Субсидии на приобретение жилья детям-сиротам
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии на приобретение жилья детям-сиротам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Решение Амурского областного суда от 16.10.2024 по делу N 7-637/2024 (УИД 28RS0004-01-2024-012253-95)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Решение: Удовлетворено.Вместе с тем, информационная переписка администрации Ивановского муниципального округа с Министерством социальной защиты населения по Амурской области в 2023-2024 годах о доведении дополнительных субсидий на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также об увеличении предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения сама по себе не свидетельствует о том, что администрацией Ивановского муниципального округа принимались исчерпывающие меры для исполнения решения суда.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Решение: Удовлетворено.Вместе с тем, информационная переписка администрации Ивановского муниципального округа с Министерством социальной защиты населения по Амурской области в 2023-2024 годах о доведении дополнительных субсидий на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также об увеличении предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения сама по себе не свидетельствует о том, что администрацией Ивановского муниципального округа принимались исчерпывающие меры для исполнения решения суда.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обоснование НМЦК тарифным, нормативным и проектно-сметным методом
(КонсультантПлюс, 2025)Администрация при рассмотрении дела также указывала, что в случае расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен без указания конкретной квадратуры... стоимость приобретенной квартиры по средней рыночной цене... превышает размер доведенной субсидии на одного человека и приведет к реальной переплате..."
(КонсультантПлюс, 2025)Администрация при рассмотрении дела также указывала, что в случае расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен без указания конкретной квадратуры... стоимость приобретенной квартиры по средней рыночной цене... превышает размер доведенной субсидии на одного человека и приведет к реальной переплате..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В Российской Федерации в этих целях сформирована достаточно обширная и многоплановая нормативная база, включающая как специальные законы, посвященные дополнительным гарантиям детей-сирот, так и автономные положения в отраслевых актах относительно конкретных имущественных прав указанных лиц, в том числе в рамках жилищного законодательства. Отдельный нормативный пласт по данному вопросу сформирован и в субъектах РФ <1>. Причем первоначально избранная в отношении детей-сирот система обеспечения жилыми помещениями была существенно модифицирована в части режима предоставляемых объектов недвижимости <2>. Так, вместо заключения договора социального найма либо выплаты субсидий на приобретение жилья в собственность дети-сироты были наделены правом на получение жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В Российской Федерации в этих целях сформирована достаточно обширная и многоплановая нормативная база, включающая как специальные законы, посвященные дополнительным гарантиям детей-сирот, так и автономные положения в отраслевых актах относительно конкретных имущественных прав указанных лиц, в том числе в рамках жилищного законодательства. Отдельный нормативный пласт по данному вопросу сформирован и в субъектах РФ <1>. Причем первоначально избранная в отношении детей-сирот система обеспечения жилыми помещениями была существенно модифицирована в части режима предоставляемых объектов недвижимости <2>. Так, вместо заключения договора социального найма либо выплаты субсидий на приобретение жилья в собственность дети-сироты были наделены правом на получение жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Статья: Квартиры мамам-сиротам с детьми
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Однако, несмотря на все гарантии, которые существуют для защиты прав сирот, на практике часто возникают ситуации, затрудняющие получение ими квартир. Часто взамен самой квартиры сироте дают субсидию на строительство или приобретение жилья или комнату в коммунальной квартире. Стоит отметить недопустимость данной замены. Министерство юстиции РФ выпустило в связи с этим специальное разъяснение, согласно которому сироте должно быть выделено жилье, которое соответствует всем требованиям.
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Однако, несмотря на все гарантии, которые существуют для защиты прав сирот, на практике часто возникают ситуации, затрудняющие получение ими квартир. Часто взамен самой квартиры сироте дают субсидию на строительство или приобретение жилья или комнату в коммунальной квартире. Стоит отметить недопустимость данной замены. Министерство юстиции РФ выпустило в связи с этим специальное разъяснение, согласно которому сироте должно быть выделено жилье, которое соответствует всем требованиям.
