Субсидии в уставной капитал
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии в уставной капитал (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии унитарным предприятиям
(КонсультантПлюс, 2025)1. Субсидии на увеличение уставного фонда
(КонсультантПлюс, 2025)1. Субсидии на увеличение уставного фонда
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика права на налоговые вычеты по НДС, так как налогоплательщик не обеспечил ведение достоверного раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств. Основная часть затрат налогоплательщика на приобретение товаров (работ, услуг), в отношении которых заявлен налоговый вычет, фактически профинансирована за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Суд признал правомерным отказ в налоговых вычетах на основании п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Суд установил, что денежные средства, использованные обществом в целях осуществления предпринимательской деятельности для приобретения товаров (работ, услуг), поступили ему в том числе от АО в качестве дополнительного взноса в уставной капитал по инвестиционному соглашению. Источником средств, которые АО внесло как дополнительный взнос в уставный капитал общества, являлись субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ. Суд пришел к выводу, что целью внесения взноса в уставный капитал являлось изменение статуса денежных средств с бюджетных на полученные в рамках хозяйственной деятельности. Суд отметил, что у налогоплательщика отсутствовали иные достаточные денежные средства, помимо полученных бюджетных средств, для приобретения саженцев и закладки фруктового сада.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика права на налоговые вычеты по НДС, так как налогоплательщик не обеспечил ведение достоверного раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств. Основная часть затрат налогоплательщика на приобретение товаров (работ, услуг), в отношении которых заявлен налоговый вычет, фактически профинансирована за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Суд признал правомерным отказ в налоговых вычетах на основании п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Суд установил, что денежные средства, использованные обществом в целях осуществления предпринимательской деятельности для приобретения товаров (работ, услуг), поступили ему в том числе от АО в качестве дополнительного взноса в уставной капитал по инвестиционному соглашению. Источником средств, которые АО внесло как дополнительный взнос в уставный капитал общества, являлись субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ. Суд пришел к выводу, что целью внесения взноса в уставный капитал являлось изменение статуса денежных средств с бюджетных на полученные в рамках хозяйственной деятельности. Суд отметил, что у налогоплательщика отсутствовали иные достаточные денежные средства, помимо полученных бюджетных средств, для приобретения саженцев и закладки фруктового сада.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О восстановлении НДС при погашении МУП кредиторской задолженности ресурсоснабжающей организации за счет субсидии на увеличение уставного капитала от учредителя - структурного подразделения ОМСУ.
(Письмо Минфина России от 01.10.2024 N 03-07-11/94612)Вопрос: Муниципальное унитарное предприятие (далее - МУП) получает субсидию на увеличение уставного фонда от учредителя - структурного подразделения органа местного самоуправления (которая, в свою очередь, получена из субъекта РФ). Средства, полученные на увеличение уставного капитала МУП, расходуются на погашение ранее возникшей кредиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.
(Письмо Минфина России от 01.10.2024 N 03-07-11/94612)Вопрос: Муниципальное унитарное предприятие (далее - МУП) получает субсидию на увеличение уставного фонда от учредителя - структурного подразделения органа местного самоуправления (которая, в свою очередь, получена из субъекта РФ). Средства, полученные на увеличение уставного капитала МУП, расходуются на погашение ранее возникшей кредиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.
Вопрос: О казначейском сопровождении расчетов по заключенным договорам АО, для внесения в уставный капитал которого госкорпорации предоставлена субсидия в виде имущественного взноса РФ.
(Письмо Минфина России от 07.03.2025 N 02-12-12/22809)Вопрос: О казначейском сопровождении расчетов по заключенным договорам АО, для внесения в уставный капитал которого госкорпорации предоставлена субсидия в виде имущественного взноса РФ.
(Письмо Минфина России от 07.03.2025 N 02-12-12/22809)Вопрос: О казначейском сопровождении расчетов по заключенным договорам АО, для внесения в уставный капитал которого госкорпорации предоставлена субсидия в виде имущественного взноса РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"2. Под государственными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы являются государственные органы и организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, выделялись бюджетные ассигнования из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) субъекта (субъектов) Российской Федерации.
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"2. Под государственными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы являются государственные органы и организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, выделялись бюджетные ассигнования из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Статья: Государство как инвестор: бюджетно-правовой аспект
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Бюджетное законодательство содержит несколько инструментов реализации инвестиционного потенциала государства, что может проявляться через предоставление субъектам предпринимательской деятельности бюджетных субсидий и бюджетных инвестиций, государственных гарантий, создание инвестиционных <7> и дорожных <8> фондов, приобретения основных средств для конкретного государственного унитарного предприятия. Предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы признается в научной литературе рискоемкими направлениями бюджетных расходов <9>. Вместе с тем учеными также отмечается, что в современных социально-экономических условиях при дефиците бюджета такие меры поддержки экономики являются вполне оправданными <10>, что было продемонстрировано в правоприменительной практике в период обострения санкционного давления <11>. Как справедливо подчеркивает А.С. Гуркин, использование финансово-правовых норм позволяет влиять на экономическую ситуацию, в том числе нивелировать неблагоприятные последствия в связи с санкциями <12>.
