Субъекты оценочной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты оценочной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Услуги оценщика
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отклоняя ходатайство о назначении экспертизы, суд... указал, что рыночная стоимость прав на объект незавершенного строительства ранее была определена в Отчете об оценке... который в установленном порядке оспорен не был и не признан недействительным. Данная оценка проведена ИП К.И.В. по заказу конкурсного управляющего должника и использована для целей конкурсного производства в отношении застройщика. Федеральным законодательством не предусмотрен запрет на осуществление оценочной деятельности индивидуальными предпринимателями. Регистрация оценщика в качестве индивидуального предпринимателя не влечет за собой утрату им статуса субъекта оценочной деятельности и не является основанием для признания отчета, подготовленного таким оценщиком, не соответствующим Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отклоняя ходатайство о назначении экспертизы, суд... указал, что рыночная стоимость прав на объект незавершенного строительства ранее была определена в Отчете об оценке... который в установленном порядке оспорен не был и не признан недействительным. Данная оценка проведена ИП К.И.В. по заказу конкурсного управляющего должника и использована для целей конкурсного производства в отношении застройщика. Федеральным законодательством не предусмотрен запрет на осуществление оценочной деятельности индивидуальными предпринимателями. Регистрация оценщика в качестве индивидуального предпринимателя не влечет за собой утрату им статуса субъекта оценочной деятельности и не является основанием для признания отчета, подготовленного таким оценщиком, не соответствующим Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"..."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 86 "Заключение эксперта" ГПК РФ"Принимая заключение судебной экспертизы от 17 декабря 2021 г. N 958/18-2-21 об очаге возгорания и причинах пожара, суды исходили из того, что оно отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит подробное описание исследования и сделанные в их результате выводы и ответы на поставленные вопросы, выводы эксперта подробно описаны и надлежаще аргументированы, привлеченный к проведению экспертизы эксперт имеет соответствующее образование и квалификацию, в связи с чем не усмотрели оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего опытом и знаниями в данной области, указав, что эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная оценочная экспертиза
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Готовое решение: Кто может оказывать услуги оценщика
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что членство в СРО должно сохраняться у оценщика в течение всего периода, когда он осуществляет свою деятельность, в том числе исполняет обязательства по договору оценки. Это объясняется тем, что оценочная деятельность может осуществляться исключительно субъектами оценочной деятельности, а такими субъектами могут считаться только члены СРО. Это следует из ст. ст. 3, 4 Закона об оценочной деятельности. Таким образом, практическое значение имеют не дата формирования выписки из реестра СРО оценщиков и не срок ее действия, а наличие у оценщика членства в СРО в течение всего срока действия договора.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что членство в СРО должно сохраняться у оценщика в течение всего периода, когда он осуществляет свою деятельность, в том числе исполняет обязательства по договору оценки. Это объясняется тем, что оценочная деятельность может осуществляться исключительно субъектами оценочной деятельности, а такими субъектами могут считаться только члены СРО. Это следует из ст. ст. 3, 4 Закона об оценочной деятельности. Таким образом, практическое значение имеют не дата формирования выписки из реестра СРО оценщиков и не срок ее действия, а наличие у оценщика членства в СРО в течение всего срока действия договора.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. В случае непринятия в течение четырех суток после уведомления заказчиком решения о судьбе продовольственных и (или) скоропортящихся грузов оператор морского терминала имеет право самостоятельно реализовать такие грузы, а также приспособления для их транспортировки или упаковки, принадлежащие на праве собственности заказчику (за исключением грузов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с федеральными законами, и грузов, предназначенных для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка), в соответствии с договором купли-продажи исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате их стоимости или при отсутствии таких документов соответствующим договором, либо исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Экспертная оценка стоимости грузов осуществляется субъектами оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности или посредством проведения экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве или законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах либо законодательством Российской Федерации о третейских судах.
