Субъекты банковского права
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты банковского права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая концепция финансирования развития
(Кузнецов С.В.)
("Юрист", 2021, N 12)Правовая природа банка развития не позволяет отнести его к категории банков или кредитных организаций по смыслу банковского законодательства, однако позволяет включить его в круг субъектов банковского права в силу предоставления ему полномочий по осуществлению банковских операций. С точки зрения правовой природы банк развития охарактеризован как лицо публичного права, которое действует в целях реализации публичного интереса на основании делегированных ему государством полномочий по созданию необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для субъектов частного предпринимательства. Как любой институт развития банк развития осуществляет двоякую функцию: с одной стороны, он может быть признан инструментом (средством) государственного регулирования экономики, с другой - субъектом, осуществляющим такое регулирование в части наделения его определенными функциями в рамках его целевой правоспособности. Некоммерческие организации неслучайно были выбраны в качестве организационно-правовых форм функционирования банков развития, так как, по справедливому замечанию Т.В. Сойфер, экономические интересы таких организаций прежде всего исходят из их стремления достичь положительного социально-экономического эффекта <11>. Некоммерческий характер деятельности финансового института развития подчеркивает то, что систематическое извлечение прибыли не является основной целью его деятельности.
(Кузнецов С.В.)
("Юрист", 2021, N 12)Правовая природа банка развития не позволяет отнести его к категории банков или кредитных организаций по смыслу банковского законодательства, однако позволяет включить его в круг субъектов банковского права в силу предоставления ему полномочий по осуществлению банковских операций. С точки зрения правовой природы банк развития охарактеризован как лицо публичного права, которое действует в целях реализации публичного интереса на основании делегированных ему государством полномочий по созданию необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для субъектов частного предпринимательства. Как любой институт развития банк развития осуществляет двоякую функцию: с одной стороны, он может быть признан инструментом (средством) государственного регулирования экономики, с другой - субъектом, осуществляющим такое регулирование в части наделения его определенными функциями в рамках его целевой правоспособности. Некоммерческие организации неслучайно были выбраны в качестве организационно-правовых форм функционирования банков развития, так как, по справедливому замечанию Т.В. Сойфер, экономические интересы таких организаций прежде всего исходят из их стремления достичь положительного социально-экономического эффекта <11>. Некоммерческий характер деятельности финансового института развития подчеркивает то, что систематическое извлечение прибыли не является основной целью его деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)4. Для совершения операций со средствами, полученными Фондом субъекта Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации, указанный Фонд открывает счет в финансовом органе субъекта Российской Федерации. Для иных целей Фонд субъекта Российской Федерации вправе открывать банковские счета в кредитных организациях, находящихся на территории Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)4. Для совершения операций со средствами, полученными Фондом субъекта Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации, указанный Фонд открывает счет в финансовом органе субъекта Российской Федерации. Для иных целей Фонд субъекта Российской Федерации вправе открывать банковские счета в кредитных организациях, находящихся на территории Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)<155> Баренбойм П.Д., Кравченко Д.В. Создание мегарегулятора на базе Банка России в контексте его независимого конституционного статуса // Законодательство и экономика. 2013. N 6; Баренбойм П.Д., Кутафин О.Е. Статус Центрального банка как основной вопрос конституционной экономики в России // Очерки конституционной экономики: статус Банка России / Отв. ред. П.Д. Баренбойм, В.И. Лафитский. М.: Юстицинформ, 2001. С. 7; Лафитский В.И. К вопросу о юридических лицах публичного права // Журнал российского права. 2011. N 3; Банк России в XXI веке: Сборник статей / Отв. ред. П.Д. Баренбойм, В.И. Лафитский; Сост. С.А. Голубев М.: Юстицинформ, 2003. С. 152; Конституционная экономика: Учебник для юридических вузов / Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И. и др. М., 2006. С. 25 - 26; Лаутс Е.Б. Концепция юридического лица публичного права и субъекты банковской системы РФ // Банковское право. 2012. N 3; Клейн Н.И., Чубаров В.В. Правоспособность Центрального банка Российской Федерации // Право и экономика 2000. N 1; Турбанов А.В., Лисовская И.А. Через смену регулятора - к реформе аудита // Деньги и кредит. 2017. N 11. [Электронный ресурс]. URL: //https://www.sroapr.ru/docs/2017/dengi_i_kredit_11-2017.pdf (дата обращения: 12.03.2017).