Нормативные акты
"ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации"
(утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299)
(ред. от 13.08.2025)Обоснования бюджетных ассигнований на социальное обеспечение и иные выплаты населению в части публичных обязательств Российской Федерации, за исключением публичных нормативных обязательств Российской Федерации, публичных обязательств Российской Федерации, публичных обязательств Российской Федерации в части компенсаций членам семей погибших военнослужащих, обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, мер по обеспечению дополнительных гарантий прав на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субсидий гражданам на приобретение жилья, приобретения товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения, а также стипендий, премий и грантов
(утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299)
(ред. от 13.08.2025)Обоснования бюджетных ассигнований на социальное обеспечение и иные выплаты населению в части публичных обязательств Российской Федерации, за исключением публичных нормативных обязательств Российской Федерации, публичных обязательств Российской Федерации, публичных обязательств Российской Федерации в части компенсаций членам семей погибших военнослужащих, обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, мер по обеспечению дополнительных гарантий прав на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субсидий гражданам на приобретение жилья, приобретения товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения, а также стипендий, премий и грантов
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- проходящим военную службу по призыву, - оклад по воинской должности и дополнительная ежемесячная выплата, предусмотренная военнослужащим из числа детей-сирот.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- проходящим военную службу по призыву, - оклад по воинской должности и дополнительная ежемесячная выплата, предусмотренная военнослужащим из числа детей-сирот.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Оценка реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2023 году и истекшем периоде 2024 года"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)<*> Фактически достигнутые показатели реализации Госпрограммы в 2022 и 2023 годах превышают плановые показатели, установленные в Госпрограмме (4 944 человека - в 2022 году, 4 192 человека - в 2023 году). При этом для приобретения указанной численности жилых помещений для детей-сирот потребовалось увеличение региональных расходов свыше объема, установленного в соглашениях о предоставлении субсидии.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)<*> Фактически достигнутые показатели реализации Госпрограммы в 2022 и 2023 годах превышают плановые показатели, установленные в Госпрограмме (4 944 человека - в 2022 году, 4 192 человека - в 2023 году). При этом для приобретения указанной численности жилых помещений для детей-сирот потребовалось увеличение региональных расходов свыше объема, установленного в соглашениях о предоставлении субсидии.
Статья: Публичные закупки жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как инструмент решения социальной проблемы
(Андреева Л.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Субсидии предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств региональных бюджетов по обеспечению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда или на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность.
(Андреева Л.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Субсидии предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств региональных бюджетов по обеспечению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда или на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность.
Статья: Жилье детям-сиротам - актуальные споры
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 2)Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма (вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 2)Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма (вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).
Статья: Дети-сироты. Мнения
(Кузнецова А., Перминова Е., Львова-Белова М., Войтюк С., Рыбальченко С., Телицына А., Чупракова А., Альшанская Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)В-четвертых, сложившаяся ситуация требует увеличения федерального финансирования, хотя бы доведения его до уровня региональных расходов на реализацию собственных программ. Объем субсидии, выделяемой из федерального бюджета на предоставление жилья детям-сиротам в регионы, с 2020 года остается неизменным и составляет 10 млрд рублей в год. На период 2024 - 2025 годов запланированная сумма субсидии на обеспечение жильем детей-сирот не изменилась, не предусмотрена даже индексация. Софинансирование хотя бы на паритетных началах существенно ускорит решение проблемы обеспечения жильем детей-сирот. А чем больше регионов сможет выйти из тупиковой ситуации, тем легче будет разобраться с остальными. Вариантом решения может быть и введение федерального сертификата наравне с региональным, чтобы молодой человек мог сам выбрать, где приобрести жилье.