(ред. от 23.05.2025)
"О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. В случае непринятия в течение четырех суток после уведомления заказчиком решения о судьбе продовольственных и (или) скоропортящихся грузов оператор морского терминала имеет право самостоятельно реализовать такие грузы, а также приспособления для их транспортировки или упаковки, принадлежащие на праве собственности заказчику (за исключением грузов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с федеральными законами, и грузов, предназначенных для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка), в соответствии с договором купли-продажи исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате их стоимости или при отсутствии таких документов соответствующим договором, либо исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Экспертная оценка стоимости грузов осуществляется субъектами оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности или посредством проведения экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве или законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах либо законодательством Российской Федерации о третейских судах.
Статья: Методологический подход к определению места судебной оценочной экспертизы в классификации судебных экономических экспертиз
(Ивлиев А.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Представляется, что факты и обстоятельства, которые характеризуют процесс и результаты оценки, описываемые в работах В.А. Прорвича, не являются предметом судебной экономической экспертизы, в том числе и судебной оценочной экспертизы. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ объектами исследования могут являться содержащиеся в документах сведения, если копии представленных документов заверены в надлежащем порядке <10>. Таким образом, вышеперечисленные сведения изначально следует относить к информации, содержащейся в объектах экспертного исследования. Более того, экспертное исследование указанных сведений направлено на установление соответствия законодательству данных об исследовании, проведенном определенным субъектом оценочной деятельности; такие сведения не могут быть рассмотрены в качестве предмета любого класса, рода, вида судебных экспертиз.
(Ивлиев А.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Представляется, что факты и обстоятельства, которые характеризуют процесс и результаты оценки, описываемые в работах В.А. Прорвича, не являются предметом судебной экономической экспертизы, в том числе и судебной оценочной экспертизы. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ объектами исследования могут являться содержащиеся в документах сведения, если копии представленных документов заверены в надлежащем порядке <10>. Таким образом, вышеперечисленные сведения изначально следует относить к информации, содержащейся в объектах экспертного исследования. Более того, экспертное исследование указанных сведений направлено на установление соответствия законодательству данных об исследовании, проведенном определенным субъектом оценочной деятельности; такие сведения не могут быть рассмотрены в качестве предмета любого класса, рода, вида судебных экспертиз.
Статья: Таможенная оценка: объект, субъект, методы, цели
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)вторая составляющая - субъекты оценочной деятельности, т.е. участники таможенных правоотношений, в том числе: 1) декларант (или таможенный представитель), определяющий таможенную стоимость в целях исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; 2) таможенный орган, причем исключительно в тех случаях, когда имеют место недостоверное декларирование товаров, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, ненадлежащее исполнение заявленных декларантом таможенных процедур, а также по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)вторая составляющая - субъекты оценочной деятельности, т.е. участники таможенных правоотношений, в том числе: 1) декларант (или таможенный представитель), определяющий таможенную стоимость в целях исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; 2) таможенный орган, причем исключительно в тех случаях, когда имеют место недостоверное декларирование товаров, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, ненадлежащее исполнение заявленных декларантом таможенных процедур, а также по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
Статья: Правовые основы рейтинговой деятельности в сфере устойчивого развития
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Такого рода деятельность представляется неоднозначной с точки зрения объективности рейтинговых оценок и критериев совершенствования показателей. В обозначенном контексте сохраняется риск целенаправленной коммерциализации рейтинговых услуг, способной привести к получению рейтинговых оценок за определенное финансирование субъектов такой оценочной деятельности.
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Такого рода деятельность представляется неоднозначной с точки зрения объективности рейтинговых оценок и критериев совершенствования показателей. В обозначенном контексте сохраняется риск целенаправленной коммерциализации рейтинговых услуг, способной привести к получению рейтинговых оценок за определенное финансирование субъектов такой оценочной деятельности.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2023 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ.
Статья: Достоверность и истина в оценке рыночной стоимости
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 2)Процедурная достоверность, безусловно, не лишена научных экономических оснований, поскольку опирается в числе прочего на соблюдение стандартов оценки, выступающих нормативным воплощением научной методологии оценочной деятельности. Однако она обусловлена также соблюдением требований к самому субъекту оценки, например наличием квалификационного аттестата <29>. Две одинаковые по содержанию экспертные оценки, одна из которых выполнена специальным субъектом оценочной деятельности, а вторая - сведущим лицом, например доктором экономических наук, не обладающим квалификационным аттестатом, различаются тем, что лишь первая из них способна отражать рыночную стоимость с той степенью достоверности, которая достаточна для целей использования этой оценки в конкретных правоотношениях, связанных с применением рыночной стоимости. Вторая останется лишь профессиональным мнением о рыночной стоимости, не отвечающим минимальным гарантиям достоверности для обозначенных целей.