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)<155> Баренбойм П.Д., Кравченко Д.В. Создание мегарегулятора на базе Банка России в контексте его независимого конституционного статуса // Законодательство и экономика. 2013. N 6; Баренбойм П.Д., Кутафин О.Е. Статус Центрального банка как основной вопрос конституционной экономики в России // Очерки конституционной экономики: статус Банка России / Отв. ред. П.Д. Баренбойм, В.И. Лафитский. М.: Юстицинформ, 2001. С. 7; Лафитский В.И. К вопросу о юридических лицах публичного права // Журнал российского права. 2011. N 3; Банк России в XXI веке: Сборник статей / Отв. ред. П.Д. Баренбойм, В.И. Лафитский; Сост. С.А. Голубев М.: Юстицинформ, 2003. С. 152; Конституционная экономика: Учебник для юридических вузов / Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И. и др. М., 2006. С. 25 - 26; Лаутс Е.Б. Концепция юридического лица публичного права и субъекты банковской системы РФ // Банковское право. 2012. N 3; Клейн Н.И., Чубаров В.В. Правоспособность Центрального банка Российской Федерации // Право и экономика 2000. N 1; Турбанов А.В., Лисовская И.А. Через смену регулятора - к реформе аудита // Деньги и кредит. 2017. N 11. [Электронный ресурс]. URL: //https://www.sroapr.ru/docs/2017/dengi_i_kredit_11-2017.pdf (дата обращения: 12.03.2017).
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)В некоторых работах можно встретить и намного более широкий перечень субъектов права. Так, В.К. Цечоев и А.Р. Швандерова, говоря о развитии права, отмечают появление таких "новых субъектов права", как банки, акционерные общества, коммерческие структуры и т.д. <3>; в других источниках говорится о специальных или особых субъектах права: военнослужащий <4>, саморегулируемая организация <5>, суд <6> и т.п. Однако здесь следует понимать, что указанные субъекты не являются действительно принципиально новыми по отношению к приведенным выше, все они объективно выступают разновидностью либо физических лиц, либо каких-то конкретных их объединений. Бесспорно, они обладают определенной спецификой, однако вполне укладываются в рамки классической теории.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)В некоторых работах можно встретить и намного более широкий перечень субъектов права. Так, В.К. Цечоев и А.Р. Швандерова, говоря о развитии права, отмечают появление таких "новых субъектов права", как банки, акционерные общества, коммерческие структуры и т.д. <3>; в других источниках говорится о специальных или особых субъектах права: военнослужащий <4>, саморегулируемая организация <5>, суд <6> и т.п. Однако здесь следует понимать, что указанные субъекты не являются действительно принципиально новыми по отношению к приведенным выше, все они объективно выступают разновидностью либо физических лиц, либо каких-то конкретных их объединений. Бесспорно, они обладают определенной спецификой, однако вполне укладываются в рамки классической теории.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Вправе ли органы прокуратуры РФ требовать от кредитных организаций предоставить информацию, составляющую банковскую тайну
(КонсультантПлюс, 2025)Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс Российской Федерации одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.
Вправе ли органы прокуратуры РФ требовать от кредитных организаций предоставить информацию, составляющую банковскую тайну
(КонсультантПлюс, 2025)Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс Российской Федерации одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.
Статья: Правовые проблемы определения компетенции Банка России в "антисанкционных" нормативных актах
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)<22> Ручкина Г.Ф. Особенности нормативного правового регулирования осуществления банковской деятельности в новых субъектах Российской Федерации // Банковское право. 2023. N 2. С. 24 - 33.
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)<22> Ручкина Г.Ф. Особенности нормативного правового регулирования осуществления банковской деятельности в новых субъектах Российской Федерации // Банковское право. 2023. N 2. С. 24 - 33.
Статья: Арест залога в обеспечение иска: проблемы правоприменения в банковских правоотношениях
(Гавричков С.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)<16> Михайлова Е.В. Защита прав и законных интересов субъектов банковской деятельности // Банковское право. 2023. N 4. С. 16 - 24.
(Гавричков С.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)<16> Михайлова Е.В. Защита прав и законных интересов субъектов банковской деятельности // Банковское право. 2023. N 4. С. 16 - 24.
Статья: Как избежать обвинений в нарушении банковской тайны: нюансы передачи сведений в частноправовом порядке
(Мезанов П.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Тема обработки информации, составляющей банковскую тайну, исследована разносторонне и подробно. Но этот вопрос, судя по всему, относится к числу вечных для практики коммерческих банков и требует постоянного осмысления в динамично меняющихся условиях. В статье внимание сосредоточено на прикладных аспектах, которые необходимо учитывать банкам, принимая решение в отношении передачи сведений, относящихся к банковской тайне, субъектам частного права.
(Мезанов П.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Тема обработки информации, составляющей банковскую тайну, исследована разносторонне и подробно. Но этот вопрос, судя по всему, относится к числу вечных для практики коммерческих банков и требует постоянного осмысления в динамично меняющихся условиях. В статье внимание сосредоточено на прикладных аспектах, которые необходимо учитывать банкам, принимая решение в отношении передачи сведений, относящихся к банковской тайне, субъектам частного права.