Субсидии теплоснабжающим организациям
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии теплоснабжающим организациям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)...В нарушение части 14 статьи 10 Закона N 190-ФЗ... Комитетом утверждены тарифы на тепловую энергию для категории потребителей "прочие"... по стоимости ниже тарифа по удельной стоимости тепловой энергии (экономически обоснованный тариф) для получателей субсидии (теплоснабжающих организаций), при отсутствии соответствующего закона... области...
(КонсультантПлюс, 2025)...В нарушение части 14 статьи 10 Закона N 190-ФЗ... Комитетом утверждены тарифы на тепловую энергию для категории потребителей "прочие"... по стоимости ниже тарифа по удельной стоимости тепловой энергии (экономически обоснованный тариф) для получателей субсидии (теплоснабжающих организаций), при отсутствии соответствующего закона... области...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения" Федерального закона "О теплоснабжении""Обязанность города Санкт-Петербурга как публично-правового образования по возмещению теплоснабжающим организациям разницы в тарифах установлена Законом Санкт-Петербурга "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" от 02.03.2016 N 111-17, а также вытекает из соглашений о предоставлении субсидий, заключаемых с теплоснабжающими организациями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В частности, в данном Определении было указано, что, разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предусмотренная оспариваемым нормативным правовым актом субсидия является мерой государственной поддержки и предоставляется отдельным категориям действующих теплоснабжающих организаций, производственная деятельность которых имеет для публичных образований особое значение, каких-либо преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам не предоставляется. Кроме того, данная субсидия предоставляется по инициативе органов государственной власти субъекта РФ, которые вправе самостоятельно определять условия ее предоставления и категории ее получателей. Увеличение числа организаций, которые вправе претендовать на такую меру государственной поддержки, свидетельствовало бы о нарушении закрепленного ст. 31 Бюджетного кодекса РФ принципа самостоятельности бюджетов, означающего право органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования бюджетных средств.
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В частности, в данном Определении было указано, что, разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предусмотренная оспариваемым нормативным правовым актом субсидия является мерой государственной поддержки и предоставляется отдельным категориям действующих теплоснабжающих организаций, производственная деятельность которых имеет для публичных образований особое значение, каких-либо преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам не предоставляется. Кроме того, данная субсидия предоставляется по инициативе органов государственной власти субъекта РФ, которые вправе самостоятельно определять условия ее предоставления и категории ее получателей. Увеличение числа организаций, которые вправе претендовать на такую меру государственной поддержки, свидетельствовало бы о нарушении закрепленного ст. 31 Бюджетного кодекса РФ принципа самостоятельности бюджетов, означающего право органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования бюджетных средств.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)При рассмотрении иного дела было установлено, что предприятие, временно работавшее по тарифам предыдущей теплоснабжающей организации, обращалось в службу по тарифам субъекта Российской Федерации с заявлением об установлении ему собственных тарифов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)При рассмотрении иного дела было установлено, что предприятие, временно работавшее по тарифам предыдущей теплоснабжающей организации, обращалось в службу по тарифам субъекта Российской Федерации с заявлением об установлении ему собственных тарифов.
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период определялся с учетом: поэтапного перехода теплоснабжающих организаций на регулирование цен методом доходности на инвестируемый капитал (RAB-регулирование); стимулирования производства тепловой энергии мощностями, работающими в режиме комбинированной выработки и сокращения производства тепла низкоэффективными самостоятельными котельными; перераспределения расходов топлива между производством электрической и тепловой энергии, а также снижения объема перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией. Также предполагается, что в прогнозный период в организациях теплоснабжения существенно вырастет производительность труда и сократятся потери тепла при передаче теплосетями по мере их обновления, произойдет оптимизация издержек.
(разработан Минэкономразвития России)Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период определялся с учетом: поэтапного перехода теплоснабжающих организаций на регулирование цен методом доходности на инвестируемый капитал (RAB-регулирование); стимулирования производства тепловой энергии мощностями, работающими в режиме комбинированной выработки и сокращения производства тепла низкоэффективными самостоятельными котельными; перераспределения расходов топлива между производством электрической и тепловой энергии, а также снижения объема перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией. Также предполагается, что в прогнозный период в организациях теплоснабжения существенно вырастет производительность труда и сократятся потери тепла при передаче теплосетями по мере их обновления, произойдет оптимизация издержек.
