пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ, п. 32 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).