Судебная практика по статье 48 нк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика по статье 48 нк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 48 НК РФВажнейшая практика по ст. 48 НК РФ
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физлиц: Налогоплательщик хочет признать задолженность по транспортному налогу безнадежной к взысканию
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: пп. 5 п. 3 ст. 44, ст. 48, пп. 4, 5 п. 1 ст. 59, п. 3 ст. 363 НК РФ, п. 3 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: пп. 5 п. 3 ст. 44, ст. 48, пп. 4, 5 п. 1 ст. 59, п. 3 ст. 363 НК РФ, п. 3 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования взыскания задолженности по налогам и сборам с физических лиц в Российской Федерации
(Гаценко А.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Отметим, что подп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ и подп. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ представляют собой дифференцированные подходы к исчислению сроков обращения налогового органа в суд исходя из процесса формирования налоговой задолженности. В судебной практике при толковании подп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ подчеркивается, что право на обращение налогового органа в суд предусмотрено при уже сформированной и указанной в требовании об уплате задолженности в размере свыше 10 000 руб. и исчисление срока связано не с датой формирования отрицательного сальдо на ЕНС, а с окончанием срока исполнения требования <1>.
(Гаценко А.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Отметим, что подп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ и подп. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ представляют собой дифференцированные подходы к исчислению сроков обращения налогового органа в суд исходя из процесса формирования налоговой задолженности. В судебной практике при толковании подп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ подчеркивается, что право на обращение налогового органа в суд предусмотрено при уже сформированной и указанной в требовании об уплате задолженности в размере свыше 10 000 руб. и исчисление срока связано не с датой формирования отрицательного сальдо на ЕНС, а с окончанием срока исполнения требования <1>.
Статья: Сроки давности по налогам на недвижимость
(Ростов А., Соколов В.)
("Жилищное право", 2025, N 2)Одним из преобладающих выводов в судебной практике по данному поводу является вывод, что если в установленные ст. 48 НК РФ сроки налоговый орган не предпринимал никаких мер по взысканию задолженности, с момента выставления требования об уплате налога, сбора, пени, и налога на имущество физических лиц, то такая задолженность является безнадежной к взысканию.
(Ростов А., Соколов В.)
("Жилищное право", 2025, N 2)Одним из преобладающих выводов в судебной практике по данному поводу является вывод, что если в установленные ст. 48 НК РФ сроки налоговый орган не предпринимал никаких мер по взысканию задолженности, с момента выставления требования об уплате налога, сбора, пени, и налога на имущество физических лиц, то такая задолженность является безнадежной к взысканию.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 11.02.2025 N БВ-4-7/1212@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в IV квартале 2024 года по вопросам налогообложения>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2024 года по вопросам налогообложения")Вместе с тем в правоприменительной практике не исключены случаи, когда мировыми судьями выносятся судебные приказы о взыскании налоговой задолженности по заявлению, поданному за пределами регламентированных пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроков.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в IV квартале 2024 года по вопросам налогообложения>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2024 года по вопросам налогообложения")Вместе с тем в правоприменительной практике не исключены случаи, когда мировыми судьями выносятся судебные приказы о взыскании налоговой задолженности по заявлению, поданному за пределами регламентированных пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроков.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.10.2024 N 48-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия"3.2. Вместе с тем, как видно, в частности, из материалов, представленных с запросом Верховного Суда Республики Карелия, в правоприменительной практике не исключены случаи, когда мировыми судьями выносятся судебные приказы о взыскании налоговой задолженности по заявлению, поданному за пределами регламентированных пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроков. Рассматривая в исковом порядке дела о взыскании такой задолженности после отмены судебных приказов, отдельные суды общей юрисдикции исходят из того, что соблюдение налоговым органом сроков осуществления действий по взысканию налоговой задолженности, предшествующих обращению с соответствующим исковым заявлением, не имеет правового значения, если налоговый орган обратился с исковым заявлением в течение шестимесячного срока, исчисляемого в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации с момента отмены судебного приказа.
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия"3.2. Вместе с тем, как видно, в частности, из материалов, представленных с запросом Верховного Суда Республики Карелия, в правоприменительной практике не исключены случаи, когда мировыми судьями выносятся судебные приказы о взыскании налоговой задолженности по заявлению, поданному за пределами регламентированных пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроков. Рассматривая в исковом порядке дела о взыскании такой задолженности после отмены судебных приказов, отдельные суды общей юрисдикции исходят из того, что соблюдение налоговым органом сроков осуществления действий по взысканию налоговой задолженности, предшествующих обращению с соответствующим исковым заявлением, не имеет правового значения, если налоговый орган обратился с исковым заявлением в течение шестимесячного срока, исчисляемого в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации с момента отмены судебного приказа.
Статья: Процедурные вопросы взыскания налога с физического лица
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Анализ судебной практики показывает, что налоговые органы нередко обращаются с заявлениями о выдаче судебных приказов за пределами установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока для обращения в суд, а мировые судьи, к сожалению, не принимают во внимание данное обстоятельство, вынося незаконные судебные приказы.
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Анализ судебной практики показывает, что налоговые органы нередко обращаются с заявлениями о выдаче судебных приказов за пределами установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока для обращения в суд, а мировые судьи, к сожалению, не принимают во внимание данное обстоятельство, вынося незаконные судебные приказы.
Статья: Понятие и виды неосновательного налогового обогащения
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)<21> Исключением являются только физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, для которых ст. 48 НК РФ установлен судебный порядок взыскания.
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)<21> Исключением являются только физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, для которых ст. 48 НК РФ установлен судебный порядок взыскания.
