Субъекты финансовых правоотношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты финансовых правоотношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 213.30 "Последствия признания гражданина банкротом" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Положениями статей 213.9, 213.30 Закона о банкротстве не предусмотрено лишение должника, признанного несостоятельным (банкротом), права на выдачу доверенностей, либо права выступать субъектом процессуальных правоотношений. Финансовому управляющему не предоставлено исключительное право выступать вместо гражданина, признанного несостоятельным, в судебных разбирательствах."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 08.08.2023 N 589
"О специальном порядке проведения расчетов по внешнеторговым контрактам на поставку российской сельскохозяйственной продукции"12. Определить, что в целях обеспечения эффективного государственного и корпоративного управления, финансовой устойчивости деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, совершенствования правового регулирования отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов и в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" положения подпункта 4 пункта 1 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца четвертого пункта 1 статьи 32.2, пунктов 1 и 1.1 статьи 81, статей 82 - 84 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пунктов 1 - 6 статьи 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не распространяются на сделки (операции), совершаемые организациями, определяемыми специальным решением Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
"О специальном порядке проведения расчетов по внешнеторговым контрактам на поставку российской сельскохозяйственной продукции"12. Определить, что в целях обеспечения эффективного государственного и корпоративного управления, финансовой устойчивости деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, совершенствования правового регулирования отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов и в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" положения подпункта 4 пункта 1 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца четвертого пункта 1 статьи 32.2, пунктов 1 и 1.1 статьи 81, статей 82 - 84 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пунктов 1 - 6 статьи 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не распространяются на сделки (операции), совершаемые организациями, определяемыми специальным решением Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В доктрине исследованию понятия "цифровой профиль" уделяется значительное внимание. А.В. Бухановский считает, что "цифровой профиль" - "недоличность", представляет собой набор "цифровых следов", содержащих информацию о своем владельце" <1>. А.К. Жарова рассматривает "цифровой профиль как многоуровневую сложную систему, формирование которой обеспечивается анализом данных, содержащихся во всех информационных системах, а также в информационно-телекоммуникационных сетях" <2>, при этом автор выделяет три уровня: первый формируется самими лицами, второй посредством различных платформ, приложений, а третий - результат анализа информации первого и второго уровней <3>. Для частноправовых отношений приведенное рассмотрение цифрового профиля вполне обоснованно, но в рамках публично-правовых отношений автоматизированные системы не собирают информацию из открытых источников. Данные формируются за счет внесения полученной отчетности от субъекта финансовых правоотношений, а также самим органом при участии в финансовой операции (например, Федеральное казначейство), в случае проведения контрольных мероприятий, выдачи предписаний, привлечения к ответственности в силу властных полномочий.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В доктрине исследованию понятия "цифровой профиль" уделяется значительное внимание. А.В. Бухановский считает, что "цифровой профиль" - "недоличность", представляет собой набор "цифровых следов", содержащих информацию о своем владельце" <1>. А.К. Жарова рассматривает "цифровой профиль как многоуровневую сложную систему, формирование которой обеспечивается анализом данных, содержащихся во всех информационных системах, а также в информационно-телекоммуникационных сетях" <2>, при этом автор выделяет три уровня: первый формируется самими лицами, второй посредством различных платформ, приложений, а третий - результат анализа информации первого и второго уровней <3>. Для частноправовых отношений приведенное рассмотрение цифрового профиля вполне обоснованно, но в рамках публично-правовых отношений автоматизированные системы не собирают информацию из открытых источников. Данные формируются за счет внесения полученной отчетности от субъекта финансовых правоотношений, а также самим органом при участии в финансовой операции (например, Федеральное казначейство), в случае проведения контрольных мероприятий, выдачи предписаний, привлечения к ответственности в силу властных полномочий.
