Суд не может подменять налоговый орган



Подборка наиболее важных документов по запросу Суд не может подменять налоговый орган (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 12.12.2024 по делу N 33-11223/2024 (УИД 42RS0007-01-2024-000393-52)
Категория спора: 1) Причинение вреда имуществу; 2) Особое производство.
Требования потерпевшего: 1) Об установлении факта налогового правонарушения; 2) О возмещении ущерба.
Обстоятельства: Отсутствуют доказательства ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него обязанностей.
Решение: Отказано.
Как установлено судом первой инстанции, в ходе проведения камеральных проверок ООО "Кемеровоавтодор" нарушений не установлено. Налоговым органом проведены мероприятия налогового контроля, документального обоснования для проведения выездной налоговой проверки не установлено. Не согласившись с решением инспекции, К. обратился в Центральный районный суд города Кемерово о признании незаконными бездействий, выразившихся в непроведении мероприятий налогового контроля. В указанных требованиях истцу отказано. Таким образом, в отсутствие доказательств ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него обязанностей суд не может подменять деятельность налоговых органов по проведению налоговых проверок, на что правомерно указано в обжалуемом решении суда первой инстанции.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2024 N 11АП-13454/2024 по делу N А65-7297/2024
Требование: О взыскании долга по договорам субподряда.
Встречное требование: О взыскании убытков по договорам субподряда.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Совокупное толкование условий договоров, включенных в пункт 12.2 договоров "возмещение имущественных потерь", а также вышеприведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации с учетом установленного судом и признанного ответчиком факта выполнения истцом работ по договорам субподряда позволяет прийти к выводу, что протокол рабочей встречи сам по себе не может являться документом, подменяющим акт государственного органа, в частности решение налогового органа, о котором идет речь в п. 12.2.1 договоров, а значит, правомерно такой протокол не принят судом первой инстанции в качестве документа, свидетельствующего о возникновении у ответчика убытков по вине истца.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Ошибка налогового органа как решающий аргумент налогоплательщика
(Медведев А.Н.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 10)
- арбитражный суд не может подменять деятельность налоговых органов по проведению налоговых проверок, что следует из принципа разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленного ст. 10 Конституции Российской Федерации (Постановление АС Московского округа от 30.06.2016 по делу N А40-64538/2015);
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамВ такой ситуации суд также встанет на сторону налогоплательщика, если опечатка окажется отраженной и в решении налогового органа, принятом на основании этого акта. Ведь такая опечатка должна быть рассмотрена как ошибочная квалификация вменяемого налогового правонарушения. Налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности необоснованно, а судебные органы не могут подменять функции налогового органа в части квалификации правонарушений (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.11.2007 N Ф08-7548/07-2513А).
показать больше документов

Нормативные акты

Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 244-О
"По жалобам граждан А.И. Косика и Т.Ш. Кенчхадзе на нарушение их конституционных прав положениями абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"
В своих жалобах граждане А.И. Косик и Т.Ш. Кенчхадзе утверждают, что налоговые органы и арбитражные суды ограничились выяснением лишь самого факта правонарушения и не исследовали вопрос о наличии их вины и о ее степени. Между тем проверка законности и обоснованности соответствующих правоприменительных решений не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, который, по смыслу статей 118, 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, не вправе подменять правоприменителя. Правоприменитель же, реализуя свои полномочия, не может придавать положениям абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" какое-либо иное значение, расходящееся с их конституционно - правовым смыслом.
<Письмо> ФНС России от 31.05.2023 N БВ-4-7/6781
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>
Высказанные в постановлениях арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций суждения о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды при совершении операций с долями в уставном капитале дочернего общества также не могут быть признаны правомерными.
показать больше документов