Субсидиарная ответственность сро
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность сро (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 60.1 "Возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, с 01.07.2017 законодательно установлена субсидиарная ответственность СРО за членов такой СРО, которые были таковыми на момент заключения контрактов с применением конкурентных процедур, в случае ненадлежащего исполнения членами СРО договоров строительного подряда, включая выплату неустойки (штрафа). При этом размер компенсационной выплаты в этом случае ограничен пределом 1/4 доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (фонд ОДО) на момент предъявления требования. В случае если ответственность члена СРО застрахована в соответствии с законодательством РФ, размер ответственности СРО составит сумму непокрытую страховым возмещением, но не превышающую 1/4 доли средств компенсационного фонда."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55.16 "Компенсационные фонды саморегулируемой организации" Градостроительного кодекса РФ"Вместе с тем, суд первой инстанции не принял во внимание, что установленная Градостроительным кодексом РФ субсидиарная ответственность саморегулируемой организации по обязательствам своих членов предусмотрена только по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов (статьи 55.16, 60.1). Учитывая, что все договоры субподряда между ООО "Строй Гарант" и ООО "ЮнитСтрой", по которым вышеуказанными судебными решениями взыскана задолженность, были заключены сторонами без использования конкурентных способов, оснований для применения к СРО субсидиарной ответственности по обязательствам своего члена на основании п. 2 ст. 55.16 ГрК РФ не имелось."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)У таких денежных средств ограниченный правовой режим, и они могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)У таких денежных средств ограниченный правовой режим, и они могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации.
Статья: Членство в саморегулируемой организации блогеров: преимущества и недостатки действующего российского законодательства
(Котов И.В.)
("Право и экономика", 2024, N 9)Некоторые вышеприведенные примеры осуществления блогерской деятельности свидетельствуют о достаточно большом пласте проблем формирования и подачи информации (материалов) блогерами. Общеизвестно, что блогер так или иначе формирует мнение общественности. Однако выставлять жесткие рамки творческой деятельности блогера на законодательном уровне было бы не вполне верным и даже опасным, поэтому включение механизма саморегулирования в эту сферу имеет однозначно множество преимуществ: начиная от вопросов контроля за выполнением этического кодекса блогера, а также правил, стандартов СРО о подаче контента блогером, и заканчивая вопросами информационной поддержки, выстраивания дополнительной (субсидиарной) ответственности СРО за неправомерные действия ее членов (блогеров).
(Котов И.В.)
("Право и экономика", 2024, N 9)Некоторые вышеприведенные примеры осуществления блогерской деятельности свидетельствуют о достаточно большом пласте проблем формирования и подачи информации (материалов) блогерами. Общеизвестно, что блогер так или иначе формирует мнение общественности. Однако выставлять жесткие рамки творческой деятельности блогера на законодательном уровне было бы не вполне верным и даже опасным, поэтому включение механизма саморегулирования в эту сферу имеет однозначно множество преимуществ: начиная от вопросов контроля за выполнением этического кодекса блогера, а также правил, стандартов СРО о подаче контента блогером, и заканчивая вопросами информационной поддержки, выстраивания дополнительной (субсидиарной) ответственности СРО за неправомерные действия ее членов (блогеров).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в случае исключения сведений об указанной в пункте 1 настоящей части саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах одной четвертой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций, либо саморегулируемая организация, членом которой стало лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее соответствующие обязательства по таким договорам, в случае, если такое Национальное объединение саморегулируемых организаций перечислило в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55.16 настоящего Кодекса, средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на счет указанной саморегулируемой организации.
(ред. от 31.07.2025)2) соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в случае исключения сведений об указанной в пункте 1 настоящей части саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах одной четвертой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций, либо саморегулируемая организация, членом которой стало лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее соответствующие обязательства по таким договорам, в случае, если такое Национальное объединение саморегулируемых организаций перечислило в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55.16 настоящего Кодекса, средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на счет указанной саморегулируемой организации.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"18. До 31 декабря 2023 года средства компенсационных фондов, зачисленные на специальные банковские счета национальных объединений саморегулируемых организаций и не использованные для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо не востребованные индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в случае, указанном в части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в течение двух и более лет с даты их зачисления, допускается использовать для осуществления национальными объединениями саморегулируемых организаций функций, направленных на снижение негативных последствий введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера. Перечень функций, на которые допускается расходование указанных в настоящей части денежных средств, порядок принятия решения об использовании этих денежных средств и порядок расчета допустимого объема их использования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"18. До 31 декабря 2023 года средства компенсационных фондов, зачисленные на специальные банковские счета национальных объединений саморегулируемых организаций и не использованные для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо не востребованные индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в случае, указанном в части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в течение двух и более лет с даты их зачисления, допускается использовать для осуществления национальными объединениями саморегулируемых организаций функций, направленных на снижение негативных последствий введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера. Перечень функций, на которые допускается расходование указанных в настоящей части денежных средств, порядок принятия решения об использовании этих денежных средств и порядок расчета допустимого объема их использования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Статья: Правовые проблемы формирования конкурентной среды в строительстве
(Макаров О.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Статья 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) <4> знает такое понятие, как конкурентные способы заключения договоров. По неясному стечению обстоятельств к ним отнесены договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоры строительного подряда во всех случаях, когда источники права предусматривают обязательность организации и проведения торгов в тех или иных формах (контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения публичных нужд, закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и вообще в любом случае, установленном источниками права). Смысл применения конкурентных способов заключения договоров в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта недвижимости заключается в том, что в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения возможна субсидиарная ответственность соответствующей саморегулируемой организации или национального объединения саморегулируемых организаций.