Статья: Финансовый контроль в эпоху цифровизации
(Запольский С.В., Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Помимо проверок и иных мероприятий, непосредственно связанных с реализацией контрольно-надзорной функции, финансовый контроль осуществляется посредством деятельности субъектов финансовых правоотношений, направленной на организацию денежного обращения, денежных расчетов. Например, к числу инструментов регулирования денежного обращения можно отнести кредитный и страховой механизмы. Так, на сегодняшний день с помощью кредитного механизма обеспечивается финансирование жилищного строительства. В целях предотвращения необоснованного использования застройщиками денежных средств участников долевого строительства денежные средства попадают в распоряжение строительных компаний в форме банковского кредита. Фактически в рассматриваемом случае с помощью кредитного механизма происходит контроль со стороны банков за совершением финансовых операций, направленных на финансирование жилищного строительства.
(Запольский С.В., Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Помимо проверок и иных мероприятий, непосредственно связанных с реализацией контрольно-надзорной функции, финансовый контроль осуществляется посредством деятельности субъектов финансовых правоотношений, направленной на организацию денежного обращения, денежных расчетов. Например, к числу инструментов регулирования денежного обращения можно отнести кредитный и страховой механизмы. Так, на сегодняшний день с помощью кредитного механизма обеспечивается финансирование жилищного строительства. В целях предотвращения необоснованного использования застройщиками денежных средств участников долевого строительства денежные средства попадают в распоряжение строительных компаний в форме банковского кредита. Фактически в рассматриваемом случае с помощью кредитного механизма происходит контроль со стороны банков за совершением финансовых операций, направленных на финансирование жилищного строительства.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)На протяжении 20 лет Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) с момента издания первой редакции <1> претерпевает существенные изменения, связанные, в частности, с вопросами бюджетного процесса, ответственности, субъектов бюджетных правоотношений, вопросами разграничения полномочий, государственного финансового контроля и т.п. Многие проблемные вопросы законодателем решаются, но неоднозначно, вызывая критику в научном сообществе.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)На протяжении 20 лет Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) с момента издания первой редакции <1> претерпевает существенные изменения, связанные, в частности, с вопросами бюджетного процесса, ответственности, субъектов бюджетных правоотношений, вопросами разграничения полномочий, государственного финансового контроля и т.п. Многие проблемные вопросы законодателем решаются, но неоднозначно, вызывая критику в научном сообществе.
Статья: Система субъектов финансового права: от традиционных форм к гибридным моделям
(Неижкаша И.С.)
("Финансовое право", 2025, N 5)<10> См.: Амарян А.В. Контрольно-счетный орган муниципального образования как субъект финансового права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2022. С. 13; Мошкова Д.М. Образовательные и научные организации как субъекты финансового права Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017. С. 16; Тихонов К.А. Кредитный потребительский кооператив как субъект финансового права. Саратов: Издательство ФГБОУ ВО "Саратовская государственная юридическая академия", 2018. С. 38; Трофимов М.В. Теория защиты прав и законных интересов военных организаций как субъектов финансовых правоотношений с позиций юридической конфликтологии // Военное право. 2021. N 5 (69). С. 31; Скок Я.А. Саморегулируемые организации в системе субъектов финансового права // Общество: политика, экономика, право. 2022. N 12 (113). С. 90.
(Неижкаша И.С.)
("Финансовое право", 2025, N 5)<10> См.: Амарян А.В. Контрольно-счетный орган муниципального образования как субъект финансового права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2022. С. 13; Мошкова Д.М. Образовательные и научные организации как субъекты финансового права Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017. С. 16; Тихонов К.А. Кредитный потребительский кооператив как субъект финансового права. Саратов: Издательство ФГБОУ ВО "Саратовская государственная юридическая академия", 2018. С. 38; Трофимов М.В. Теория защиты прав и законных интересов военных организаций как субъектов финансовых правоотношений с позиций юридической конфликтологии // Военное право. 2021. N 5 (69). С. 31; Скок Я.А. Саморегулируемые организации в системе субъектов финансового права // Общество: политика, экономика, право. 2022. N 12 (113). С. 90.
