Субъекты бюджетных правоотношений
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты бюджетных правоотношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 152 "Участники бюджетного процесса" БК РФ"Взыскатель, как следует из положений ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не относится к участникам бюджетного процесса, в связи с чем, с учетом норм данного Кодекса о сфере действия и субъектах бюджетных правоотношений, должник не уполномочен на самостоятельное перечисление денежных средств взыскателю."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 420 "Понятие договора" ГК РФ"Ссылки ответчика на отсутствие оснований для оплаты стоимости оказанных услуг в заявленном истцом размере ввиду того, что ответчик с учетом положений бюджетного законодательства отвечает по своим обязательствам только в пределах бюджетных ассигнований, отклоняются с учетом положений пункта 3 статьи 2 ГК РФ, а также правового подхода, сформированного в Определении Верховного Суда Российской Федерации 310-ЭС20-6179 от 08.10.2020, по смыслу которых наличие у ответчика статуса субъекта бюджетных правоотношений не отменяет его гражданско-правовых обязательств, правовой режим которых в данном случае регулируется нормами статей 307, 309, 420 ГК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)19.2. Субъекты бюджетного права и бюджетные правоотношения
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)19.2. Субъекты бюджетного права и бюджетные правоотношения
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об автономных учреждениях"3.11-1. Автономные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"Об автономных учреждениях"3.11-1. Автономные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Видовая и правовая характеристики мониторинга в бюджетной сфере и его реализация в информационном пространстве
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Методами проведения бюджетного мониторинга являются сбор, обобщение, анализ информации об участнике казначейского сопровождения с использованием информационных систем. В частности, этапом проведения бюджетного мониторинга является исполнение бюджета с применением обязательной процедуры - открытия лицевых счетов субъектам бюджетных правоотношений при "осуществлении операций" с бюджетными средствами.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Методами проведения бюджетного мониторинга являются сбор, обобщение, анализ информации об участнике казначейского сопровождения с использованием информационных систем. В частности, этапом проведения бюджетного мониторинга является исполнение бюджета с применением обязательной процедуры - открытия лицевых счетов субъектам бюджетных правоотношений при "осуществлении операций" с бюджетными средствами.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)На протяжении 20 лет Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) с момента издания первой редакции <1> претерпевает существенные изменения, связанные, в частности, с вопросами бюджетного процесса, ответственности, субъектов бюджетных правоотношений, вопросами разграничения полномочий, государственного финансового контроля и т.п. Многие проблемные вопросы законодателем решаются, но неоднозначно, вызывая критику в научном сообществе.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)На протяжении 20 лет Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) с момента издания первой редакции <1> претерпевает существенные изменения, связанные, в частности, с вопросами бюджетного процесса, ответственности, субъектов бюджетных правоотношений, вопросами разграничения полномочий, государственного финансового контроля и т.п. Многие проблемные вопросы законодателем решаются, но неоднозначно, вызывая критику в научном сообществе.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных правоотношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных правоотношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Статья: О перспективах применения принципа добросовестности в бюджетном праве
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Однако императивность поведения субъектов бюджетных правоотношений нельзя возвести в абсолют, так как законодатель по объективным причинам не в состоянии установить полное точечное регулирование для каждого возможного сценария поведения упомянутых субъектов.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Однако императивность поведения субъектов бюджетных правоотношений нельзя возвести в абсолют, так как законодатель по объективным причинам не в состоянии установить полное точечное регулирование для каждого возможного сценария поведения упомянутых субъектов.
Статья: Мониторинг в бюджетной сфере как инструмент обеспечения финансового суверенитета
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Бюджетная процедура же представляет собой сложный "правовой феномен", она реализуется в разрезе стадий бюджетного процесса соответствующими участниками бюджетного процесса и иными субъектами бюджетных правоотношений, полномочия которых возникли в силу закона, договора (соглашения), и каждая бюджетная процедура реализуется в соответствии с установленным порядком и направлена на достижение установленных целей.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)Бюджетная процедура же представляет собой сложный "правовой феномен", она реализуется в разрезе стадий бюджетного процесса соответствующими участниками бюджетного процесса и иными субъектами бюджетных правоотношений, полномочия которых возникли в силу закона, договора (соглашения), и каждая бюджетная процедура реализуется в соответствии с установленным порядком и направлена на достижение установленных целей.
Статья: О структуре бюджетного права
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Следует признать, что по количеству и составу бюджетно-правовых институтов среди ученых наблюдаются многообразие мнений, отсутствие четких критериев в определении структуры системы бюджетного права. Например, к числу институтов Общей части В.А. Парыгина и А.А. Тедеев относят институты доходов и расходов бюджетов, бюджетного процесса, ответственности за нарушение бюджетного законодательства <16>. По мнению И.И. Кучерова, "...нормы Общей части определяют устройство бюджетной системы, ее организационные и функциональные принципы, структуру бюджетов, основные права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений и конкретизируются в нормах Особенной части, которые детально регламентируют процедуры составления и представления проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, осуществления контроля за их исполнением" <17>.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Следует признать, что по количеству и составу бюджетно-правовых институтов среди ученых наблюдаются многообразие мнений, отсутствие четких критериев в определении структуры системы бюджетного права. Например, к числу институтов Общей части В.А. Парыгина и А.А. Тедеев относят институты доходов и расходов бюджетов, бюджетного процесса, ответственности за нарушение бюджетного законодательства <16>. По мнению И.И. Кучерова, "...нормы Общей части определяют устройство бюджетной системы, ее организационные и функциональные принципы, структуру бюджетов, основные права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений и конкретизируются в нормах Особенной части, которые детально регламентируют процедуры составления и представления проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, осуществления контроля за их исполнением" <17>.