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Бюджетное законодательство содержит несколько инструментов реализации инвестиционного потенциала государства, что может проявляться через предоставление субъектам предпринимательской деятельности бюджетных субсидий и бюджетных инвестиций, государственных гарантий, создание инвестиционных <7> и дорожных <8> фондов, приобретения основных средств для конкретного государственного унитарного предприятия. Предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы признается в научной литературе рискоемкими направлениями бюджетных расходов <9>. Вместе с тем учеными также отмечается, что в современных социально-экономических условиях при дефиците бюджета такие меры поддержки экономики являются вполне оправданными <10>, что было продемонстрировано в правоприменительной практике в период обострения санкционного давления <11>. Как справедливо подчеркивает А.С. Гуркин, использование финансово-правовых норм позволяет влиять на экономическую ситуацию, в том числе нивелировать неблагоприятные последствия в связи с санкциями <12>.
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Таким образом, деятельность хозяйственных обществ подвергается внешнему контролю как в общем (осуществление закупок, совершение определенных категорий сделок, ведение бухгалтерского учета и отчетности), так и по специфическим направлениям, которые касаются напрямую бюджета. К таковым в первую очередь относится вопрос перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации прибыли от доли региона в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ или дивидендов по акциям, принадлежащим публично-правовому образованию, причем проверяется полнота перечислений, их величина (размер), соблюдение установленного срока внесения этих средств в бюджет и иных требований, которые предъявляются к таким доходам. Кроме того, проверяемое юридическое лицо может получать из бюджета какие-либо средства, в том числе в виде взноса в уставный капитал, субсидии, иных целевых платежей, что также будет требовать внешнего контроля, но уже в сфере бюджетных расходов. В этом случае внешний бюджетный контроль осуществляется по общим правилам контроля расходов бюджетов и не имеет значительных отличий. Таким образом, хозяйственное товарищество или общество может подвергаться проверке и в части формирования доходной части бюджета, и при осуществлении контроля бюджетных расходов.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Таким образом, деятельность хозяйственных обществ подвергается внешнему контролю как в общем (осуществление закупок, совершение определенных категорий сделок, ведение бухгалтерского учета и отчетности), так и по специфическим направлениям, которые касаются напрямую бюджета. К таковым в первую очередь относится вопрос перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации прибыли от доли региона в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ или дивидендов по акциям, принадлежащим публично-правовому образованию, причем проверяется полнота перечислений, их величина (размер), соблюдение установленного срока внесения этих средств в бюджет и иных требований, которые предъявляются к таким доходам. Кроме того, проверяемое юридическое лицо может получать из бюджета какие-либо средства, в том числе в виде взноса в уставный капитал, субсидии, иных целевых платежей, что также будет требовать внешнего контроля, но уже в сфере бюджетных расходов. В этом случае внешний бюджетный контроль осуществляется по общим правилам контроля расходов бюджетов и не имеет значительных отличий. Таким образом, хозяйственное товарищество или общество может подвергаться проверке и в части формирования доходной части бюджета, и при осуществлении контроля бюджетных расходов.
Вопрос: Об учете доходов и расходов при передаче паев ЗПИФа в счет оплаты доли в уставном капитале дочернего общества, приобретенных за счет субсидии, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 21.07.2025 N 03-03-08/70574)Вопрос: Об учете доходов и расходов при передаче паев ЗПИФа в счет оплаты доли в уставном капитале дочернего общества, приобретенных за счет субсидии, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 21.07.2025 N 03-03-08/70574)Вопрос: Об учете доходов и расходов при передаче паев ЗПИФа в счет оплаты доли в уставном капитале дочернего общества, приобретенных за счет субсидии, в целях налога на прибыль.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- ведет в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, реестр соглашений (договоров) о предоставлении из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, реестр получателей субсидий, взносов в уставный (складочный) капитал, источником финансового обеспечения предоставления которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (реестр конечных получателей);
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- ведет в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, реестр соглашений (договоров) о предоставлении из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, реестр получателей субсидий, взносов в уставный (складочный) капитал, источником финансового обеспечения предоставления которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (реестр конечных получателей);
Готовое решение: Как в счете-фактуре указать информацию об идентификаторе государственного контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Идентификатор госконтракта, договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал укажите в строке 8 счета-фактуры как при отгрузке, так и при получении аванса (пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1 ст. 169 НК РФ, пп. "н" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
(КонсультантПлюс, 2025)Идентификатор госконтракта, договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал укажите в строке 8 счета-фактуры как при отгрузке, так и при получении аванса (пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1 ст. 169 НК РФ, пп. "н" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
Статья: Инструменты кредитной государственной поддержки строительства коммерческой недвижимости
(Иванов А.А.)