(Макаров О.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Статья 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) <4> знает такое понятие, как конкурентные способы заключения договоров. По неясному стечению обстоятельств к ним отнесены договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоры строительного подряда во всех случаях, когда источники права предусматривают обязательность организации и проведения торгов в тех или иных формах (контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения публичных нужд, закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и вообще в любом случае, установленном источниками права). Смысл применения конкурентных способов заключения договоров в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта недвижимости заключается в том, что в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения возможна субсидиарная ответственность соответствующей саморегулируемой организации или национального объединения саморегулируемых организаций.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)С 2017 г. Градостроительным кодексом РФ <1> (далее - ГрК РФ) предусмотрена субсидиарная ответственность непосредственно для членов саморегулируемых организаций (СРО), связанная с формированием специальных денежных фондов, которые обеспечивают договорные обязательства (ст. 55.16 ГрК РФ).
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)С 2017 г. Градостроительным кодексом РФ <1> (далее - ГрК РФ) предусмотрена субсидиарная ответственность непосредственно для членов саморегулируемых организаций (СРО), связанная с формированием специальных денежных фондов, которые обеспечивают договорные обязательства (ст. 55.16 ГрК РФ).
Статья: Принцип гласности осуществления оценочной деятельности
(Березин Д.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)Оценочная деятельность характеризуется своим специфическим субъектным составом, состоящим из независимых участников профессиональной деятельности, право на осуществление которой удостоверено квалификационным аттестатом оценщика, его обязательным членством в СРО, устанавливающей особые требования к кандидатам в члены СРО, и страхованием профессиональной ответственности. Оценочная деятельность осуществляется ее субъектом при строгом соблюдении законодательных и подзаконных актов РФ, а также правил профессиональной этики, установленных корпоративными актами СРО, что обеспечивается обязательным страхованием профессиональной ответственности самого оценщика и субсидиарной ответственностью СРО, членством которой является оценщик. Так выявляется принцип законности осуществления оценочной деятельности в материальных и процессуальных предписаниях к ее субъекту. Иной хозяйствующий субъект, чей статус не соответствует вышеуказанным характеристикам, несмотря на то, что род его деятельности связан с оценкой объектов гражданских прав для их введения в имущественный оборот, субъектом оценочной деятельности считаться не может, а результат его оценки доказательственного значения, полноты и достоверности не имеет.
(Березин Д.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)Оценочная деятельность характеризуется своим специфическим субъектным составом, состоящим из независимых участников профессиональной деятельности, право на осуществление которой удостоверено квалификационным аттестатом оценщика, его обязательным членством в СРО, устанавливающей особые требования к кандидатам в члены СРО, и страхованием профессиональной ответственности. Оценочная деятельность осуществляется ее субъектом при строгом соблюдении законодательных и подзаконных актов РФ, а также правил профессиональной этики, установленных корпоративными актами СРО, что обеспечивается обязательным страхованием профессиональной ответственности самого оценщика и субсидиарной ответственностью СРО, членством которой является оценщик. Так выявляется принцип законности осуществления оценочной деятельности в материальных и процессуальных предписаниях к ее субъекту. Иной хозяйствующий субъект, чей статус не соответствует вышеуказанным характеристикам, несмотря на то, что род его деятельности связан с оценкой объектов гражданских прав для их введения в имущественный оборот, субъектом оценочной деятельности считаться не может, а результат его оценки доказательственного значения, полноты и достоверности не имеет.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)СРО ААС для обеспечения субсидиарной имущественной ответственности своих членов перед потребителями аудиторских услуг и третьими лицами формирует два компенсационных фонда:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)СРО ААС для обеспечения субсидиарной имущественной ответственности своих членов перед потребителями аудиторских услуг и третьими лицами формирует два компенсационных фонда:
Статья: Процессуальные аспекты солидаритета на примере взыскания убытков с арбитражных управляющих
(Захаров В.К.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 4)Движется в этом направлении и судебная практика. В ней получила большое распространение позиция, изложенная в Определении судьи ВС РФ от 12 июля 2018 года N 305-ЭС18-10791 <22>. Саморегулируемая организация, с которой было взыскано возмещение из компенсационного фонда, настаивала на том, что возможность взыскать возмещение за счет страховщиков не исчерпана. Судья ВС РФ отметила, что такое понимание закона "является ошибочным, основанным на излишне строгом понимании субсидиарной природы ответственности саморегулируемой организации", и также указала на замену потерпевшего на саморегулируемую организацию в порядке ст. 387 ГК РФ.
(Захаров В.К.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 4)Движется в этом направлении и судебная практика. В ней получила большое распространение позиция, изложенная в Определении судьи ВС РФ от 12 июля 2018 года N 305-ЭС18-10791 <22>. Саморегулируемая организация, с которой было взыскано возмещение из компенсационного фонда, настаивала на том, что возможность взыскать возмещение за счет страховщиков не исчерпана. Судья ВС РФ отметила, что такое понимание закона "является ошибочным, основанным на излишне строгом понимании субсидиарной природы ответственности саморегулируемой организации", и также указала на замену потерпевшего на саморегулируемую организацию в порядке ст. 387 ГК РФ.