Статья: Судебное административное понуждение к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов: анализ правоприменительной практики и проблемы законодательного регулирования
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Представляется важным обратить внимание на законодательное урегулирование кратности выявленных фактов неисполнения предписаний контрольно-надзорных органов, которые являются основанием для обращения в суд с требованием о понуждении к их исполнению. Так, контрольно-надзорные органы вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к исполнению предписания либо сразу по истечении срока его исполнения (например, по п. 6 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ), либо после неисполнения повторно выданного предписания в установленный в нем новый срок (например, в силу п. 4 ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 95 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). При этом законодателем не установлены ограничения по количеству выдаваемых повторных предписаний с установлением новых сроков, а также нет сроков давности их исполнения. В данной ситуации представляется, что обращение контрольно-надзорного органа в суд с требованием о понуждении к исполнению предписания должно быть крайним и исключительным правовым инструментом, когда данным органом приняты все меры по обеспечению его исполнения и при условии, что мера судебного административного понуждения установлена законом о контрольно-надзорной деятельности. Это правило в настоящее время уже закреплено в ч. 2 ст. 95 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и было бы логичным установить этот алгоритм действий для контрольно-надзорных органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в соответствии с иными федеральными законами. Представляется важным развивать систему эффективных мер досудебного административного понуждения, применяемых контрольно-надзорными органами по обеспечению надлежащего исполнения предписаний, выдаваемых в соответствии с федеральными законами, выведенными из-под регулирующего воздействия в силу ст. 2 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе во взаимодействии с судебными приставами-исполнителями. Наиболее детально алгоритм действий по досудебному административному понуждению урегулирован для налоговых органов применительно к взысканию задолженности по обязательным платежам и санкциям, в том числе посредством взаимодействия с банками (ст. 46 НК РФ) и судебными приставами-исполнителями (ч. 2, ч. 3 ст. 47 НК РФ), когда обращение в суд является крайней мерой при соблюдении особых условий (ч. 4 ст. 46, ч. 4 ст. 47, ч. 3 ст. 48 НК РФ).
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Представляется важным обратить внимание на законодательное урегулирование кратности выявленных фактов неисполнения предписаний контрольно-надзорных органов, которые являются основанием для обращения в суд с требованием о понуждении к их исполнению. Так, контрольно-надзорные органы вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к исполнению предписания либо сразу по истечении срока его исполнения (например, по п. 6 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ), либо после неисполнения повторно выданного предписания в установленный в нем новый срок (например, в силу п. 4 ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 95 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). При этом законодателем не установлены ограничения по количеству выдаваемых повторных предписаний с установлением новых сроков, а также нет сроков давности их исполнения. В данной ситуации представляется, что обращение контрольно-надзорного органа в суд с требованием о понуждении к исполнению предписания должно быть крайним и исключительным правовым инструментом, когда данным органом приняты все меры по обеспечению его исполнения и при условии, что мера судебного административного понуждения установлена законом о контрольно-надзорной деятельности. Это правило в настоящее время уже закреплено в ч. 2 ст. 95 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и было бы логичным установить этот алгоритм действий для контрольно-надзорных органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в соответствии с иными федеральными законами. Представляется важным развивать систему эффективных мер досудебного административного понуждения, применяемых контрольно-надзорными органами по обеспечению надлежащего исполнения предписаний, выдаваемых в соответствии с федеральными законами, выведенными из-под регулирующего воздействия в силу ст. 2 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе во взаимодействии с судебными приставами-исполнителями. Наиболее детально алгоритм действий по досудебному административному понуждению урегулирован для налоговых органов применительно к взысканию задолженности по обязательным платежам и санкциям, в том числе посредством взаимодействия с банками (ст. 46 НК РФ) и судебными приставами-исполнителями (ч. 2, ч. 3 ст. 47 НК РФ), когда обращение в суд является крайней мерой при соблюдении особых условий (ч. 4 ст. 46, ч. 4 ст. 47, ч. 3 ст. 48 НК РФ).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Понятие "организация" имеет достаточно широкое значение. Но современная законодательная практика и юридическая наука выработала специфическое назначение термина "организация" <151>. Так, ст. 48 ГК РФ указывает, что юридическим лицом признается организация, которая обладает известными признаками. Исходя из этого, очевидно, что понятие организации значительно шире понятия юридического лица. В литературе по вопросам гражданского права под организацией понимается коллективное образование, обладающее организационным единством.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Понятие "организация" имеет достаточно широкое значение. Но современная законодательная практика и юридическая наука выработала специфическое назначение термина "организация" <151>. Так, ст. 48 ГК РФ указывает, что юридическим лицом признается организация, которая обладает известными признаками. Исходя из этого, очевидно, что понятие организации значительно шире понятия юридического лица. В литературе по вопросам гражданского права под организацией понимается коллективное образование, обладающее организационным единством.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда РФ по вопросам процессуального права за октябрь - ноябрь 2020 г.
(Солохин А.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)С учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2019) (утв. Президиумом ВС РФ 17.07.2019), ст. 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа; между тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности; если задолженность не превышает 3 000 руб., данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 руб.
(Солохин А.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)С учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2019) (утв. Президиумом ВС РФ 17.07.2019), ст. 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа; между тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности; если задолженность не превышает 3 000 руб., данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 руб.
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Так, в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части I Налогового кодекса РФ" было указано, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного в ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 3 ст. 48 НК РФ). Данный срок не является пресекательным, и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Так, в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части I Налогового кодекса РФ" было указано, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного в ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 3 ст. 48 НК РФ). Данный срок не является пресекательным, и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.