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 2)Процедурная достоверность, безусловно, не лишена научных экономических оснований, поскольку опирается в числе прочего на соблюдение стандартов оценки, выступающих нормативным воплощением научной методологии оценочной деятельности. Однако она обусловлена также соблюдением требований к самому субъекту оценки, например наличием квалификационного аттестата <29>. Две одинаковые по содержанию экспертные оценки, одна из которых выполнена специальным субъектом оценочной деятельности, а вторая - сведущим лицом, например доктором экономических наук, не обладающим квалификационным аттестатом, различаются тем, что лишь первая из них способна отражать рыночную стоимость с той степенью достоверности, которая достаточна для целей использования этой оценки в конкретных правоотношениях, связанных с применением рыночной стоимости. Вторая останется лишь профессиональным мнением о рыночной стоимости, не отвечающим минимальным гарантиям достоверности для обозначенных целей.
Статья: Диалектика духа законов от Шарля Луи Монтескье до настоящего времени
(Фурсов Д.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Применительно к тому, что у каждого человека имеется свое субъективное представление по поводу справедливости, теоретики права абсолютно правы. Но они упускают из поля зрения то обстоятельство, что в силу закона суд является тем самым специальным органом (субъектом оценочной деятельности), который наделен полномочиями, необходимыми и достаточными для принятия эталонного, с точки зрения справедливости в данных конкретно-исторических условиях, решения.
(Фурсов Д.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Применительно к тому, что у каждого человека имеется свое субъективное представление по поводу справедливости, теоретики права абсолютно правы. Но они упускают из поля зрения то обстоятельство, что в силу закона суд является тем самым специальным органом (субъектом оценочной деятельности), который наделен полномочиями, необходимыми и достаточными для принятия эталонного, с точки зрения справедливости в данных конкретно-исторических условиях, решения.
Статья: Прекращение трудового договора работодателем в России, Казахстане и Кыргызстане и международные стандарты труда
(Раманкулов К.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Услуги по оценке имущества, согласно утвержденному решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 23 плану либерализации по сектору услуг по оценке имущества <12>, должны предоставляться в рамках единого рынка услуг, который начнет функционировать не позднее 1 января 2025 г. В государствах Евразийского экономического союза применяются схожие подходы к регулированию деятельности по оценке имущества, однако наиболее близким в части предоставления допуска на рынок для осуществления субъектами оценочной деятельности соответствующего вида является регулирование в России <13> и Казахстане <14>, где используется институт саморегулирования. При этом процедура получения допуска на рынок субъектов оценочной деятельности в этих двух государствах отличается, а в Кыргызской Республике <15> разрешительная процедура для осуществления оценочной деятельности не предусмотрена <16>. Кроме того, в данных государствах ЕАЭС различаются стандарты оценочной деятельности, процедуры проведения оценки, а также основания и механизмы привлечения к ответственности субъектов деятельности по оценке имущества и принимаемые в отношении них меры воздействия. В настоящее время услуги по оценке имущества в государствах ЕАЭС предоставляются на основании положений Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций <17>, предусматривающих возможности гармонизации законодательства, а не его унификации.
(Раманкулов К.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Услуги по оценке имущества, согласно утвержденному решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 23 плану либерализации по сектору услуг по оценке имущества <12>, должны предоставляться в рамках единого рынка услуг, который начнет функционировать не позднее 1 января 2025 г. В государствах Евразийского экономического союза применяются схожие подходы к регулированию деятельности по оценке имущества, однако наиболее близким в части предоставления допуска на рынок для осуществления субъектами оценочной деятельности соответствующего вида является регулирование в России <13> и Казахстане <14>, где используется институт саморегулирования. При этом процедура получения допуска на рынок субъектов оценочной деятельности в этих двух государствах отличается, а в Кыргызской Республике <15> разрешительная процедура для осуществления оценочной деятельности не предусмотрена <16>. Кроме того, в данных государствах ЕАЭС различаются стандарты оценочной деятельности, процедуры проведения оценки, а также основания и механизмы привлечения к ответственности субъектов деятельности по оценке имущества и принимаемые в отношении них меры воздействия. В настоящее время услуги по оценке имущества в государствах ЕАЭС предоставляются на основании положений Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций <17>, предусматривающих возможности гармонизации законодательства, а не его унификации.