Статья: Социальный интерес в финансовом праве
(Короп И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Статья посвящена исследованию проблемы применения категории "социальный интерес" к финансовому праву. В работе проводится научное рассмотрение вопросов неоднозначности определения базовых понятий, используемых при характеристике социальных расходов, и возможности применения для более четкого их определения понятия "социальный интерес". Изучаются подходы к определению терминов "интерес" и "социальный интерес" как в советской правовой доктрине, так и на современном этапе развития государства. Также в статье исследуются особенности реализации социального интереса в финансовых правоотношениях как на законодательном уровне, так и на практике. Делается вывод о том, что социальный интерес в финансовом праве представляет собой комплексное определение фактически существующих общественных отношений, в основе которых заложена потребность субъектов финансовых правоотношений и мотивированная деятельность общества, направленная на получение социальных благ, гарантированная и регламентированная законодательством и реализуемая через механизм социальных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также в иных формах оказания социальной помощи (в том числе через некоммерческие организации), и включает в себя публичный интерес (интерес государства в снижении социальной напряженности в обществе) и частный интерес (интерес в справедливом перераспределении ресурсов государства нуждающимся в оказании социальной помощи и поддержки).
(Короп И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Статья посвящена исследованию проблемы применения категории "социальный интерес" к финансовому праву. В работе проводится научное рассмотрение вопросов неоднозначности определения базовых понятий, используемых при характеристике социальных расходов, и возможности применения для более четкого их определения понятия "социальный интерес". Изучаются подходы к определению терминов "интерес" и "социальный интерес" как в советской правовой доктрине, так и на современном этапе развития государства. Также в статье исследуются особенности реализации социального интереса в финансовых правоотношениях как на законодательном уровне, так и на практике. Делается вывод о том, что социальный интерес в финансовом праве представляет собой комплексное определение фактически существующих общественных отношений, в основе которых заложена потребность субъектов финансовых правоотношений и мотивированная деятельность общества, направленная на получение социальных благ, гарантированная и регламентированная законодательством и реализуемая через механизм социальных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также в иных формах оказания социальной помощи (в том числе через некоммерческие организации), и включает в себя публичный интерес (интерес государства в снижении социальной напряженности в обществе) и частный интерес (интерес в справедливом перераспределении ресурсов государства нуждающимся в оказании социальной помощи и поддержки).
Статья: Полномочия органов публичной власти при толковании и конкретизации правовых актов в финансовой сфере
(Кожушко С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Особенно остро проблема коллизий полномочий проявляется в сферах, находящихся на стыке компетенций различных органов. Например, в области валютного регулирования и контроля могут возникать противоречия между позициями Центрального банка РФ и Федеральной налоговой службы. В сфере финансового мониторинга возможны расхождения в подходах Росфинмониторинга и Банка России. Подобные коллизии не только затрудняют деятельность самих государственных органов, но и создают значительные риски для субъектов финансовых правоотношений, которые вынуждены действовать в условиях правовой неопределенности.
(Кожушко С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Особенно остро проблема коллизий полномочий проявляется в сферах, находящихся на стыке компетенций различных органов. Например, в области валютного регулирования и контроля могут возникать противоречия между позициями Центрального банка РФ и Федеральной налоговой службы. В сфере финансового мониторинга возможны расхождения в подходах Росфинмониторинга и Банка России. Подобные коллизии не только затрудняют деятельность самих государственных органов, но и создают значительные риски для субъектов финансовых правоотношений, которые вынуждены действовать в условиях правовой неопределенности.
Статья: Государство как специальный участник рынка ценных бумаг в Российской Федерации: финансово-правовой аспект
(Карпов К.А.)
("Финансовое право", 2024, N 7)В статье проводится анализ государства как субъекта финансовых правоотношений. В работе выделены основные направления государства на рынке ценных бумаг как части финансового рынка Российской Федерации. На основе проведенного анализа основных направлений страны на фондовом рынке автором сделан вывод о том, что государство является специальным участником данного рынка, главной целью которого являются сохранение баланса интересов остальных участников рынка ценных бумаг, а также защита прав и законных интересов граждан-инвесторов на этом рынке и поддержание в обществе социальной справедливости.
(Карпов К.А.)