("Банковское право", 2025, N 1)То есть можно обобщить классификацию предоставляемых субсидий в рамках господдержки строительства коммерческой недвижимости, которая согласно ст. 78 БК РФ определяет следующие виды опосредованного кредитования: субсидии из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов; субсидии в виде авансовых платежей организациям - участницам строительства в "Сколково" и научно-технологических инновационных центров; корпоративные субсидии в виде имущественных вкладов и возмещения понесенных затрат на рост уставного капитала госкомпаний; субсидии сторон соглашений о концессиях и государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве; конкурсные субсидии-гранты; субсидии сторон инвестиционных специальных контрактов и государственного социального заказа.
(Иванов А.А.)
("Банковское право", 2025, N 1)То есть можно обобщить классификацию предоставляемых субсидий в рамках господдержки строительства коммерческой недвижимости, которая согласно ст. 78 БК РФ определяет следующие виды опосредованного кредитования: субсидии из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов; субсидии в виде авансовых платежей организациям - участницам строительства в "Сколково" и научно-технологических инновационных центров; корпоративные субсидии в виде имущественных вкладов и возмещения понесенных затрат на рост уставного капитала госкомпаний; субсидии сторон соглашений о концессиях и государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве; конкурсные субсидии-гранты; субсидии сторон инвестиционных специальных контрактов и государственного социального заказа.
Готовое решение: НДС при получении субсидий
(КонсультантПлюс, 2025)Если за счет субсидии был сформирован уставный капитал организации и на эти средства совершена ею покупка, то "входной" НДС в этой ситуации она не может принять к вычету (Письмо Минфина России от 26.08.2022 N 03-07-11/83410).
(КонсультантПлюс, 2025)Если за счет субсидии был сформирован уставный капитал организации и на эти средства совершена ею покупка, то "входной" НДС в этой ситуации она не может принять к вычету (Письмо Минфина России от 26.08.2022 N 03-07-11/83410).
Готовое решение: Как учесть субсидии для целей налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Если за счет субсидии был сформирован уставный капитал организации и на эти средства совершена ею покупка, то "входной" НДС по этой операции нельзя принять к вычету (Письмо Минфина России от 26.08.2022 N 03-07-11/83410).
(КонсультантПлюс, 2025)Если за счет субсидии был сформирован уставный капитал организации и на эти средства совершена ею покупка, то "входной" НДС по этой операции нельзя принять к вычету (Письмо Минфина России от 26.08.2022 N 03-07-11/83410).
Готовое решение: В каком порядке заполняется форма универсального передаточного документа
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, при заполнении УПД со статусом "1" нужно дополнить его строкой 5а (Письма ФНС России от 13.12.2024 N ЗГ-2-3/19079@, от 17.06.2021 N ЗГ-3-3/4368). В ней отражаются реквизиты документа (документов) об отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав). В этой строке укажите реквизиты самого УПД. Также нужно дополнить его строкой 8 для информации об идентификаторе государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юрлицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал (при наличии).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, при заполнении УПД со статусом "1" нужно дополнить его строкой 5а (Письма ФНС России от 13.12.2024 N ЗГ-2-3/19079@, от 17.06.2021 N ЗГ-3-3/4368). В ней отражаются реквизиты документа (документов) об отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав). В этой строке укажите реквизиты самого УПД. Также нужно дополнить его строкой 8 для информации об идентификаторе государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юрлицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал (при наличии).
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Также Концепцией предусмотрена возможность использования данного подхода и при предоставлении (и использовании) субсидий (взносов в уставные (складочные) капиталы) юридическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом в Концепции закреплен подход, в соответствии с которым субсидии (взносы в уставные (складочные) капиталы) юридическим лицам не могут рассматриваться в качестве источника формирования их прибыли.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Также Концепцией предусмотрена возможность использования данного подхода и при предоставлении (и использовании) субсидий (взносов в уставные (складочные) капиталы) юридическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом в Концепции закреплен подход, в соответствии с которым субсидии (взносы в уставные (складочные) капиталы) юридическим лицам не могут рассматриваться в качестве источника формирования их прибыли.