Статья: Учет у РСО при предоставлении льгот по оплате электроэнергии
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В Письме Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654 изложена следующая позиция. Если субсидия была выделена в качестве недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу, то она учитывается при формировании базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации. В противном случае, если субсидия выделяется не в качестве компенсации стоимости реализованной услуги, но при этом является недополученным доходом, то для целей налога на прибыль она учитывается в порядке, установленном абз. 4 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, единовременно на дату зачисления.
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В Письме Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654 изложена следующая позиция. Если субсидия была выделена в качестве недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу, то она учитывается при формировании базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации. В противном случае, если субсидия выделяется не в качестве компенсации стоимости реализованной услуги, но при этом является недополученным доходом, то для целей налога на прибыль она учитывается в порядке, установленном абз. 4 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, единовременно на дату зачисления.
Вопрос: Об уплате НДС организацией, применяющей УСН, а также учете в целях УСН субсидии на возмещение расходов и недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-07-11/19656)Вопрос: Об уплате НДС организацией, применяющей УСН, а также учете в целях УСН субсидии на возмещение расходов и недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-07-11/19656)Вопрос: Об уплате НДС организацией, применяющей УСН, а также учете в целях УСН субсидии на возмещение расходов и недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу.
Статья: Конституционно-правовые аспекты бесплатной газификации в Российской Федерации
(Третьяк И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)1) повышение тарифа на теплоснабжение для населения, поскольку увеличатся расходы теплоснабжающих организаций на приобретение топлива и оплату услуг, учитываемые при формировании тарифа на теплоснабжение <11>. В целях снижения тарифной нагрузки для населения могут быть установлены льготные тарифы на теплоснабжение, при этом компенсация выпадающих доходов будет осуществляться за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам, что является дополнительной финансовой нагрузкой на дотационные бюджеты большинства регионов;
(Третьяк И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)1) повышение тарифа на теплоснабжение для населения, поскольку увеличатся расходы теплоснабжающих организаций на приобретение топлива и оплату услуг, учитываемые при формировании тарифа на теплоснабжение <11>. В целях снижения тарифной нагрузки для населения могут быть установлены льготные тарифы на теплоснабжение, при этом компенсация выпадающих доходов будет осуществляться за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам, что является дополнительной финансовой нагрузкой на дотационные бюджеты большинства регионов;
Вопрос: Об НДС при получении субсидий на возмещение затрат на приобретение товаров (работ, услуг), а также недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов.
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 03-07-11/23279)Между организацией и администрацией было подписано соглашение о предоставлении субсидии из бюджета администрации субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения, на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы.
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 03-07-11/23279)Между организацией и администрацией было подписано соглашение о предоставлении субсидии из бюджета администрации субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения, на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы.
Статья: Концессии в ЖКХ. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Комлик В., Ермакова Л., Тулякова И., Карнакова И., Чиркова Ж., Сунцов Е., Ряшенцева Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Также в условиях жесткой денежно-кредитной политики, реализуемой Центральным банком России, требуется совершенствование механизма государственной поддержки инвестиций, осуществляемых концессионерами. Это могут быть программы субсидирования ставки банковского кредитования, предоставление налоговых преференций, упрощение процедур согласования проектов, предоставление государственных гарантий и т.д. Например, по решению Губернатора Владимирской области Александра Авдеева, в целях исключения расходов единой теплоснабжающей организации ООО "Владимиртеплогаз" на обслуживание кредитных договоров с высокой процентной ставкой принято решение об оказании обществу финансовой поддержки (в том числе посредством взноса в уставный капитал).
(Комлик В., Ермакова Л., Тулякова И., Карнакова И., Чиркова Ж., Сунцов Е., Ряшенцева Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Также в условиях жесткой денежно-кредитной политики, реализуемой Центральным банком России, требуется совершенствование механизма государственной поддержки инвестиций, осуществляемых концессионерами. Это могут быть программы субсидирования ставки банковского кредитования, предоставление налоговых преференций, упрощение процедур согласования проектов, предоставление государственных гарантий и т.д. Например, по решению Губернатора Владимирской области Александра Авдеева, в целях исключения расходов единой теплоснабжающей организации ООО "Владимиртеплогаз" на обслуживание кредитных договоров с высокой процентной ставкой принято решение об оказании обществу финансовой поддержки (в том числе посредством взноса в уставный капитал).