Субсидиарная ответственность при ликвидации ооо
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидиарная ответственность при ликвидации ооо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 3 "Ответственность общества" Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью""Учитывая распространенность случаев уклонения от ликвидации обществ с ограниченной ответственностью с имеющимися долгами и последующим исключением указанных обществ из ЕГРЮЛ, пункт 3.1 статьи 3 Закона об обществах с ограниченной ответственностью предусматривает правовой механизм, компенсирующий негативные последствия прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью без предваряющих его ликвидационных процедур, выражающийся в возможности кредиторов привлечь контролировавших общество лиц к субсидиарной ответственности, если их недобросовестными или неразумными действиями было обусловлено неисполнение обязательств общества."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 61.19 "Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""В указанной норме законодатель предусмотрел компенсирующий негативные последствия прекращения правоспособности общества с ограниченной ответственностью без предваряющих его ликвидационных процедур правовой механизм, выражающийся в возможности кредиторов привлечь контролировавших общество лиц к субсидиарной ответственности, если их недобросовестными или неразумными действиями было обусловлено неисполнение обязательств общества."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Привлечение к субсидиарной ответственности в случае исключения компании из ЕГРЮЛ
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 7)В середине 2017 г. ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1> была дополнена новым п. 3.1. В соответствии с ним контролирующие должника лица (КДЛ) могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам ликвидированного ООО. Данная норма была принята в целях учета интересов кредиторов исключенного юридического лица.
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 7)В середине 2017 г. ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1> была дополнена новым п. 3.1. В соответствии с ним контролирующие должника лица (КДЛ) могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам ликвидированного ООО. Данная норма была принята в целях учета интересов кредиторов исключенного юридического лица.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностьюБолее того, члены ликвидационной комиссии в соответствии с абзацем тридцать вторым статьи 2 Закона о банкротстве отнесены к контролирующим должника лицам и могут нести субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Утверждение председателя ликвидационной комиссии конкурсным управляющим должником исключает надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей по проверке оснований для привлечения членов ликвидационной комиссии к субсидиарной ответственности и создает условия для конфликта интересов.
Статья: Препарирование института субсидиарной ответственности при административной ликвидации должника
(Соболев С.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)Если, например, у банка в силу ст. 855 ГК РФ имеется обязанность по списанию денежных средств в определенной очередности, то у другого лица, очевидно, имеется право требовать соответствующего распределения денежных средств, принадлежащих должнику <36>. Таким лицом, по-видимому, должен стать кредитор, который остался без удовлетворения. Более того, существуют вполне обоснованные причины для применения по аналогии ст. 64 ГК РФ, которая регулирует ситуацию распределения денежных средств при ликвидации должника, в рамках рассмотрения требования о привлечении к субсидиарной ответственности по п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО. Ведь если ликвидация состоялась по инициативе налогового органа, то ликвидатором, на наш взгляд, должен презюмироваться единоличный исполнительный орган должника, который по своей инициативе не реализовал процедуру ликвидации должника и распределения его имущества в соответствии с законом (см. подробнее о возможности применения ст. 64 ГК РФ ниже).
(Соболев С.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)Если, например, у банка в силу ст. 855 ГК РФ имеется обязанность по списанию денежных средств в определенной очередности, то у другого лица, очевидно, имеется право требовать соответствующего распределения денежных средств, принадлежащих должнику <36>. Таким лицом, по-видимому, должен стать кредитор, который остался без удовлетворения. Более того, существуют вполне обоснованные причины для применения по аналогии ст. 64 ГК РФ, которая регулирует ситуацию распределения денежных средств при ликвидации должника, в рамках рассмотрения требования о привлечении к субсидиарной ответственности по п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО. Ведь если ликвидация состоялась по инициативе налогового органа, то ликвидатором, на наш взгляд, должен презюмироваться единоличный исполнительный орган должника, который по своей инициативе не реализовал процедуру ликвидации должника и распределения его имущества в соответствии с законом (см. подробнее о возможности применения ст. 64 ГК РФ ниже).