(Кузнецова А., Перминова Е., Львова-Белова М., Войтюк С., Рыбальченко С., Телицына А., Чупракова А., Альшанская Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)В-четвертых, сложившаяся ситуация требует увеличения федерального финансирования, хотя бы доведения его до уровня региональных расходов на реализацию собственных программ. Объем субсидии, выделяемой из федерального бюджета на предоставление жилья детям-сиротам в регионы, с 2020 года остается неизменным и составляет 10 млрд рублей в год. На период 2024 - 2025 годов запланированная сумма субсидии на обеспечение жильем детей-сирот не изменилась, не предусмотрена даже индексация. Софинансирование хотя бы на паритетных началах существенно ускорит решение проблемы обеспечения жильем детей-сирот. А чем больше регионов сможет выйти из тупиковой ситуации, тем легче будет разобраться с остальными. Вариантом решения может быть и введение федерального сертификата наравне с региональным, чтобы молодой человек мог сам выбрать, где приобрести жилье.
Статья: Некоторые проблемы внеочередного предоставления жилья отдельным категориям граждан: анализ правоприменительной практики
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Возникшее обязательство в силу ст. ст. 308.3, 309 ГК РФ должно исполняться в виде натурального предоставления, если законом прямо не предусмотрена возможность его замены денежным предоставлением. В указанных случаях закон не предусматривает возможности взыскать с казны муниципального образования соответствующую сумму на приобретение квартиры в порядке изменения способа исполнения судебного решения. Изменить способ исполнения решения суда на предоставление денежного обеспечения можно только тогда, когда возможность денежного обеспечения по обязательству в виде получения социальных выплат (субсидий) предусмотрена законом. Ранее до изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", такая возможность при предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот была, теперь такой возможности нет, поскольку изменена схема обеспечения этой группы нуждающихся жилыми помещениями. С ними на первые пять лет заключается договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, и только в дальнейшем он может быть трансформирован в социальный найм. Сейчас идет активная дискуссия о возможности изменения порядка реализации права на жилое помещение лицами из числа детей-сирот. Обсуждается возможность предоставления социальной выплаты вместо квартиры хотя бы тем, кто уже более пяти лет состоит на очереди, достиг 23 лет <12>, адаптирован к самостоятельной жизни, но жилья так и не получил. Но пока такое изменение федерального законодательства не произошло, соответствующие попытки замены натурального обеспечения денежным на уровне субъектов РФ недопустимы <13>.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Возникшее обязательство в силу ст. ст. 308.3, 309 ГК РФ должно исполняться в виде натурального предоставления, если законом прямо не предусмотрена возможность его замены денежным предоставлением. В указанных случаях закон не предусматривает возможности взыскать с казны муниципального образования соответствующую сумму на приобретение квартиры в порядке изменения способа исполнения судебного решения. Изменить способ исполнения решения суда на предоставление денежного обеспечения можно только тогда, когда возможность денежного обеспечения по обязательству в виде получения социальных выплат (субсидий) предусмотрена законом. Ранее до изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", такая возможность при предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот была, теперь такой возможности нет, поскольку изменена схема обеспечения этой группы нуждающихся жилыми помещениями. С ними на первые пять лет заключается договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, и только в дальнейшем он может быть трансформирован в социальный найм. Сейчас идет активная дискуссия о возможности изменения порядка реализации права на жилое помещение лицами из числа детей-сирот. Обсуждается возможность предоставления социальной выплаты вместо квартиры хотя бы тем, кто уже более пяти лет состоит на очереди, достиг 23 лет <12>, адаптирован к самостоятельной жизни, но жилья так и не получил. Но пока такое изменение федерального законодательства не произошло, соответствующие попытки замены натурального обеспечения денежным на уровне субъектов РФ недопустимы <13>.
Вопрос: Предусмотрено ли внеочередное предоставление жилья по договору социального найма детям-сиротам?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не допускается замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы указанной категории граждан, например предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма. Для детей-сирот и лиц из их числа должна быть реализована установленная Законом о социальной поддержке сирот форма предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не допускается замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы указанной категории граждан, например предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма. Для детей-сирот и лиц из их числа должна быть реализована установленная Законом о социальной поддержке сирот форма предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.