Статья: Особенности правового положения лиц, содействующих бюджетному администрированию
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Немаловажным аспектом исследования места органов, осуществляющих содействие бюджетному администрированию, является выяснение вопроса об их отнесении к субъектам бюджетного права и субъектам бюджетного правоотношения. Российскими учеными разграничено понятие субъекта бюджетного права и субъекта бюджетного правоотношения. Например, Н.И. Химичева рассматривает понятие "субъект бюджетного права" как более широкое по отношению к "субъекту бюджетного правоотношения", поскольку "в данный момент носители бюджетных прав и обязанностей могут еще не вступать в конкретные правоотношения. Кроме того, в правоотношениях могут быть реализованы не все права и обязанности" <3>. Аналогичной позиции придерживаются и другие ученые <4>.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Немаловажным аспектом исследования места органов, осуществляющих содействие бюджетному администрированию, является выяснение вопроса об их отнесении к субъектам бюджетного права и субъектам бюджетного правоотношения. Российскими учеными разграничено понятие субъекта бюджетного права и субъекта бюджетного правоотношения. Например, Н.И. Химичева рассматривает понятие "субъект бюджетного права" как более широкое по отношению к "субъекту бюджетного правоотношения", поскольку "в данный момент носители бюджетных прав и обязанностей могут еще не вступать в конкретные правоотношения. Кроме того, в правоотношениях могут быть реализованы не все права и обязанности" <3>. Аналогичной позиции придерживаются и другие ученые <4>.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Прежде чем перейти к анализу сущности и реализации принципа участия граждан в бюджетном процессе, определимся со статусом физических лиц в бюджетных правоотношениях. БК РФ не относит физических лиц к участникам бюджетного процесса. Однако исключать их из круга субъектов бюджетных правоотношений не следует. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" определяет физических лиц как получателей услуг, осуществляемых за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Соответственно, БК РФ дополнен ст. 78.4, которая указывает на получателей субсидии - физических лиц - производителей товаров, работ, услуг. Следовательно, физические лица опосредовано участвуют в бюджетном процессе. В рассматриваемом аспекте участие граждан в бюджетном процессе предусматривает более широкий круг физических лиц.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Прежде чем перейти к анализу сущности и реализации принципа участия граждан в бюджетном процессе, определимся со статусом физических лиц в бюджетных правоотношениях. БК РФ не относит физических лиц к участникам бюджетного процесса. Однако исключать их из круга субъектов бюджетных правоотношений не следует. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" определяет физических лиц как получателей услуг, осуществляемых за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Соответственно, БК РФ дополнен ст. 78.4, которая указывает на получателей субсидии - физических лиц - производителей товаров, работ, услуг. Следовательно, физические лица опосредовано участвуют в бюджетном процессе. В рассматриваемом аспекте участие граждан в бюджетном процессе предусматривает более широкий круг физических лиц.
Статья: К вопросу о целевом воздействии на поведение участников бюджетной деятельности в условиях бюджетно-правового режима
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Акцентируя внимание на взаимосвязанности предмета регулирования и законодательного закрепления сферы воздействия норм бюджетного законодательства, И.И. Кучеров определяет предмет бюджетного права как "совокупность отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением" <9>.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Акцентируя внимание на взаимосвязанности предмета регулирования и законодательного закрепления сферы воздействия норм бюджетного законодательства, И.И. Кучеров определяет предмет бюджетного права как "совокупность отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением" <9>.
Статья: Субъекты бюджетного права в контексте реформирования бюджетного законодательства
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2022, N 8)В.В. Бесчеревных также считал, что "субъектами бюджетных правоотношений, в отличие от других видов финансовых правоотношений (налоговых, кредитных и др.), не являются отдельные колхозы, кооперативные предприятия и организации и граждане", так как указанные субъекты "не участвуют в процессе распределения доходов и расходов между бюджетами, не принимают непосредственного участия в стадиях бюджетного процесса и не получают непосредственно из бюджета соответствующих денежных сумм" <24>.
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2022, N 8)В.В. Бесчеревных также считал, что "субъектами бюджетных правоотношений, в отличие от других видов финансовых правоотношений (налоговых, кредитных и др.), не являются отдельные колхозы, кооперативные предприятия и организации и граждане", так как указанные субъекты "не участвуют в процессе распределения доходов и расходов между бюджетами, не принимают непосредственного участия в стадиях бюджетного процесса и не получают непосредственно из бюджета соответствующих денежных сумм" <24>.