("Финансовое право", 2024, N 7)В статье проводится анализ государства как субъекта финансовых правоотношений. В работе выделены основные направления государства на рынке ценных бумаг как части финансового рынка Российской Федерации. На основе проведенного анализа основных направлений страны на фондовом рынке автором сделан вывод о том, что государство является специальным участником данного рынка, главной целью которого являются сохранение баланса интересов остальных участников рынка ценных бумаг, а также защита прав и законных интересов граждан-инвесторов на этом рынке и поддержание в обществе социальной справедливости.
Статья: Государственное финансовое стимулирование: понятие и сущность
(Нигметзянов А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 3)Финансово-правовые ограничения устанавливают условия применения мер принуждения и финансово-правовой ответственности. Безусловно, финансово-правовые стимулы и ограничения взаимосвязаны между собой. Например, предоставление налоговых льгот может сопровождаться ограничением по объектам налогообложения (п. 1 ст. 407 НК РФ); право на получение мер финансового стимулирования, т.е. финансово-правовые стимулы (меры и стимулы рассматриваются как синонимы). Например, бюджетный кредит возникает при соблюдении ограничения по предшествующему добросовестному поведению и финансовой дисциплины; применение ограничений может привести к более эффективному последующему поведению субъектов финансовых правоотношений <17>.
(Нигметзянов А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 3)Финансово-правовые ограничения устанавливают условия применения мер принуждения и финансово-правовой ответственности. Безусловно, финансово-правовые стимулы и ограничения взаимосвязаны между собой. Например, предоставление налоговых льгот может сопровождаться ограничением по объектам налогообложения (п. 1 ст. 407 НК РФ); право на получение мер финансового стимулирования, т.е. финансово-правовые стимулы (меры и стимулы рассматриваются как синонимы). Например, бюджетный кредит возникает при соблюдении ограничения по предшествующему добросовестному поведению и финансовой дисциплины; применение ограничений может привести к более эффективному последующему поведению субъектов финансовых правоотношений <17>.
Статья: Парапубличные организации как субъекты финансового права
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Поскольку финансовая деятельность осуществляется для достижения публичных целей и реализации публичных интересов, особое место среди субъектов финансовых правоотношений принадлежит носителям таких интересов - публичным субъектам, которые обладают целевой финансовой правоспособностью. Это означает, что их полномочия непосредственно направлены на реализацию публичных интересов. В целом данный подход соответствует традиционному пониманию роли государства в развитии национальной экономики, когда публичное образование является главным или даже единственным субъектом принятия ключевых управленческих решений и их реализации на местах.
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Поскольку финансовая деятельность осуществляется для достижения публичных целей и реализации публичных интересов, особое место среди субъектов финансовых правоотношений принадлежит носителям таких интересов - публичным субъектам, которые обладают целевой финансовой правоспособностью. Это означает, что их полномочия непосредственно направлены на реализацию публичных интересов. В целом данный подход соответствует традиционному пониманию роли государства в развитии национальной экономики, когда публичное образование является главным или даже единственным субъектом принятия ключевых управленческих решений и их реализации на местах.
Статья: Финансово-правовые особенности расчетных отношений
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Финансово-правовой аспект расчетных отношений определяется целью исполнения публично-правовых обязанностей субъектов финансовых правоотношений. В рассматриваемом аспекте финансовое правоотношение будет основным, первичным по отношению к расчетному. При этом правовое регулирование расчетов будет осуществляться комплексно нормами гражданского права и нормами финансового права, в зависимости от вида финансового правоотношения. Например, порядок расчета при уплате налога будет регулироваться как нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 46 "Расчеты"), так и нормами Налогового кодекса Российской Федерации (глава 8 "Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов"), а также Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (глава 6 "Общие положения о доходах бюджетов").
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Финансово-правовой аспект расчетных отношений определяется целью исполнения публично-правовых обязанностей субъектов финансовых правоотношений. В рассматриваемом аспекте финансовое правоотношение будет основным, первичным по отношению к расчетному. При этом правовое регулирование расчетов будет осуществляться комплексно нормами гражданского права и нормами финансового права, в зависимости от вида финансового правоотношения. Например, порядок расчета при уплате налога будет регулироваться как нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 46 "Расчеты"), так и нормами Налогового кодекса Российской Федерации (глава 8 "Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов"), а также Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (глава 6 "Общие положения о доходах бюджетов").