Статья: О взыскании судебных издержек при установлении в суде кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной
(Коваленко Н.В., Мокрушин О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 8)До момента принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2017 года, определение как кадастровой, так и рыночной стоимостей объектов недвижимости всегда проводили одни и те же субъекты оценочной деятельности: физические лица - оценщики и юридические лица - оценочные компании. После принятия Закона N 237-ФЗ полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости законодатель наделил специально созданные для этих целей государственные бюджетные учреждения (далее - ГБУ), к работникам которых предъявляются достаточно жесткие требования: наличие специального образования в этой области, опыт работы, связанный с определением кадастровой и (или) иных видов стоимости объектов недвижимости, не менее трех лет и отсутствие судимости.
(Коваленко Н.В., Мокрушин О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 8)До момента принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2017 года, определение как кадастровой, так и рыночной стоимостей объектов недвижимости всегда проводили одни и те же субъекты оценочной деятельности: физические лица - оценщики и юридические лица - оценочные компании. После принятия Закона N 237-ФЗ полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости законодатель наделил специально созданные для этих целей государственные бюджетные учреждения (далее - ГБУ), к работникам которых предъявляются достаточно жесткие требования: наличие специального образования в этой области, опыт работы, связанный с определением кадастровой и (или) иных видов стоимости объектов недвижимости, не менее трех лет и отсутствие судимости.
Статья: Правовое регулирование и вопросы правоприменения института оценки
(Киселева Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)В качестве основы регулирования оценочной деятельности на современном этапе стоит отметить Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и среди подзаконных актов - более десятка федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ. Федеральный закон N 135-ФЗ закрепляет основные положения о процедуре оценки, ее целях, субъектах и объектах оценки, ее основаниях и регулировании. Статья 3 данного Закона определяет оценочную деятельность как "профессиональную деятельность субъектов оценочной деятельности, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости" <6>, а ст. 4 - субъекта оценочной деятельности как "физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшее свою ответственность" <7>. Согласно Федеральному стандарту оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)" оценка производится в отношении застроенных и незастроенных земельных участков, объектов капитального строительства, части земельных участков и объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений, связанных с ними имущественных прав, а также доли в праве на данные объекты <8>.
(Киселева Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)В качестве основы регулирования оценочной деятельности на современном этапе стоит отметить Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и среди подзаконных актов - более десятка федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ. Федеральный закон N 135-ФЗ закрепляет основные положения о процедуре оценки, ее целях, субъектах и объектах оценки, ее основаниях и регулировании. Статья 3 данного Закона определяет оценочную деятельность как "профессиональную деятельность субъектов оценочной деятельности, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости" <6>, а ст. 4 - субъекта оценочной деятельности как "физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшее свою ответственность" <7>. Согласно Федеральному стандарту оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)" оценка производится в отношении застроенных и незастроенных земельных участков, объектов капитального строительства, части земельных участков и объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений, связанных с ними имущественных прав, а также доли в праве на данные объекты <8>.
Статья: Определение (установление) арендной платы
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2025, N 1)В статье рассматриваются случаи определения (установления) арендной платы в соответствии с федеральным законодательством, исходя из результата оценочной деятельности, нормативных актов субъектов РФ, в том числе установления арендной платы на льготных условиях для отдельных хозяйствующих субъектов. Рассмотрен пример из судебной практики.
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2025, N 1)В статье рассматриваются случаи определения (установления) арендной платы в соответствии с федеральным законодательством, исходя из результата оценочной деятельности, нормативных актов субъектов РФ, в том числе установления арендной платы на льготных условиях для отдельных хозяйствующих субъектов. Рассмотрен пример из судебной практики.